О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой и вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые затем печатали на машинке. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.
Прежде чем определить какой информационный центр должен быть в школе поговорим немного о юных корреспондентах и о юнкоровском движении.
Цели и задачи юнкоровского движения
Деятельность юных корреспондентов оказывает важное влияние на жизнь школьных коллективов, способствуй" формированию жизненной позиции членов различных детских и молодежных общественных объединений.
Выпуск стенных газет, организация работы с прессой в классах, школе, общественных объединениях, подготовка материалов в различные издания массовой информации, периодические газеты, детские и молодежные редакции радио и телевидения — основные направления деятель точно выверять факты, и не бояться критики, уметь помочь исправить недостатки, быть активным участником дел своего школьного коллектива.
Редакция школьной газеты
Редактор
Ответственный секретарь
Собкоры по классам (по одному из каждого)
Специальные корреспонденты (по одному из параллели)
Как грустно порою смотрят со школьных стен запыленные газеты 2-3-месячной давности! Равнодушно проходят мимо них ребята. Трудно поверить, что и месяц, и два назад эти газеты представляли какой-либо интерес. В надежде найти там хоть что-нибудь живое, острое читаешь: «…В нашем классе было 5 неуспевающих, мы помогли Коле Н., и теперь он не получает неудовлетворительных отметок», «Наш класс был в музее, экскурсия нам понравилась» и дальше в таком же духе — неинтересно, бездушно, штампованно.
А сколько вложено труда! И, понимая, что труд затрачен бесцельно, нередко задаешь вопрос: «А нужны ли стенгазеты в школе?»
Конечно, такие газеты, о которых шла речь вначале, не нужны. Они отнимают массу времени и не приносят никакой пользы.
А вообще газеты необходимы. Особенно, когда в школе затеваются интересные дела. Такие как, например, вечера встреч.
Каждый год в сентябре в школах проходят перевыборы школьного актива.
Очень важно в это время серьезно подумать и о составе редколлегии. Кого же избрать редактором? Сумеет ли он стать хорошим организатором юных корреспондентов, или с первого же номера превратится в редактора-одиночку и сам станет за всех писать заметки, только для того, чтобы выполнить поручение класса или совета школьного актива и выпустить очередной номер?
Необходимо не забывать и об авторитете стенгазеты. С ее голосом должны считаться все учащиеся. А какой авторитет может иметь стенная газета у читателей, если сам редактор или члены редколлегии не будут пользоваться уважением ребят?
Важно чётко определись тематику будущего выпуска, распределить темы задания между юнкорами. «Пробные» газеты-молнии по классам помогут открыть таланты юных, определить уровень знаний и умений в юнкоровской работе.
Первый номер классной, школьной газеты можно посвятить тому, как школьники провели каникулы. Это могут быть краткие рассказы о летнем отдыхе, новых друзьях, интересных песнях, которым научились в лагерях и т. д.
Вот как распределили силы и обязанности ребята пресс-центра одного из крупных оздоровительных лагерей готовя выпуск своей стенной газеты.
Спрашивая руководителей школ, почему у них в школах слабо поставлена работа со стенной печатью, школьным радио и телевидением, чаще всего слышишь ссылку на то, что нет настоящего организатора, а у журналистов и без того хлопот хватает.
Для постановки хорошей работы с юнкорами действительно нужен человек увлеченный, хороший организатор, быстро находящий контакт с ребятами. Но где взять такого? Этим может заняться организатор воспитательной работы, педагог-организатор, при содействии школьного психолога и социального педагога или просто старшеклассник. А в консультации журналисты никогда не откажут. Однако в любом случае главным помощником, если не организатором, в работе с пресс-центром должен стать педагог-организатор. Не менее важное значение имеет поддержка всего педагогического коллектива и родительской общественности. Для достижения этого все должны уяснить значение и поверить в большую воспитательную силу стенной печати.
Следующим важным организационным делом будет записанный в уставе пункт о традиционном посвящении в юнкоры. Он проходит весело, в игровой форме. На этот ритуал обычно приглашаются члены классных редколлегий и все желающие.
