Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; представлял назначение денег; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага и т.д.
В Центре внешкольной работы сложилась целая система преподавания экономики в начальной школе. В 5 базовых школах города в течение 7 лет педагоги Центра ведут уроки экономики.
Подробно изучив литературу по преподаванию экономики в начальной школе таких авторов, как И. Сасова, Л. Кларина, Т. Смирнова, А. Самохина, Т. Попова и других, я пришла к необходимости составления адаптированной к собственным условиям программы, которая бы отвечала современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.Практика обучения по этой программе в течение пяти лет дает свои положительные результаты. Школьники успешно продолжают изучение экономики в среднем и старшем звене, являются постоянными победителями и призерами городских конкурсов и олимпиад по экономике.
Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учеников, моделировании различных ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, программа создает условия для развития не только экономического мышления, но творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Формируется представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Ребята познают значение природного богатства для человека, проникаются бережным отношениям к природе и всем видам ресурсов.
Темы для изучения «Экономики» отобраны с учетом возрастных особенностей. Усвоению знаний помогают сказочные персонажи: Гном Эконом (2 класс), Белка и ее компания (3–4 классы). Увеличению самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении курса способствуют рабочие тетради «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (2 класс.) и «Путешествие Белки и ее компании» в двух частях. (3–4 класс)
Учитывая возрастные особенности детей, на уроках используется большой наглядный материал, что способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Цель обучения: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и мышления.
Задачи:
Обучающие:
формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
освоение простейших приемов выбора;
овладение элементарными экономическими расчетами;
понимание графиков и таблиц;
Развивающие:
развитие навыков принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;
умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы;
развитие творческого и логического мышления.
Воспитательные:
воспитание бережливости, аккуратности, ответственности;
формирование навыков коллективных действий;
стимулирование разносторонней активности детей.
Программа предназначена для обучения детей 2–4 классов, рассчитана на 3 года. Изучение курса «Экономика» целесообразно начинать во втором классе, когда дети в достаточной степени освоят навыки чтения и письма.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в форме факультативного урока 1 академический час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Формы обучения:
Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учащихся:
– моделирование различных ситуаций;
– выполнение творческих заданий;
– создание проектов.
Основные знания и умения:
Учащиеся начальной школы в процессе изучения экономики должны знать:
– какие бывают потребности
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги и их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов «;
– что такое «собственность», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Основные формы контроля:
– проверочные и самостоятельные работы;
– творческие задания;
– конкурсы и деловые игры;
– олимпиады.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика: Построение и чтение столбчатых и круговых графиков. Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.
Русский язык: Написание сочинений. Подготовка сообщений. Обогащение словарного запаса детей. Ведение словаря экономических терминов. Разгадывание ребусов, шарад и другие занимательные задания. Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство: Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже.
Раскраска. Конкурсные задания по рисунку на экономические темы. Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир: Экология родного края. Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Обычаи и жизнь народов разных стран. Города и страны.
Используемая литература:
Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика.
Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
Экономика. Программа для 1-11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина. ж/л Экономика в школе; № 2, 2005.
Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997.
Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1–11 классов. Московская экономическая школа.
Учебно-тематический план (I год обучения)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение в экономику |
1 |
1 |
- |
2 |
Потребности |
2 |
1 |
1 |
3 |
Источники удовлетворения потребностей |
7 |
2 |
5 |
4 |
Домашнее хозяйство |
4 |
- |
4 |
5 |
Товары и услуги |
6 |
1 |
5 |
6 |
Деньги |
8 |
4 |
4 |
7 |
Маркетинг |
4 |
1 |
3 |
8 |
Задачи от Гнома Эконома |
2 |
- |
2 |
Итого |
34 часа |
10 часов |
24 часа |
Учебно-тематический план (II год обучения)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Знакомство с Белкой и ее компанией |
2 |
1 |
1 |
2 |
Потребности |
1 |
1 |
- |
3 |
Торговля |
12 |
4 |
8 |
4 |
Графики |
3 |
1 |
2 |
5 |
Деньги |
4 |
2 |
2 |
6 |
Занимательная экономика |
5 |
- |
5 |
7 |
Экономические задачи |
5 |
2 |
3 |
8 |
Аренда |
1 |
1 |
- |
9 |
Банки. Вклады |
1 |
1 |
- |
Итого |
34 часа |
13 часов |
21 час |
Учебно-тематический план (III год обучения)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Встреча в лесной экономической школе |
1 |
- |
1 |
2 |
Основы экономического развития |
10 |
5 |
5 |
3 |
Реклама. Качество товара |
4 |
2 |
2 |
4 |
Банки. Ценные бумаги |
3 |
2 |
1 |
5 |
Штрафы |
1 |
1 |
- |
6 |
Деловая этика |
1 |
1 |
- |
7 |
История профессий |
1 |
1 |
- |
8 |
Налоги |
2 |
1 |
1 |
9 |
Международная торговля |
1 |
1 |
- |
10 |
Экономические задачи |
5 |
1 |
4 |
11 |
Занимательная экономика |
5 |
1 |
4 |
Итого |
34 часа |
16 часов |
18 часов |
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/