Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.
Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.
В Древнем Вавилоне, наверное, было немало изуродованных людей. Рабов, не желавших мириться со своим положением, жестоко наказывали. На площади перед царским дворцом возвышался каменный столб, на нем клинописью были нанесены законы: «Если раб скажет своему хозяину: «Ты не мой господин», – то тот должен изобличить его как своего раба, а затем его хозяин может отрезать ему ухо». На вершине столба – изображение сидящего в кресле человека, который протягивает другому судейский жезл. Ниже надпись: «Я, царь Хаммурапи, справедливейший из царей…» И все, кто умел читать, узнавали, что эти законы вручены царю богом солнца Шамашем, верховным судией над всеми…
Законы вавилонского царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов. По содержанию он универсален. Деления законов по отраслям еще нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали.
В Средние века единой стройной системы права не было. Действовали нормы так называемых варварских правд: Салической, Бургундской, Алеманнской, Баварской, составленных между V и IX вв. Деления на отрасли права, подобного нынешнему, не существовало. Сложились ленное право (регулировало отношения между сеньорами и вассалами), городское право (определяло правовое положение горожан), цеховое право (цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами). В основе средневекового суда также лежал сословный принцип: каждое сословие имело свой суд.
Слова героя шекспировской драмы Ричарда III: «Кулак – нам совесть, и закон – нам меч!» – довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют кулачным. Его жестокость общеизвестна.
Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права.
25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылся Учредительный конвент для выработки конституции. Бурные обсуждения продолжались почти четыре месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь благодаря усилиям председателя конвента, будущего президента США Дж. Вашингтона. 17 сентября 1787 г. Конституция США была подписана большинством делегатов. Это была первая писаная конституция буржуазного государства, государства Нового времени. Она закрепила важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.
В Европе первыми на путь становления буржуазных правовых отношений встали Нидерланды, Великобритания, Франция. Но, как считают ученые, буржуазная модель общественно-политического и экономического развития на ясной правовой основе была реализована наиболее последовательно в США.
Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.). В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).
История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения.
Наследниками политико-правовых идей А. Н. Радищева в первой четверти XIX в. были декабристы. В «Русской правде» П. И. Пестеля (1793–1826), например, защищались и пропагандировались такие этико-правовые ценности, утвердившиеся в западноевропейской теории права, как народный суверенитет, верховенство права, принцип разделения властей, права и свободы граждан. Эти республиканские представления были развиты в середине столетия А. И. Герценом (1812–1870), Н. Г. Чернышевским (1828–1889) и другими революционными демократами.
Российская монархическая государственность между тем не оставалась неизменной, безучастной к требованиям времени. Император Александр I в начале XIX в. высказал мысль, которая вполне соответствует современным представлениям о правовом государстве: «Быть выше их (законов. – А. Н.), если бы я мог, конечно бы, не захотел, ибо я не признаю на земле справедливой власти, которая бы не от закона проистекала». В период его правления разрабатывались конституционные проекты, были расширены права Сената, образованы министерства. Сенат, например, получил функции высшего административного, судебного, контролирующего органа и пользовался значительной независимостью.
Взяв власть в октябре 1917 г., большевики объявили о введении диктатуры пролетариата. О необходимости и сущности диктатуры пролетариата лидер партии большевиков В. И. Ленин (1870–1924) писал задолго до революции.
Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.
В. Ленин
В годы «военного коммунизма» право было подчинено так называемому революционному правосознанию. Все, что признавалось полезным для интересов революции, считалось законным. Не следует забывать, что в первые после революции годы большевики действительно ставили перед собой задачи разрушения старого государства, семьи, которую некоторые теоретики называли крепостной, частной собственности, а также церкви, традиционного образа жизни и культуры, денежной системы. Лишь позднее под давлением реальной жизни пришлось постепенно отказываться от наиболее утопических догм и использовать то, что создавалось в России веками. (Например, уже в годы Великой Отечественной войны приказом Верховного главнокомандующего были восстановлены офицерские погоны и под названиями суворовских и нахимовских училищ, по существу, были вновь введены кадетские корпуса).
После смерти Сталина маховик репрессий был приостановлен. Была проведена реабилитация десятков тысяч невинно репрессированных, существенно уменьшилась численность «населения архипелага ГУЛАГ». На XX съезде КПСС были осуждены культ личности Сталина, явные злодейства сталинизма. Постоянно говорилось о необходимости соблюдения социалистической законности, о партийном контроле над органами правопорядка. Однако все эти меры не изменили главного: государство не стало правовым.