На сцене перед представителями всех классов, активисты, которые хотят получить звание юнкора, чьи работы трижды и более раз публиковались в стенной печати. Сцена оформлена просто, но с выдумкой и фантазией. В центре задника — большая эмблема школьного пресс-центра, которую в почетном карауле «охраняют» вооруженные с головы до ног юнкоровскими атрибутами (фотоаппаратами, планшетками и т. д.) старшие юнкоры. В руках они держат гигантские ручки с перьями (вместо секир). Справа от них, наискось к кулисам нафантазирована «машина времени». Перемигиваются цветные лампочки, вращаются какие-то колеса, множество кнопок. Перед машиной сидит оператор в белом халате. Слева стоит стул петровской эпохи с высокой спинкой. Это лишь один пример, в каждой конкретной школе, внешкольном учреждении можно включить свою и детскую фантазию проведения такого праздника.
Пиши и говори просто, ясно, живо, так, чтобы тебя было интересно читать и слушать, чтобы слово твое убеждало, поднимало товарищей на хорошие дела.
Каждая строка в заметке или корреспонденции должна быть весомой.
Твоя главная задача — выступать против лжи, грубости, безразличия, влияние на характеры твоих сверстников. Придерживаясь этой позиции ты закалишься, станешь смелее, научишься защищать правду.
Помни, что кроме тебя в печати должны выступать и твои товарищи. Привлекай их к участию в обсуждении отдельных проблем, которые ставят газеты.
Юнкор может писать не только в свою классную или школьную газету, но и во все печатные газеты и журналы, как местные, так и всероссийские.
Юнкор может поставить любой вопрос перед советом школьного актива.
Юнкор может обратиться за помощью в трудной ситуации в редакции взрослых газет, в органы местной власти. Что юнкор должен?
Юнкор должен четко и оперативно, а это значит всегда в срок, выполнять задания своей редакции.
Стенгазета — действенный орган классного, общешкольного коллектива, общественного объединения, внешкольного коллектива. Она является важным средством организации интересной и содержательной работы на местах.
Газета:
— отражает все стороны жизни перечисленных выше коллективов с их проблемами, поисками, находками, оперативно откликается на все важные события, помогает готовиться к предстоящим делам, укреплять дружбу и взаимопомощь;
— не просто сообщает факты, но и дает оценку происходящему, поддерживает все хорошее. Столкнувшись со сложными вопросами, спорными мнениями, недостатками, не уходит от них, а умеет вскрыть причины, помогает найти пути преодоления трудностей;
«О чем бы написать заметку?» — часто можно слышать, как просит совета юный корреспондент.
Подскажите такому юнкору: «Оглянись, темы вокруг тебя!»
Сотни интересных случаев, дел каждый день проходят на глазах у юнкора. И каждый факт — это тема большой или маленькой заметки. Юнкор должен быть наблюдательным и уметь замечать вокруг себя вроде бы на первый взгляд и незначительные факты.
На стенах домов и школьном здании, да и внутри школы на стенах начали появляться разные надписи, кто-то явно портит народное имущество. Это уже для юнкора тема. Так в очередном номере газеты может появиться заметка: «Делай мир вокруг себя красивей». Она может заставить многих школьников бережно относиться к общественному имуществу, задуматься о том, что надо беречь свою парту, класс, школу, родной город.
Сколько раз в месяц должна выходить стенная газета в школе, классе? Эти вопросы часто можно слышать от редакторов стенных газет.
В некоторых школах стремятся выпускать ежедневные газеты. Может быть это и хорошо — всегда свежая пресса. Но собрать для такого количества газет материал нелегко, и поэтому нередко одну и ту же заметку можно найти в следующих номерах газеты. Это приносит, как правило, мало пользы, а частый выпуск газет нередко перегружает редколлегию, отнимая много времени.
Сколько же номеров газет выпускать в классе? Это конечно решать классной редколлегии, но оптимально — две газеты в месяц. Во многих школах стенные газеты выпускаются только к большим знаменательным датам или к особым месячникам, неделям. Но это чисто тематические газеты и должны выходить дополнительно.
