Знакомство участников друг с другом и с тренером.
Знакомство проходит в кругу, с мячом. Начинает знакомство ведущий тренинга. Он немного рассказывает о себе, тем самым давая установку и настрой на все последующие дни тренинга. Затем он передает мяч по кругу, и каждый участник называет свое имя, сферу профессиональных интересов, которые привели его на данный тренинг.
Эта мини-лекция — небольшой экскурс в прошлое. Тренер рассказывает об изменениях, произошедших на современном этапе в характере взаимодействия работников образования с родителями, о передаче ответственности родителям, о помощи, которую призваны оказывать им социальные институты.
В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде всего видит предмет, событие или явление, «аудиалов» — люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции.
Тренер обсуждает с участниками причины неэффективного слушания в процессе общения. Затем слушатели знакомятся с таблицей, иллюстрирующей процесс получения информации в ходе слушания, которую мы привели выше.
Тренер знакомит участников с разными типологиями слушателей и просит ответить на вопрос, какую роль выполнял каждый из них в упражнении «Интересная лекция». После этого проходит обсуждение реальных ситуаций, происходящих на лекциях педагогов. Затем участники знакомятся с техниками активного слушания.
Тренер дает определение вербальных средств общения, приводит принципы построения речевой коммуникации. Слушатели знакомятся со стратегиями и тактиками речевого общения, о необходимости сознательного использования педагогами тактических приемов. При необходимости ведущий рассказывает о правилах построения «Я-высказываний», использование которых в общении с родителями может стать одним из способов конструктивного решения конфликтной ситуации.
Тренер знакомит участников с различными классификациями вопросов (закрытые, открытые, альтернативные, риторические и т. д.) и сферой их эффективного использования в педагогической практике, в том числе при взаимодействии с родителями. Если группа достаточно продвинута в плане изучения основ психологии, мини-лекцию можно заменить мини-беседой. В этом случае участники делятся своими знаниями в области классификаций и техник постановки вопросов.
Тренер рассказывает участникам краткую историю изучения мимики и жестов в психологической науке. Далее он может рассказать об открытых, закрытых и зеркальных позах и жестах, о жестах «рука к лицу», «пирамида» и др., о том, как важно уметь управлять своей мимикой в процессе общения.
Иигра-приветствие
Установление контактов между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Тренер знакомит участников с классификацией конфликтных типов личности Д. Скотта: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик».
В связи с тем, что работа педагога связана с общением с большим количеством родителей и детей, он неизбежно сталкивается с различными манипуляциями, предпринимаемыми ими. Чтобы защитить себя и сделать общение эффективным, учитель и воспитатель должны владеть навыками распознавания различных типов манипуляций и способами защиты от них.
Тренер знакомит слушателей с различными формами работы: как с традиционными, так и с новыми; предлагает поделиться своими наработками в этой области. Наиболее интересные предложения могут быть описаны, по желанию слушателей вывешены на стенде или отксерокопированы для раздачи всем участникам.
Продолжение знакомства участников тренинга друг с другом.
Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса.
В данной мини-лекции тренер обращает внимание слушателей на взаимосвязь эмоций и мышления и дает определение эмоционального интеллекта, а также знакомит с его составляющими.
Тренер заостряет внимание на том, какую роль играет душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых, умение заботиться не только о своих учениках и воспитанниках, но и о самом себе. Если у группы появится запрос, тренер может рассказать об основных эмоциональных нарушениях: депрессия, гнев, тревожность и др. Далее по желанию участников тренер предлагает ответить на вопросы теста: «Как вы заботитесь о себе?»
Как показывает практика, педагоги получают достаточно много информации о том, как им работать с детьми. Но многие воспитатели и учителя нуждаются и в знаниях о том, как следует справляться со своими проблемами, управлять стрессовыми ситуациями, не переносить негативные эмоции в семью и др. Тренер рассказывает о том, в какой форме психолог может удовлетворить запрос педагогов.
Тренер дает определение ассертивности и знакомит участников с основными признаками ассертивного человека, говорит о необходимости развития этого качества у педагогов. Знакомство участников с техниками отказа собеседнику подготовит к выполнению упражнения по их отработке.