Элективный курс «Занимательная Вселенная» входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «физика» в основном образовании школьников. Предназначен для учащихся 9–го класса общеобразовательной школы для расширения практических умений и углубления знаний учащихся по астрономии и физики по средством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического характера, а так же способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.
Компоненты программы:
Вариантный компонент.
Объем часов: всего –54 часа
Категории обучающихся - учащиеся 9 класса общеобразовательной школы, имеющие различные уровни подготовки по предмету «Физика».
Место проведения: кабинет физики.
Форма обучения: очная.
Новизна программы в системе предпрофильной подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счет практико-ориентироваванных приемов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким образом. Чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включенных в единый метод научного познания.
Методологическим основанием курса является практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретенных знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания.
Формирование образовательной компетентности ученика по физике происходит через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности. Категория «знание» включает в себя: научные знания, миропонимание, образовательные ценности (в том числе эмоциональное отношение к продуктам собственной учебно-познавательной деятельности).
В понятии «научные знания» выделяют три уровня знания: теоретические, эмпирические и научно-технические. Миропонимание представляет собой наиболее высокий уровень мировоззрения и может быть раскрыто в содержании обучения через представления о научной астрофизической картине мира. Рассматривая более подробно образовательные ценности в содержании обучения, можно выделить следующие её аспекты: историко-культурный, экономический, гуманитарный, экологический. Таким образом, содержание обучения в основном образовании включает знания, умения, навыки, которые в совокупности отражают знаниевый компонент личности обучающегося и обеспечивают репродуктивный уровень познания через такие мыслительные операции как восприятие, запоминание, припоминание, воспроизведение информации и алгоритмическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в учебной ситуации.
Способы деятельности в содержании обучения на элективном курсе «Занимательная Вселенная» опираются на первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий по овладению содержанием этих методов на обычных занятиях по физике. Способы деятельности, предлагаемые в данной программе, позволяют ученику проводить научно-прикладные исследования под руководством учителя, а также работать с источниками знаний, самостоятельно добывать необходимую в данной жизненной ситуации информацию. Таким образом, обновленное содержание обучения учащихся 9-ых классов по программе «Занимательная Вселенная», когда приоритетным является не знаниевый, а деятельностный компонент выдвигает перед учителем новые задачи, требует применения новых подходов в обучении.
Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых характеристик. Назначение данного подхода состоит в поиске такого психолого-педагогического механизма стимулирования, который обеспечивал бы эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Мотивационный подход позволяет учителю осуществлять управление обучением так, чтобы быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Реализация организационной функции управления выдвигает перед учителем новые задачи. Учитель должен убедиться, что учащиеся: хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия.
Цели программы элективного курса:
Формирование образовательной компетентности ученика по физике через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности.
Развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению астрономии и физики.
Развитие способностей к коммуникативной деятельности: использование гибких межличностных взаимодействий, разнообразных форм общения: монолога, диалога, полилога в процессе обучения;
Развитие способностей к саморефлексии собственной деятельности;
Развитие способностей к самоопределению с учетом собственных интересов и склонностей;
Активизация познавательной деятельности учащихся средствами предметов физика и астрономия.
Задачи обучения:
Овладение учащимися способами применения знаний и интеллектуальных, практических умений в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы.
Осуществление пробы выбора учащимися физико-математического или естественнонаучного профиля обучения.
Углубление предметных компетенций при самостоятельной работе с научными источниками, проведении астрономических наблюдений, обработке наблюдательных данных, решении задач повышенной сложности комплексного характера.
Формирование умения составлять и решать задачи на основе астрофизического материала.
Обучение приемам и методам коммуникативного общения в коллективно-распределительной деятельности, самооценке собственной деятельности, приемам самопознания.
Предоставление учащимся свободы высказывания, свободы мысли, создание ситуации успеха в обучении (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская).
В соответствии с выделенными задачами выстроено учебно-тематическое планирование, представленное в таблице 1.