Передовая статья всегда открывает газету. Ее место, как правило, — в крайней левой колонке, и лишь иногда, в тематических номерах, посвященных какому-нибудь одному вопросу, ее ставят в центре газеты.
В обычных номерах передовая освещает один из вопросов жизни школьного коллектива и, в отличие от заметок, подчеркивает особую важность этого вопроса. Передовая может призвать учащихся к соблюдению культуры речи, за аккуратное ведение тетрадей, напомнить о повторении пройденного; поговорить с читателями о дисциплине, о важности выполнять общественные поручения, об участии членов детских и молодежных общественных объединений в делах школы и совета школьного актива. Темы передовых могут быть самые разнообразные, но в газете они всегда должны являться живым откликом на жизнь и запросы школы. Передовая отмечает успехи, достижения, вовремя подмечает недостатки и указывает пути исправления этих недостатков.
Как правило, когда ты впервые садишься писать в редакцию, то стремишься сообщить что-то важное и интересное, ты хочешь проинформировать других людей о событии, увиденном тобою. Ты пишешь заметку. Заметка, информация — первая ласточка газетных жанров. Она появилась в первой русской газете «Ведомости», основанной Петром I. Короткие сообщения состояли из 10—20 строк.
Чем больше новой и оперативной информации в газете или в журнале, тем интереснее и привлекательнее издание.
Юнкор обязан следить за газетой и журналом, с которыми он дружит, и моментально откликаться на их задания.
Заметка-отклик — боевой жанр и должна быть всегда на вооружении помощников редакции.
В настоящее время педагогика накопила богатый опыт воспитательного воздействия школьной стенной печати.
В работе над оформлением нужно всегда точно определить и формат, и вид стенной газеты. В школах пользуются самыми различными видами стенгазет, но, к сожалению, не всеми одновременно, что уменьшает в целом роль стенной печати. Наиболее действенными и типичными могут стать:
Тематическая стенгазета (по предметам, искусству, спорту, науке и т. д.)
Газета-«молния» — особый тип школьной газеты. Она содержит экстренное сообщение об одном или нескольких событиях в жизни вашего класса, школы.
Отличительная черта газеты-«молнии» состоит не в том что она просто содержит какую-то важную информацию, а в том что эта информация ставит вопрос, требующий немедленного разрешения. Газета-«молния» имеет большое воспитательное значение, так как ее выпуск оперативный поиск ответа на поставленный вопрос. Поэтому нельзя в случае какого-то чрезвычайного происшествия ограничиться только выпуском «молнии». Задача редколлегии состоит и в том, чтобы обязательно довести начатое дело до конца: собрать и обобщить мнения и предложения, высказанные ребятами, а также претворить их в практические дела. Газету-«молнию» можно выпускать з разных случаях:
Существует в школе и другая непериодическая газета — «Боевой листок». Он обычно выпускается на трудовой вахте и в районе «военных действий» юнармейских отрядов и рассказывает о победах или поражениях небольшой группы ребят. Обычно после событий «Боевые листки» вывешиваются для общего обозрения. Ведь не все ребята принимали? участие в событиях, да и участвовавшие в игре не всегда знают, что делалось в соседнем подразделении. Поэтому «Боевой листок» — это еще один прием пропаганды и агитации лучшего в школьной жизни.
Боевой листок. В самом названии заложена суть этих выпусков: боевитость, быстрота, действенность.
Боевой — значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела, во время субботника, трудового десанта. На общешкольном сборе, пресс-конференции, встрече с интересными людьми, на финальной игре «Зарница» и спортивных соревнованиях.
