Цели игры: развить навыки креативности и найти пути решения проблем у учащихся;
развить навыки аргументирования у учащихся;
развить навыки публичного выступления у учащихся.
Время игры: 1 час 30 минут
Количество учащихся: 15 учеников. Если в игре принимает участие меньшее количество людей, учителю нужно будет решить, какие роли следует убрать.
Ход игры
В начале урока, учитель сообщает учащимся, что сегодня они будут проводить импровизированный круглый стол. Тема обсуждения: «Зависимость молодых людей от социальных сетей: как решить проблему?» Длительность дискуссии - 30 минут. Каждый учащийся получит свою роль. Учитель подчеркивает, что все роли в игре являются выдуманными и ни одна из них не представляет мысли и соображения учащихся в действительности. Главная задача игры - развить навыки креативности, найти пути решения проблем, а так же развить навыки публичного выступления учащихся. Во время игры кто-то из них будет представителем министерства, кто-то - журналистом агентства новостей, кто-то - ведущим и т д.
Учитель выбирает одного учащегося, который будет ведущим дискуссии. Эта роль - очень ответственна, т.к. ученику необходимо будет успешно провести дискуссию. Это может быть один из учащихся, который вел теледебаты (если он/она показали себя с хорошей стороны).
Учитель также выбирает двух учащихся, которые будут исполнять роли фотографа и видеооператора. Задача фотографа - сделать много разных фотографий во время приготовления к дискуссии и во время ее проведения. Видеооператору необходимо будет заснять некоторые моменты подготовки к дискуссии, а так же весь процесс ее проведения. Затем его задачей также будет продемонстрировать получившееся видео.
Учитель просит всех учащихся (за исключением ведущего, фотографа, а также видеооператора) взять по одной карточке из маленькой ко
робки или конверта. На карточках написаны роли и их описания (ведущий, представитель министерства и. т. д.). Карточки лежат так, чтобы учащиеся не могли видеть, что на них написано, таким образом они не смогут выбрать роль, которую они бы хотели сыграть. Роли расписаны в Приложении №1.
Учитель спрашивает у учащихся, есть ли у них вопросы. Ответив на все вопросы, учитель дает им 15 минут, чтобы подготовиться к дискуссии. Во время подготовки учителю следует удостовериться, правильно ли поняли свои роли учащиеся, которые будут исполнять роли журналистов из агентств новостей с использованием компьютеров. Следует также проверить, нет ли паролей на компьютерах, и смогут ли учащиеся их использовать во время дискуссии.
Когда 15 минут истекли, учитель просит участников начать дискуссию. Как отмечалось выше, дискуссия длится 30 минут. Чтобы не выйти из установленных временных рамок, учителю, следует помогать ведущему в проведении дискуссии. Учитель может обращать внимание учащихся на время, которое осталось до окончания дебатов, тихонько напоминать, и подавать заранее оговоренные знаки ведущему, для координации работы всех участников (экспертов, журналистов).
Как только дискуссия закончится, учитель просит учащихся, которые исполняли роли журналистов, сбросить их статьи на флешку Учитель сообщает им, что прочитает их статьи дома и прокомментирует их на следующем занятии.
Учитель сообщает учащимся, что на следующем занятии они обсудят, как прошла дискуссия. Учащиеся должны подготовиться к дискуссии. Учитель таюке напоминает домашнее задание для фотографа и виде-
ооператора - на следующее занятие они должны представить фотографии и видеофильм.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Ведущий дискуссии.