Таблица 1
Учебно-тематическое планирование
Инвариантная часть |
||||
№ п/п |
Тема |
Форма организации учебного занятия |
Ведущий метод обучения |
Кол-во час.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Небесные |
Дискуссионный клуб |
Эвристический |
1 |
2/3 |
Прогулка по небу |
Экскурсия |
Объяснительно-иллюстративный |
2 |
4 |
Созвездия |
Познавательная игра |
Проблемный, коллективные способы обучения |
1 |
5/6 |
Небесные знаки |
Лекция. Практическая работа |
Репродуктивный |
2 |
|
|
|
|
|
7/8 |
Астрономия |
Конференция |
Эвристический, коллективные способы обучения |
2 |
|
|
|
|
|
9 |
События и люди |
Викторина |
1 |
|
10 |
Звезды и звездные миры |
Комплексный урок |
Репродуктивный |
1 |
Всего: |
10 |
|||
Вариативная часть (категория учащихся - 1) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Космические гонки |
Игра-состязание (индивидуальное первенство) |
Эвристический |
1 |
12/13 |
Познаем мир космоса |
Решение комплексных задач |
2 |
|
14/15 |
Ночные наблюдения |
Проблемный, исследователь ский |
2 |
|
16 |
Космическая галерея загадочных объектов Вселенной |
Конкурс наблюдателей |
Исследователь ский |
1 |
17 |
Астрономический калейдоскоп физических формул |
Лекция. |
Объяснительно-иллюстративный |
1 |
18 |
Физический диктант. |
Репродуктивный |
1 |
|
19 |
Решение задач олимпиадного характера |
Эвристический, проблемный |
1 |
|
20/21 |
Астрофизика в вопросах и ответах |
Олимпиада |
Исследователь ский |
2 |
22 |
Работа над ошибками |
1 |
||
23 |
Астрономический калейдоскоп |
Конкурс кроссвордистов |
Эвристический |
1 |
Всего: |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вариативная часть (категория учащихся - 2) |
||||
24 |
Загадки астрономии |
Познавательная игра «Что есть что?» |
Эвристический |
1 |
25 |
Открытый космос |
Лекция с использованием компьютера |
Объяснительно-иллюстративный |
1 |
26 |
Викторина |
Эвристический |
1 |
|
27/28 |
Звездное небо |
Познавательная игра |
Проблемный, коллективные способы обучения |
2 |
29 |
Астрономические открытия и рекорды |
Видеосалон |
Объяснительно-иллюстративный |
1 |
30/31 |
Познавательная игра «Небесный алфавит от А до Я» |
Проблемный, коллективные способы обучения |
2 |
|
32/33 |
Астрономия в литературных произведениях |
Конференция – презентация |
Эвристический, коллективные способы обучения |
2 |
34 |
Познавательная игра «Гимнастика ума» |
Проблемный, коллективные способы обучения |
1 |
|
35/36 |
«Падающие звезды» |
Ночные наблюдения |
Эвристический |
2 |
37 |
Лекция с использованием проекционного оборудования |
Репродуктивный |
1 |
|
38/39 |
Самостоятельная работа с источниками. Тестирование «Один из пяти» |
Эвристический, коллективные способы обучения |
2 |
|
40 |
История астрофизики |
Познавательная игра «Головоломки: таинственные письмена» |
Проблемный, коллективные способы обучения |
1 |
Всего: |
17 |
|||
|
|
|||
Вариативная часть (категория учащихся - 3) |
||||
41 |
Загадки астрономии |
Познавательная игра «Отгадай: что это?» |
Эвристический |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
42 |
На пыльных дорогах космоса |
Лекция с использованием компьютера. |
Объяснительно-иллюстративный |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
43 |
|
Викторина |
Эвристический |
1 |
44 |
Как люди познавали Вселенную |
Видеосалон |
Объяснительно-иллюстративный |
1 |
45/46 |
Познавательная игра «Вопрос-ответ» |
Эвристический |
2 |
|
47 |
Звездная карта |
Объяснение нового материала. Практическое занятие |
Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный |
1 |
48 |
Познавательная игра «Угадай-ка!» |
Эвристический |
1 |
|
49/50/51 |
Космическое путешествие |
Самостоятельная работа с источниками. |
Эвристический, коллективные способы обучения |
3 |
52/53 |
Познавательная игра «Космическое путешествие» |
Проблемный, коллективные способы обучения |
2 |
|
54 |
Астрономический калейдоскоп |
Конкурс кроссвордов |
Эвристический |
1 |
Всего: |
14 |
|||
Итого: |
54 |
Краткое содержание программы
В данный курс входят теоретические занятия и практические работы различных разделов астрофизики: «Строение Солнечной системы», «Небесные координаты», «Астрономические величины», «Строение Вселенной», «Теория Большого Взрыва», «Законы Кеплера,
Тициуса-Боде, Вина, Больцмана, Доплера», «Спектральный анализ», «Звездные карты», «История астрофизики», «Космонавтика».