Иногда возникает необходимость донести до ребят из школы срочную оперативную информацию. Например, прошел какой-нибудь рейд по классам школы и важно сразу результаты донести до всех учащихся школы. В этом поможет выпуск очередного бюллетеня. Хорошо будет, если дежурный класс выпустит не общешкольную газету, а только бюллетень по итогам своего дежурства за неделю. Его можно назвать по-разному, но главное не в названии, а в том, чтобы ребята дежурного класса были не только блюстителями школьного порядка и ходили с повязками на рукаве, но и во весь голос говорили о школьных неполадках, озорниках и неряхах. Материала у дежурных за неделю скапливается столько, что они самостоятельно могут делать неплохие выпуски бюллетеней.
Иногда такие газеты называют юнкоры пресс-бюллетенем. Это такая газета, которая информирует своего читателя о ходе какого-либо события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги.
«Листок-бегунок» — это тоже школьная газета. Она только что появилась на свет. Но слава о ней уже гремит. Все чаще и чаще можно слышать о хороших делах «Бегунка». У «Бегунка» есть своя особенность. Обычные газеты только критикуют и часто проходят мимо хороших школьных дел. «Бегунок» замечает только хорошее и сообщает своим читателям только о хорошем.
Газета-приложение, газета в кружке, клубе.
Нередко школьные газеты имеют свои приложения. Это газеты-спутники, которые выпускают ребята, работающие по определенным направлениям. Могут иметь свою газету юные волонтеры, краеведы, совет «друзей младших школьников», пост бережливых, дежурный класс и другие.
К Дню защитников Отечества, к Дню учителя, к 8 Марта, к Дню Конституции, к Новому году и другим праздникам в каждой школе выпускают праздничные номера стенных газет. Все эти газеты обычно отличаются своей нарядностью. Художники, не жалея красок, рисуют в них знамена, гербы, новостройки заводы, школы, любовно оформляют каждую заметку.
Праздничную газету вывешивают на торжественных сборах, вечерах и с охотой показывают гостям. Но чего не хватает в этих газетах? Жизни своего коллектива. Некоторые редколлегии считают, что в праздничных номерах нужно помещать больше статей на общие темы, и готовят статьи, написанные по календарям, книгам, избегая писать о жизни своей школы. Такая газета, как правило, бывает оторванной от жизни классов, школы, детских и молодежных общественных объединений.
Обычно выпускается различными клубами, кружками, секциями и другими творческими объединениями. Например, орган клуба интернациональной дружбы «Содружество», издание юннатов «Белая береза», «Юный физик», «Почемучка», «Угадайка» и другие.
Периодичность этих газет раз в месяц. Следует обратить внимание на содержание таких газет. Их задача — агитация за то объединение, которое выпускает газету, пропаганда его деятельности и определенных знаний. Вся агитация и пропаганда, естественно, проводится через школьную жизнь. Первая колонка в такой газете обязательно должна интересно рассказывать о жизни членов клуба или кружка и их работе. Остальная же площадь газеты может быть информационной по теме газеты.
Ничто так ярко и доходчиво не может рассказать о событии, как фотография. Поэтому фотогазета в школьной прессе занимает ведущее место.
Используя различные формы подачи фотографии (репортаж, фотообвинение, фотокарикатура и др.) можно очень существенно влиять на воспитание лучших моральных и деловых качеств у школьников.
Особое место в деятельности школьной прессы (в сельских школах) занимает «Световая газета». Правда, ею сейчас пользуются редко, нотам, где она выходит, газета имеет большой успех.
Трудность заключается в подготовке диапозитивов и диакарикатур. Световая газета всего посвящена недостаткам в том или ином событии, так как недостатки бывают и в хорошо, в общем-то, проведенном деле. Задача световой газеты — борьба за качество.
Подготовка материалов проводится следующим образом. Один из фотографов, работающий по заданию пресс-центра, заряжает аппарат куском обратимой пленки и снимает событие почти так же, как другие, но с желанием отыскать недостатки. Затем пленка обрабатывается в фотолаборатории и получается диафильм. Редакция просматривает его через диаскоп и делает соответствующие пояснения.
