Направленность ДО-программы
Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по предметам естественно цикла, их межпредметным связям; понимание и осознание учащимися важной роли химии в научно–техническом прогрессе: смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на развитие общества, его эволюцию.
Цели:
Программа рассчитана на:
формирование у учащихся научно-технического мировоззрения;
осознание учащимися социальной значимости рассматриваемых проблем;
понимание ими необходимости осознанного выбора будущей профессии;
формирование у них активной жизненной позиции;
воспитание у них чувства патриотизма.
Задачи
Развивать познавательные способности учащихся.
Развивать аналитическое мышление.
Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН.
Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками.
Совершенствовать ЗУН по проведению исследований (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение).
Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ.
Развивать умение оформлять проекты, делать презентации.
Развивать умение видеть и определять приоритеты инновационных технологий.
Познакомить учащихся с основами различных химических производств (устройство, принцип действия аппаратов, научные принципы производства).
Ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в моделировании и конструировании процессов и аппаратов химических производств.
Развивать умения и навыки моделирования и конструирования (создание макетов химических производств на практических занятиях)
Совершенствовать практические умения и навыки по проведению химического эксперимента.
Отличительные особенности данной ДО – программы: Программа с социально-значимой направленностью
Возраст детей: 9–11 классы.
Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии
Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций, моделей химических производств, моделей молекул, получение химических веществ "Большой химии”
Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах, семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских)
Содержание дополнительной образовательной программы
Образовательная программа " Химия и научно – технический прогресс” предусматривает рассмотрение некоторых глобальных проблем человечества, пути и способы разрешения их. Новые подходы, новое мышление, создание и использование " революционно – прорывных” инновационных технологий – необходимое требование сегодняшнего дня в решении актуальнейших задач, как в мире, так и в нашей стране.
Смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на технический прогресс в обществе. Роль химии при этом всегда была и остается значительной.
В связи с этим в курсе рассматривается роль химии в научно – техническом прогрессе общества, рассматривается проблема необходимости развития химической промышленности опережающими темпами по отношению к другим отраслям народного хозяйства, необходимости синтеза новых веществ и композиций с заданными свойствами, нужных для решения задач в разных сферах жизни и деятельности человека.
Рассматривается, как конкретно химия способствует развитию машиностроения, авиастроения, электроники, космической техники, легкой промышленности, медицины, пищевой промышленности и др., а значит, способствует научно – техническому прогрессу и развитию общества в целом, т.е. его эволюции. Поэтому в программе рассматриваются проблемы сохранения органического сырья для нужд химической промышленности, разработки и создания принципиально новых альтернативных источников энергии, усовершенствования уже имеющихся технологий.
В программе предусмотрено рассмотрение таких важных аспектов нашей жизни как сохранение здоровья человека, продление лет его жизни. Обеспечение населения продукцией фарминдустрии – одно из важнейших направлений в деятельности ученых – химиков, инженеров, химиков – технологов.
Демографическая проблема особенно актуальна на сегодняшний день в нашей стране.
Новые подходы, новые технологии дают возможность решать некоторые сложные проблемы репродукции человека и планирования семьи. Хотя данная проблема требует к себе более серьезного и комплексного подхода.
Население планеты увеличивается. И проблема обеспечения продуктами питания его является архиважной. Успехи в синтезе белка, создание искусственной и синтетической пищи, геномодифицированных продуктов обнадеживают мир. Хотя здесь еще имеется много своих вопросов и проблем.
Решение экологических проблем также требует от человечества нового подхода и нового мышления. О разумном созидании, разумной деятельности человека говорил еще В.И. Вернадский. Он считал, что биосфера должна стать ноосферой – сферой разума.
Дополнительная образовательная программа рассчитана не только на формирование научно – технического мировоззрения учащихся, но и призывает молодых людей к практическим делам и свершениям, активному участию их в созидательном труде.
В программе предусмотрено выполнение практических работ учащимися, проведение экскурсий в музеи и на заводы; написание рефератов или создание проектов по ходу этого курса. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении тех или иных проблем на уроках, связанных с темой "Химия и научно – технический прогресс”, представляют свои работы, презентации и готовят, таким образом, себя и других учащихся к более осознанному выбору профессии.