Строение Солнечной системы. При изучении данной темы необходимо сформировать представление о пространственно-временных масштабах Солнечной системы и структурных элементах, составляющих её: «планета», «спутник», «малые тела – кометы, метеорит, метеор и астероид», «межпланетная среда», а также представление о силе, которая удерживает все тела, входящие в данную систему, и сформировать представление о месте человека во Вселенной. Учащиеся должны проявить деятельностный подход при усвоении
данного раздела, применяя метод сравнения для установления причинно-следственных связей: чем одно явление, например, отличается от другого.
Небесные координаты. Характеристика небесных координат, в сравнении с земными координатами, и их значение для поиска небесных объектов на звёздном небе. Знакомство с представлением о небесной сфере и элементах небесной сферы. Учащиеся усваивают теоретические знания и показывают эмпирические способы усвоения.
Звёздные карты. Строение звёздной карты, основные линии и точки отсчёта на подвижной карте звёздного неба, способы работы с картой. Учащиеся усваивают, повторяют и закрепляют знания о небесных координатах и способах ориентации по небесным объектам.
Астрономические величины. Характеристика астрономических величин их размерности, использование физических понятий и их применение в астрономии. Теоретический метод познания с использованием элементов проблемного обучения.
Строение вселенной. Основные понятия и определения Вселенной: пространственно-временные масштабы и структурно-составляющие элементы Вселенной: Метагалактика, скопления галактик, группы галактик, галактики и т.д., современные представления об ячеистой структуре Вселенной. Учащиеся теоретически усваивают информацию о современных представлениях Вселенной.
Теория большого взрыва. Теория горячей Вселенной и её подтверждение, проблемы фридмановской космологии и их разрешение в гипотезе раздувающейся Вселенной; современные представления об элементах космологии: теоретические и экспериментальные критерии, характеризующие представление современной космологии: космологические гипотезы. Теоретический уровень усвоения материала.
Законы кеплера, Вина, стефана–больцмана, хаббла, эффект Доплера, правило тициуса-боде. Введение основных законов и их применение для определения основных характеристик небесных объектов: массы, температуры, размеров, яркости, спектрального класса, расстояний и т.п. Учащиеся должны обладать теоретико-эмпирическими способами усвоения информации для применения на
практике усвоенной информации.
Спектральный анализ. Элементарное изложение сведений о спектрах небесных тел, спектральных классах, спектральном анализе и применении его для изучения космического пространства. Способ усвоения – теоретический.
История астрофизики. История развития современных представлений о небесных телах, становление и развитие радиоастрономии и открытие реликтового радиоизлучения (Анро Пензиас и Роберт Вильсон, И. Шкловский), рождение и развитие астроспектроскопии (А. Белопольский Ф. Бредихин), развитие современных телескопов и обсерваторий (В.Я. Струве). Объяснительно- иллюстративный способ подачи информации. Мировоззренческий аспект проблемы. Теоретическое усвоение информации.
Элементы космонавтики и закон всемирного тяготения. Основные этапы развития космонавтики, основоположники космонавтики (К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, А. Цаедер); рождение внеатмосферной астрономии и современные достижения внеатмосферной астрономии: исследование туманностей, обнаружение внесолнечных планетных систем; результаты контактных исследований планет и перспективы исследования. Применение законов всемирного тяготения и развитие небесной механики; законы И. Ньютона и Кеплера. Теоретико-эмпирический способ познания.
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.
Расширенные предметные компетенции по программе выступают в виде требований к обучающимся на элективном курсе «Занимательная Вселенная»:
владеть общими алгоритмами выполнения астрономических наблюдений, то есть владеть общими принципами эмпирического познания;
уметь самостоятельно выполнять задания, связанные с проведением практических работ как частного случая реализации общих правил исследований, в частности:
наблюдать и изучать астрономические явления;
описывать результаты наблюдения;
выдвигать гипотезы;
выполнять измерения по звездной карте;
вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
делать выводы;
обсуждать результаты коллективной деятельности, участвовать в
дискуссиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах;
составлять и решать астрономические задачи с физическим содержанием;
решать комплексные и олимпиадные задачи по астрономии.
Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся с успешной презентацией, публичной аргументированной защитой сделанных выводов для 2-го и 3-го уровня подготовки учащихся; творческая познавательная деятельность, связанная с успешным участием в олимпиадах по физике и астрономии и успешной защитой проекта на конференции научного общества учащихся– для 1-го уровня подготовки.
Формы и методы контроля достижений учащихся
Методы оценивания раскрываются перед учащимися через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно.
№ п/п по УТП |
Тема |
Форма организации контроля достижений учащихся |
Методы оценивания достижений и критерии оценивания |
Шкалы оценива ния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Инвариантная часть |
||||
4 |
Созвездия |
Познавательная игра |
коллективные способы оценивания |
10-балльная |
5/6 |
Небесные знаки |
Практическая работа |
Проверка работы учителем |
5-балльная |
7/8 |
Астрономия |
Конференция |
Коллективные способы оценивания. Требования к учебным докладам. Командное первенство |
5-балльная |
9 |
События и люди |
Викторина |
10-балльная |
|
10 |
Звезды и звездные миры |
Тест с элементами фантастики |
Тестовый контроль |
40- балльная |
Всего возможно получить: |
70 баллов |
|||
Вариативная часть (категория учащихся - 1) |
||||
11 |
Космические гонки |
Игра-состязание |
Индивидуальное первенство (1, 2, 3 место) |
3- балльная |
12/13 |
Познаем мир космоса |
Решение комплексных задач |
Проверка работы учителем |
5- балльная |
14/15 |
Ночные наблюдения. Составление плана наблюдения |
Проверка работы учителем |
5- балльная |
|
|
|
|
|
|
16 |
Космическая галерея загадочных объектов Вселенной |
Конкурс наблюдателей |
Проверка работы учителем |
5- балльная |
18 |
Астрономический калейдоскоп физических формул |
Физический диктант |
Взаимопроверка работ учащимися |
15 -балльная |
20/21 |
Астрофизика в вопросах и ответах |
Олимпиада |
Работы оценивает жюри из старшеклассников, по олимпиадной шкале. Каждое задание макс. в 10 баллов |
Всего возможно 50 баллов |
23 |
Астрономический калейдоскоп |
Конкурс кроссвордистов |
Индивидуальное первенство (1, 2, 3 место) |
3 -балльная |
Всего возможно получить : |
86 баллов |
|||
Вариативная часть (категория учащихся - 2) |
||||
24 |
Загадки астрономии |
Познавательная игра «Что есть что?» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
26 |
Открытый космос |
Викторина |
Командное первенство |
10-балльная |
27/28 |
Звездное небо |
Познавательная игра |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
30/31 |
Астрономические открытия и рекорды |
Познавательная игра «Небесный алфавит от А до Я» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
32/33 |
Астрономия в литературных произведениях |
Конференция - презентация |
Коллективные способы оценивания индивидуальных докладов. Требования к учебным докладам. |
5- балльная |
34 |
Познавательная игра «Гимнастика ума» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
|
35/36 |
«Падающие звезды» |
Ночные наблюдения. Зарисовки или фотографии участков неба |
Выставка работ. Коллективные способы оценивания – голосованием (1,2,3места) |
3 - балльная |
|
|
|
|
|
38/39 |
Тестирование «Один из пяти» |
Тестовый контроль |
20-балльная |
|
40 |
История астрофизики |
Познавательная игра «Головоломки: таинственные письмена» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
Всего возможно получить: |
88 баллов |
|||
Вариативная часть (категория учащихся - 3) |
||||
41 |
Загадки астрономии |
Познавательная игра «Отгадай: что это?» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
43 |
На пыльных дорогах космоса |
Викторина |
Командное первенство |
10-балльная |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
44 |
Как люди познавали Вселенную |
Познавательная игра «Вопрос-ответ» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
47 |
Звездная карта |
Практическая работа |
Проверка работы учителем |
5-балльная |
48 |
Познавательная игра «Угадай-ка!» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
|
49/50/51 |
Космическое путешествие |
Познавательная игра «Космическое путешествие» |
Коллективные способы оценивания |
10-балльная |
|
|
|
|
|
54 |
Астрономический калейдоскоп |
Конкурс кроссвордистов |
Индивидуальное первенство (1, 2, 3 место) |
3- балльная |
Всего возможно получить: |
58 баллов |
|||
Итого по варианту 1: по варианту 2: по варианту 3: |
156 баллов 158 баллов 128 баллов |
Достижение максимально возможного количества баллов дает
право участвовать в конкурсе при формировании класса физико-математического или физико-технического профилей или близкого им профильного направления.