Ваша задача вести круглый стол. Длительность дискуссии - 30 минут и тема: «Как решить проблему зависимости молодых людей от социальных сетей?» В дискуссии принимают участие представители министерства здравоохранения и образования. Они предлагают запретить подросткам, которые не достигли совершеннолетия пользоваться социальными сетями такими как: «Вконтак- те», «Фейсбук» и.т.д. Их идею также поддерживает один из представителей парламента, который также принимает участие в дискуссии. В дискуссии также принимают участие три оппонента, два представителя парламента и один представитель не государственной организации «Против цензуры», которые не поддерживают предложения министров. В дискуссии также принимает участие политический эксперт, представитель политической науки, а также эксперт из аналитического центра «Стратегия». Во время обсуждения вам необходимо задавать им вопросы, касающиеся данной темы. Послушать обсуждения пришли также два журналиста из газеты «Наш город» и из журнала «Улыбающиеся люди». Журналистам разрешено задать по два вопроса участникам дискуссии, но они не имеют права выражать свое мнение. Вы, как ведущий, должны предоставить им такую возможность. Другие журналисты из агентств новостей «Быстро и «Скоро» будут только писать статьи, они не имеют права задавать вопросы или комментировать происходящее.
Представитель министерства здравоохранения.
Вы представляете интересы министерства здравоохранения. Министерство здравоохранения является инициатором предложения о запрете использования социальных сетей таких как: «Вконтакте», «Фейсбук» и.др. лицам, не достигшим совершеннолетия. Министры утверждают, что используя социальные сети, дети много сидят и мало двигаются. Согласно позиции министерства это плохо отражается на их здоровье.
Вы можете сообщить о различных исследованиях, которые были проведены по заказу министерства. Результаты исследований показывают отрицательное воздействие социальных сетей на здоровье детей. Во время подготовки вы можете придумать и записать результаты исследований и затем прокомментировать их.
Вам также необходимо придумать план, как министерство будет контролировать тот факт, что дети до 18 лет не используют социальные сети. Во время дискуссии вы можете действовать совместно с представителем министерства образования. На протяжении всей дискуссии будьте готовы корректно и аргументировано представлять интересы министерства.
Представитель министерства образования.
Вы - представитель министерства образования. Министерство образования поддерживает предложение министерства здравоохранения запретить лицам, не достигшим совершеннолетия, использовать социальные сети, такие как: «Вконтакте», «Фейсбук» и т. д. Министерство образования заявляет, что социальные сети негативно влияют на успеваемость детей. Для подтверждения своей позиции, вы можете предоставить результаты исследования, которые были проведены по заказу министерства. Министерство уверяет, что данные результаты показывают, насколько пагубным является влияние социальных сетей на детей. Вы можете придумать и прокомментировать результаты данных исследований. Во время подготовки вы можете работать совместно с представителем министерства здравоохранения. Будьте готовы на протяжении всей дискуссии корректно и аргументировано представлять интересы министерства.
Парламентарий, который поддерживает выдвинутое предложение.
Вы - парламентарий и вы поддерживаете предложение, выдвинутое министерством образования. Вы также придерживаетесь мнения, что следует запретить использование социальных сетей лицам, не достигшим совершеннолетия. Во время дискуссии помимо других аргументов, вам следует обратить внимание на ответственность родителей за детей. Вы считаете, что родители должны следить за тем, чтобы их дети не использовали социальные сети. Продумайте все аргументы, как вы будете поддерживать предложение министерства образования.
Парламентарий, который выступает против, выдвинутого предложения -1.
Вы - представитель парламента, который выступает против предложения министерства. Вы считаете, что запрет на использование социальных сетей несовершеннолетними не решит проблему. Во время подготовки дискуссии вы можете работать вместе с парламентарием, который также критикует инициативу министерства. Вы считаете, что запрет будет иметь противоположный эффект. Вы считаете, что проблема зависимости молодых людей от социальных сетей должна быть решена другим путем. Продумайте свои аргументы, как вы будете выступать против выдвинутого предложения, а так же об альтернативном способе решения проблемы.
Парламентарий, который выступает против, выдвинутого предложения - 2.