Методическое обеспечение ДО программы
Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии
Приемы организации УВП:
Словесные (лекции, семинары, беседы)
Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)
Методы организации УВП:
Объяснительно-иллюстративный
Метод проблемного изложения
Методы научных исследований
Дидактический материал
Учебники, пособия, справочники
Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)
Тематические слайды
Аудиовидеофильмы, – фрагменты
Тренажеры для выполнения упражнений
Образцы творческих работ учащихся
Коллекции
Таблицы, схемы, рисунки
Модели производств
Образцы творческих работ учащихся
Техническое оснащение занятий:
Компьютер, сканер, принтер,
мультимедийный проектор, оверхедпроектор
видеодвойка, интерактивная доска
Internet
Химическая лаборатория
Аудиовидеотека
К-дискотека
Тематическое планирование
программы по дополнительному образованию
"Химия и научно-технический прогресс”
№ |
Темы занятий |
Число часов |
1 |
Глобальные проблемы человечества |
1 |
2 |
Новое мышление по решению глобальных проблем |
1 |
3 |
Роль химии в научно – техническом прогрессе |
2 |
4 |
Опережающие темпы развития химической промышленности – необходимый фактор для технического прогресса |
1 |
5 |
Современные конструкционные материалы |
1 |
6 |
21 век – век новых материалов |
2 |
7 |
21 век – век новых технологий |
2 |
8 |
Органическое сырье – химикам! |
1 |
9 |
Альтернативные источники энергии |
2 |
10 |
Возобновляемые источники энергии. Перспективы в использовании их |
2 |
11 |
Ядерная энергетика. Перспективы в использовании ее |
2 |
12 |
Термоядерная энергетика. Перспективы в использовании ее |
1 |
13 |
Гелий -3 – лунное топливо. Перспективы в использовании его |
1 |
14 |
Водородное топливо. Перспективы в использовании его |
1 |
15 |
Использование нанотехнологий в энергетике |
1 |
16 |
Соперники бензина |
1 |
17 |
Искусственная нефть из каменного угля. Работы Бергиуса |
1 |
18 |
Подземная газификация топлива – идея Менделеева |
1 |
19 |
Искусственная нефть из газа. Работы Фишера – Тропша |
1 |
20 |
Современные биотехнологии – топливо из биомассы |
1 |
21 |
Вещества "Большой химии”. Синтезы неорганических веществ |
2 |
22 |
Вещества "Большой химии”. Синтезы органических веществ |
2 |
23 |
Практическая работа "Получение неорганических веществ” |
2 |
24 |
Практическая работа " Получение органических веществ” |
2 |
25 |
Практическая работа "Моделирование молекул” |
2 |
26 |
Современное химическое производство. Научные принципы производства. Перспективы в развитии |
2 |
27 |
Экскурсия в Политехнический музей – "Химическое производство” |
1 |
28 |
Практическая работа по моделированию и конструированию (создание макетов химических производств) |
2 |
29 |
Металлургическое производство. Перспективные направления |
2 |
30 |
Экскурсия в Политехнический музей – "Металлургия” |
1 |
31 |
Мир электронной техники. Полупроводниковые материалы. "Кремниевая долина” |
1 |
32 |
Строительные материалы. Скоростная стройка |
1 |
33 |
Материалы для авиационной и космической техники |
1 |
34 |
Материалы для легкой промышленности |
1 |
35 |
Автомобилестроение. Материалы, топливо, присадки. Электромобиль |
1 |
36 |
Демографическая проблема. Планирование семьи и репродукции человека. Использование новейших технологий в медицине |
2 |
37 |
Болезни века. Фармхимия на страже жизни и здоровья людей |
2 |
38 |
Новейшие технологии в лечении болезней |
2 |
39 |
Проблема пищевых продуктов. Синтетическая пища |
2 |
40 |
Успехи в синтезе белка. Белково-витаминные концентраты (БВК) |
1 |
41 |
Транс-жиры |
1 |
42 |
Генномодифицированные продукты. Вред и польза |
1 |
43 |
Некоторые проблемы сельского хозяйства решают химики |
1 |
44 |
Освоение природных ресурсов в суровых климатических зонах. Материалы, снаряжение, оборудование |
1 |
45 |
Решение экологических проблем. Биосфера. Ноосфера |
1 |
|
Итого |
63 |
Список литературы
"Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.
"Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.
"Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.
Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. "Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.
Поллер З. "Химия на пути в третье тысячелетие”, 1982.
"Chemcom”. "Химия и общество” (американское химическое общество), 1995.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Книга по химии”, 1995.
Максименко О.Б. "Домашняя образовательная библиотека”, 2003.
Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. "Химия” 8, 9 класс, 2005.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. "Химия” 8–11, 2009.
Габриелян О.С. "Настольная книга учителя химии”, 9 класс, 2001.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. "Методическое пособие”. Химия 11 класс, 2003.
Колтун М. "Мир химии” – М.: Детская литература, 1988.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/