Оборудование
Видеоаппаратура
Фильмоскоп
Кодоскоп
Фотоаппарат и фотопринадлежности
Телескоп
Демонстрационная карта звездного неба
Подвижные карты звездного неба
Интернет-ресурсы
Теллурий
Модель небесной сферы
Демонстрационные таблицы по астрономии
Спектрограф или спектроскоп
Справочные таблицы по астрономии, математике и физике
Астрономические ежегодные календари.
Литература для учащихся
Основная:
Большая детская энциклопедия: Вселенная. – М.: РЭТ, 1999.
Брейтон Дж. 101 ключевая идея: Астрономия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Верн Ж. В погоне за метеоритом. – М.: Детская литература, 1967.
География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск: Валев, 1995.
Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Наука, 1991.
Гэтланд К. Космическая техника. – М.: Мир, 1986.
Данлоп С. Азбука звездного неба. – М.: Мир, 1990.
Дубкова С.И. История астрономии. – М.: Изд-во «Белый город», 2002.
Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: РОСМЭН, 2002.
Климишин И.А. Открытие Вселенной. – М.:, Наука, 1987.
Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М., 2001.
Куницын А. Звездочет. – Челябинск, Южно-уральское изд-во, 1988.
Лабузов А.С. Наблюдение галактик, туманностей и звездных скоплений. – М.: Наука, 1993.
Лишевский В.П. Охотники за истиной. Рассказы о творцах науки. – М.: Наука, 1990.
Попова А.П. Занимательная Вселенная. – Челябинск, ИДПОПР, 2003. – 100с.
Уитни Ч. Открытие нашей Галактики. – М.: Мир, 1975.
Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия.– М.: Аванта +, 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия. Космос. – М.: АСТ, 1998.
Я познаю мир: Детская энциклопедия. Математика. – М.: АСТ, 1995.
Дополнительная:
Астрономия с Патриком Муром. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
Глязер С. Игра со словами. – М.: Детская литература, 1976.
Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Лем С. Солярис. Магелланово облако. – М.: Радуга,1987.
Лондон Дж. Избранные произведения. – М.: 1998.
Миттон С. и Ж. Астрономия. – М.: РОСМЭН, 1995.
Паустовский К. Собрание сочинений. Т.2. Т.6. – М.: Художественная литература, 1986.
Литература для учителя
Основная:
Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач по астрономии./Пособие для учащихся. – М: Просвещение, 1980.
Гаврилов М.Г. Звездный мир: сборник задач по астрономии и космической физике. Ч. IV. Олимпиады ННЦ. – Черноголовка, 1998.
Зинковский В.И. и др. Астрономия: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных средств обучения. – М.: Школа-пресс, 1998.
Малахова Г.И. и др. Дидактический материал по астрономии / Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
Попова А.П., Попова О.А. Математика и астрономия. – Челябинск: Академия новых технологий, 2001.
Разбитная Е.П. Программированные задания по астрономии / Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Страут Е.К. Астрономия. Дидактические материалы. 11 класс .- М.: Владос, 2000.
Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. –М.: УНЦ МГУ, 1995;
Дополнительная:
Вселенная и мы. Научно-художественный альманах. - М.: УРСС, 1997-2002.
Земля и Вселенная. Научно-популярный журнал АН СССР.- М.: Наука, 1965-2002.
Прянишников В.И. Занимательная астрономия в школе. – М.: Просвещение, 1970.
Карташов В.Ф. Проблемное обучение астрономии. – Челябинск: ЧГПУ, 2001.
Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2001.