Вы - представитель парламента, который выступает против предложения министерства. Вы считаете, что запрет на использование социальных сетей несовершеннолетними не решит проблему. Во время подготовки дискуссии вы можете работать вместе с парламентарием, который также критикует инициативу министерства. Вы считаете, что запрет будет иметь противоположный эффект. Вы считаете, что проблема зависимости молодых людей от социальных сетей должна быть решена другим путем. Продумайте свои аргументы, как вы будете выступать против выдвинутого предложения, а так же об альтернативном способе решения проблемы.
Представитель негосударственной организации «Против цензуры».
Вам необходимо выступить против предложения министерства здравоохранения. Вы считаете, что запрет на использование социальных сетей несовершеннолетними не решит проблему. Кроме того, ваша организация придерживается мнения, что запрет на использование социальных сетей может считаться своего рода цензурой, и что может расцениваться как шаг назад для всей нации. Во время подготовки к дискуссии продумайте аргументы, которые вы предоставите министерству здравоохранения.
Журналист из агентства новостей «Быстро».
Вы - журналист из агентства новостей «Быстро» и вы слушаете дискуссию. Вам необходимо внимательно слушать дискуссию, сделать заметки и написать статью о том, что вы услышали. Во время всей дискуссии вы будете использовать компьютер. Имейте ввиду, что вам не нужно писать все, что вы услышали во время дискуссии, а только самую важную информацию. Также продумайте хорошее название для статьи. Вам необходимо закончить статью к концу дискуссии. Затем вам необходимо сбросить статью на флешку и отдать учителю.
Журналист из агентства новостей «Скорость».
Вы - журналист из агентства новостей «Скорость» и вы слушаете дискуссию. Вам необходимо внимательно слушать дискуссию, сделать заметки и написать статью о том, что вы услышали. Во время всей дискуссии вы будете использовать компьютер. Имейте ввиду, что вам не нужно писать все, что вы услышали во время дискуссии, а только самую важную информацию. Также продумайте хорошее название для статьи. Вам необходимо закончить статью к концу дискуссии. Затем вам необходимо сбросить статью на флешку и отдать учителю.
Журналист из газеты «Наш город».
Вы - журналист, который пришел послушать дискуссию, потому что главный редактор отправил вас сюда. Вы не будете писать статью об этом событии, но вам необходимо слушать внимательно, т. к. ваш босс просил пересказать ему все в деталях. Вы так же хотите выглядеть профессиональным, хорошим журналистом в глазах участников дискуссии, поэтому вам необходимо задать два умных вопроса во время дискуссии, которые вы можете адресовать любому из участников.
Журналист из журнала «Улыбающиеся люди».
Вы - молодой журналист, который только начал работать в журнале «Улыбающиеся люди». На данный моменту вас нет темы, о которой вы пишете, главный редактор попросил вас прийти на дискуссию. Во время дискуссии вы увидите, что в зале присутствуют также ваши коллеги. Вы хотите показать, что вы умный молодой журналист, вам нужно задать два вопроса во время дискуссии, которые вы можете адресовать любому из участников.
Политический эксперт, представитель политической науки.
Вас пригласили принять участие в дискуссии в качестве независимого политического эксперта. Во время дискуссии ведущий может задать вам вопрос: какой эффект произведет на общество и его будущее запрет использования социальных сетей несовершеннолетними. Вы должны говорит вежливо, аргументировано и понятно. Как профессиональный эксперт вы должны видеть и объяснить положительные и отрицательные черты решения министерства здравоохранения. Во время подготовки вам не разрешается общаться с политической экспертом из «Стратегии».
Политический эксперт аналитического центра «Стратегия».
Вас пригласили принять участие в дискуссии в качестве политического эксперта. Во время дискуссии ведущий может задать вам вопрос: какой эффект произведет на общество и его будущее, запрет использования социальных сетей несовершеннолетними. Вы должны говорит вежливо, аргументировано и понятно. Как профессиональный эксперт вы должны видеть и объяснить положительные и отрицательные черты решения министерства здравоохранения. Во время подготовки вам не разрешается общаться с политической экспертом, представителем политической науки.