Цели игры: узнать, как главные редакторы газет выбирают новости, которые будут размещены в ней;
дать возможность учащимся выступить в роли главных редакторов и ощутить специфику этой работы;
развить в учащихся способность критически мыслить;
развить в учащихся способность к аргументированию.
Время: 45-55 минут.
Количество учащихся: 15-20.
Необходимые материалы: небольшие карточки с описанием ситуаций, доска, планшеты по количеству участников.
Ход игры
Учитель может начать с разговора о том, что каждый день происходит много событий и новостей в мире и что сейчас студенты могут у знать, как главные редакторы газет отбирают новости, как они решают, какие новости будут в газете, а каких не будет.
Затем учитель объясняет, что урок будет состоять из двух частей. В первой части будет немного теории относительно главных критериев отбора. Вторая часть - практика, где можно опробовать все то. что узнали. Так каждый учащийся сможет почувствовать себя главным редактором.
Перед началом теоретической части учитель просит учеников всех вместе поучаствовать в небольшой интеллектуальной игре. Учитель становится возле доски и спрашивает класс о том, какие критерии, по их мнению, учитываются при отборе новостей в газету. После того, как ученики выскажутся, учитель конкретизирует их предложения и кратко записывает на доске. На «мозговой штурм» рекомендуется не более 5 минут.
После игры учитель говорит о том, что в разных источниках литературы об этом пишут по-разному, но в целом вся информация может быть сведена к пяти критериям. Эти критерии часто упоминаются в литературе о журналистике и обычно согласно им главные редакторы решают, какие новости будут опубликованы в газете, а какие нет. Учитель объясняет каждый критерий (смотреть в Приложении №1) и кратко записывает их названия на доске.
После теоретической части и ответов на возможные вопросы учеников, учитель переходит к практике. Каждому дается листок, где описана воображаемая ситуация. Смотрите Приложение № 1. Ученики должны прочитать задание и выбрать три варианта. На выполнение задания дается 5 минут.
По истечении 5-ти минут учитель делит учеников на 4 группы. Это сделать он может, например, попросив их образовать крут и затем посчитаться от 1 до 4 (один, два, три, четыре.., о дин... четыре).. Те, кто были под первым номером будут составлять первую группу, кто под вторым - вторую и так далее. Затем каждая группа садится отдельно.
После того как каждая из групп сформирована, учитель предлагает обсудить и решить, какие именно три новости будут опубликованы в сегодняшней газете. Участники группы должны быть готовы на основе теории аргументировать свой выбор. На задание дается 10 минут. По истечении времени одному представителю из каждой группы предлагается представить остальным свое решение и аргументировать его.
После презентации каждой группы учитель говорит, какие 3 новости выбрал бы он на должности главного редактора, аргументируя свой выбор и указывая основные критерии. Не обязательно мнения групп и учителя должны совпадать. Он должен подчеркнуть, что цель сегодняшней игры - развитие способностей аргументировать и критически мыслить у учеников.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Новизна. Известие должно быть новым, про событие, которое ещё "горячее", поэтому его необходимо представить для общества. Никому не интересно известие, которое было одну или две недели назад.
Близость. Надо подумать, если известие/событие географически и психологически может быть близким и потому интересным для нашей аудитории. Например, вы работаете в газете "Новости Саратова". Как вы думаете, для вашей аудитории будет интересна новость что в Австралии власть увеличила подоходный налог? Или новость о таком изменении у вас в стране?
Важность. Известие должно быть важным именно в такое время и для такой аудитории, для которой вы пишите. Например, если вы работаете в газете "Новости Челябинска", для вашей аудитории будет важно знать, кто будет в Челябинске мэром, но не так важно знать, кто такой мэр Ярославля.
Странность. Явление или событие должен быт необычным. Например, жираф убежал из цирка, люди может быть увидели пришельцев, и так далее.
Достоверность. Пресса, которая уважает свою аудиторию, публикует только надёжную и проверенную информацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Вы главный редактор в Орловской ежедневной газете "Новости Орла". У вас много информации о сегодняшнем событии в Орле. В вашей газете есть место только для 3 коротких событий. Какие из них вы выберете? Аргументируйте свой выбор. Напишите номера на листочках, которые я вам выдал.
Президент нашей страны собирается провести неделю отпуска в Орле.
В результате столкновения двух автомобилей два человека погибли.
При попытке вынести 6 бутылок вина из одного из супермаретов в Орле, были задержаны 2 грабителя.
Собака спасла своего хозяина во время проникновения в дом вооруженного грабителя, требовавшего у хозяина денег.
У вас есть неофициальная информация, что ваш главный конкурент - еще одна газета в Орле, будет закрыта на этой неделе, потому что у них финансовые проблемы.
Пожилая женщина закончила жизнь самоубийством из-за того, что у нее было не достаточно денег для лечения ее хронической головной боли.
Один из самых популярных политиков Украины будет презентовать свои стихи в самой большой библиотеке города на следующей неделе.