Родной брат световой газеты — устный журнал. Он хорош тем, что большинство материалов можно иллюстрировать кинокадрами, эпидиакадрами, диафильмами, живым разыгрыванием сцен на школьные темы. Продолжительность устного журнала может быть различной — от 15 минут до одного часа. Все зависит от количества и качества подобранного материала и от динамики его повествования. Объем слуховой и зрительной информации может заменить содержание нескольких газет. Значение этого журнала не только познавательное, но и воспитательное.
Живая газета
Исключительно велико воспитательное значение живой газеты. На заре Советской власти она не случайно была очень популярна в школах и на предприятиях, но сейчас мы ее видим лишь в выступлениях агитбригад различных домов культуры. Именно учитывая большие возможности живой газеты, мы хотим остановиться на ней более подробно.
Как правило, в такой газете мы увидим фельетон, острую сатиру, карикатуры с довольно едким текстом, иногда стихотворным. Можно встретить здесь басню, частушки, сказки, различного рода считалки и дразнилки, пожелания и предсказания, высказанные в шуточной форме, фантастику, которая на самом деле основывается на самых что ни на есть реальных фактах.
Обычно эти газеты выпускает классная редколлегия. Сатирические газеты всегда привлекают большое внимание, пользуются неизменным успехом.
Почти на каждой выставке школьных стенных газет можно встретиться с целым роем «Ос», увидеть кучу «Крокодилов», заблудиться среди «Перцев», «Кактусов», «Ежиков».
Это газета, которую вы делаете не для своего класса, кружка, объединения, а для коллектива ребят, с которыми вы дружите, с которыми держите постоянную связь.
При этом можно поставить и такую цель: научить своих друзей делать хорошую, настоящую газету.
На что следует обратить внимание в работе над обменным номером?
Во-первых, следует подумать о строгом отборе фактов, характеризующих жизнь своего коллектива. Может, ваши друзья, ознакомившись с газетой, захотят перенять опыт вашей работы.
Разнообразие жанров дает большую возможность редактору и юнкорам сделать свою газету живой и увлекательной. Представьте себе две газеты. Одну из них редактор заполнил только заметками, а в другой читатель нашел и басню, и частушку, и сказку, и очерк, и сценку, и фельетон, и пародию, и загадку, и даже короткое, в три — четыре строчки, объявление или совет с пожеланием кому-нибудь из читателей своей газеты.
Какой богатый выбор! Прочел басню, — можно прочитать и частушку, а там и загадку, и сказку. Все разнообразно, коротко, живо! Кто же написал все это в газету? Ребята, юные поэты школьного литературного объединения «Скориничи». Их можно найти в каждой школе, в каждом классе, в любом общественном объединении. Десятки ребят пишут хорошие стихи; и, если таких ребят собрать в помощь газете и начать с ними работу, они помогут редколлегии оживить газету.
Сказка с детства хорошо знакома ребятам. Она доступна, занимательна и может быть поучительна не только для маленьких, а и для старших читателей газеты. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сказка проста и может быть легко написана юным корреспондентом почти на любую тему из жизни своего отряда, класса.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба», — начинаются многие народные сказки с хорошо известного детям традиционного сказочного словесного оборота.
— «В некоторой школе, в некотором классе», — может начать юнкор свою сказку, и так же, как и в народной сказке, продолжать: «жили-были…» Все последующее должно наполняться содержанием факта, но делать это нужно как можно ближе к стилю и приемам народных сказок.
Стиль и приемы былинного творчества легко усваиваются ребятами, и они с удовольствием сочиняют былины для своей стенной газеты. Возьмем к примеру «Былину о трех молодцах». «Было это не в «старину стародавнюю». Было это в наши дни сегодняшние. Как учились в одном классе для великих дел ровно три «мудреца». И ростом они не обижены, и память у них была дюжая, а отметки в дневниках всё больше неуды.
— Что за диво,— скажете вы, — да отчего ж они так плохо учатся?
Что ж, поведем мы вам сказ об их делах, наберитеся терпения, послушайте.
Перво-наперво сказ про двух молодцев, про двух дружков — Комарова да Патронова. У Патронова с Комаровым, что ни час, ни урок, то чудо-чудейное. Завелась под ними