Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на учащихся 6-7 классов. (1 год обучения)
Основное содержание программы включает в себя следующие разделы:
биоразнообразие Чувашской Республики (царства живой природы);
экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование;
взаимосвязи организмов и окружающей среды;
практическая деятельность (исследовательская работа, природоохранная деятельность, походы и экскурсии)
Содержание программы дополняет и систематизирует знания, полученные на уроках биологии. Рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 64 часа.
Цели и задачи:
Программа кружка «Юный Эколог» направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.
Основные задачи:
овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Содержание
Многообразие растений в Чувашии.
Основные систематические группы:Водоросли. Многообразие водорослей и их значение. Охраняемые виды водорослей ЧР
Папоротниковидные. Охраняемые виды
Голосеменные.
Покрытосеменные.
Основные семейства цветковых растений в Чувашии.
Ядовитые растения.
Сорные растения.
Лекарственные растения.
Древесные растения населенных пунктов Чувашии.
Леса Чувашии и их характеристика. Дубравы.
Охрана лесов: Музей леса Чувашской Республики.
Ископаемые и реликтовые растения Чувашии: магнолии, пальмы, древовидные папоротники, гинкго, секвойя, тюльпанное дерево, актинидия
Реликтовые растения: толокнянка обыкновенная, клюква болотная, черника, майник двулистный и др.
Важнейшие сельскохозяйственные культуры ЧР. Разнообразие районированных сортов культурных растений.
Основные отрасли растениеводства в Чувашии.
Овощеводство.
Садоводство: местные районированные сорта. Вклад чувашских селекционеров в развитие садоводства в регионе.
Охраняемые виды цветковых растений.
Ботанические заказники.
Красная книга растений ЧР.
Работа с определителем и гербариями «Определение растений своей местности».
Работа на пришкольном учебно-опытном участке.
Составление гербария.
Разнообразие грибов в ЧР: около 100 видов. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты: грибы-паразиты чувашских дубрав (трутовики).
Охраняемые виды грибов. Разнообразие грибов в ЧР: Редкие и исчезающие грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами в регионе.
Лишайники хвойных лесов Чувашии.
Лишайники как биоиндикаторы среды.
Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.
Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах.
Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Многообразие животного мира Чувашской Республики. Зоогеографическая карта ЧР.
Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах на примере ЧР.
Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов.
Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.
Пчелы и муравьи - общественные насекомые.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве ЧР.
Охрана насекомых в России и Чувашии. Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).
Змеи, ужи, гадюки. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере ЧР.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории деревни Старые Урмары.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей в ЧР. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих в ЧР.
Домашние звери. Дикие предки домашних животных.Основные породы сельскохозяйственных животных. Племенные предприятия в Чувашии.
Ископаемые животные Чувашии: брахиоподы, трилобиты, белемниты, аммониты, морские ежи, мшанки, саблезубые тигры, пещерные носороги, мамонты и др.
Охрана растительного и животного мира ЧР. Красная книга ЧР.
ООПТ: государственный заповедник «Присурский», Национальный парк «Чаваш вармане», орнитологические, энтомологические и др. заказники. Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия ЧР.
Практическая работа: Работа с определителем и коллекциями «Определение животных своей местности».
Фотоохота. Подсчет птиц. Определение птиц по голосам.
Резервное время – 11 часов (Практическая природоохранная деятельность).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать/ понимать:
-особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;
-особенности строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;
-важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;
-основные породы сельскохозяйственных животных и птиц, разводимых в хозяйствах края;
-важнейших вредителей и паразитов растений, животных, человека, встречающих в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;
-местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;
-особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;
-значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
-местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;
-важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;
уметь:
определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;
распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных, смену биогеоценозов, роль местных растений и животных в природе и жизни человека;
анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;
проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и фауны края для подготовки рефератов и т.д.;
использовать приобретенные знания и умения на практике:
проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;
соблюдать правила поведения в природе.
оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями;
убедиться в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования природных ресурсов.
^Программа работы кружка «Юный эколог» 2 год обучения
2 часа в неделю (всего 64 часа)
Цели обучения:
овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.
Экскурсия «Сезонные изменения в природе».
Экскурсия «Многообразие видов».
Биогеоценоз или экосистема.
Экологические системы (аквариум, агроценоз, биоценоз пресноводного водоема).
Создание модели-аппликации «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек».
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Разнообразие видов, популяций в экосистемах, его значение.
Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме.
Экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания».
Изменчивость признаков у растений, животных и человека.
Пищевые связи между популяциями.
Трофические связи в биогеоценозах (практическая работа)
Цепи питания.
Организмы – продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ и его значение.
Изменения в экосистемах.
Агроэкосистемы, их особенности.
Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения».
Охрана экосистем – основа сохранения видов.
Биосфера – биологическая оболочка Земли, ее границы, распространение в ней биомассы.
Живое вещество и его роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернадского.
Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.
Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия.
Экскурсия «Голоса птиц».
Биоразнообразие ЧР.
Глобальные экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Заповедники и заказники ЧР.
Способы размножения растений в природе
Изменчивость организмов
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (племенная ферма).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Резервное время– 30 часов. Практические занятия (посадка деревьев, экологические акции, очищение оврагов, родников, помощь ППФ «Урмарская», работа на пришкольном УОУ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, НПК конференции).
Литература для учителей и учащихся:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты/ Дизайн обложки А.С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.
Брикетти П. Птицы: [Справочник]/ П.Брикетти; Пер. с итал. Т.А.Васильевой, Е.В. Шишловой: Худ. С.Гандини. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.
Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.
Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999.
Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.
Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/