В короткий период «оттепели» (1953–1964) правовые отношения, с одной стороны, освобождались от наиболее страшных проявлений прежних лет, но с другой – начали приобретать ту поначалу незаметную неэффективность, которая проявилась позже, в годы так называемого застоя. Причина состояла в сохранении и укреплении административно-командной системы управления, не демонтированной и в годы «оттепели». Смягчение системы было весьма относительным. Известно, что в это самое время прошла новая кампания против религии, в ходе которой разрушались церкви и монастыри. Преследования инакомыслящих оставались фактом политической жизни страны. В процессе непрерывных административно-хозяйственных реорганизаций тысячи людей были вынуждены покидать родные места и переселяться на новые территории.
Современная история России – Российской Федерации началась в конце 1991 г. с распада СССР на самостоятельные государства, которыми стали бывшие союзные республики. Был взят курс на радикальные экономические реформы с целью превращения России в государство с развитой рыночной экономикой, обширным и стабильным средним классом, утверждения частной собственности в качестве основного двигателя социально-экономического прогресса. Все эти перемены осуществлялись, особенно в начальный период, решительными, крайне болезненными для народа способами.
Политика «шоковой терапии», взятая на вооружение в 1992 г., одномоментным введением свободного ценообразования, свойственного развитой рыночной экономике, привела к обесценению сберегательных вкладов и иных накоплений граждан, в результате чего уровень материального благосостояния большой части населения значительно снизился. Разрыв между богатыми и бедными слоями населения достиг при этом опасно высоких показателей.
Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т. д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.
Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.
Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.
Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее сторонников за приверженность к буржуазным демократическим ценностям, будто бы чуждым нашему обществу.
Говорить о том, что идея правового государства родилась лишь в Новое время и связана с утверждением буржуазных отношений, ошибочно. Она вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении нескольких столетий, постепенно вбирая в себя передовые представления о роли права в развитии человеческого общества. Первые элементы концепции правового государства появились в Античности. Вспомните о Древней Греции и Древнем Риме, где философы говорили о власти закона как о сочетании силы и права, о естественном (природном) равенстве людей, о праве как о мериле справедливости, о государстве как о «деле народа» (буквальный перевод латинского res publica).
Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.
Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и исключительными полномочиями, над предприятиями и организациями, общественными и политическими. Организаций, стоящих над законом, быть не должно. И конечно, закон должен главенствовать над гражданами, регулировать их действия, напоминать о себе тогда, когда эти действия противоречат его предписаниям.
Что имеют в виду политики и ученые, говоря о верховенстве закона? Что означает понятие «закон должен главенствовать над государством, организациями, гражданами»? Ответ прост. Закон необходимо соблюдать всем, он должен беспрекословно исполняться всеми гражданами.
Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни: моралью, религией, экономикой, духовной жизнью, не говоря уже о политике.
Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности, понятий. Право нередко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. Право способствует повышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строгого выполнения юридических норм.
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.
Цицерон, древнеримский философ, оратор, писатель
Стыд порою запрещает то, что не запрещают законы.
Этот параграф могут пропустить те, у кого интерес к философским проблемам права еще не сформировался. Впрочем, польза от прочтения параграфа обязательно будет. Сегодня иногда говорят, что изучать в школе нужно только то, что практически пригодится в жизни: конкретные правовые нормы, или права потребителей, или порядок получения наследства. Это неправильная позиция. Пренебрежение к теории права является следствием неверия в силу закона. Правовой нигилизм, присущий, к сожалению, довольно большому числу граждан нашей страны, порожден, как считают исследователи, и наследием недавнего прошлого с его «двойной моралью», официальным атеизмом, лишившим общество и государство традиционных духовных опор, и нынешними противоречиями, трудностями и ошибками.
Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы общество, его граждан. Отношение к праву, государству, власти является одним из существенных элементов этой идеи. Большое значение приобретает философия права – совокупность наиболее общих представлений о сущности и роли права в жизни общества, объединенных общим нравственным началом. Поэтому так важно разобраться в социальном назначении права, не ограничиваясь знанием его конкретных норм. Необходимо осознать социальную и личностную ценность, духовное содержание права.
Среди правовых актов выделяется один, имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это конституция. В переводе с латинского constitutio – установление, устройство.
Конституция – это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т. е. введена односторонним актом главы исполнительной власти – монархом или президентом.
Регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного (от слова «обычай») права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти и об участии различных сословий народа в управлении страной. В период Московского царства компетенция великого государя была безграничной, подобно компетенции европейских монархов того времени. Ведению верховной самодержавной власти подлежало все, чем жил народ, его политические, экономические, семейные, нравственные и другие потребности.
Совещательным учреждением, существовавшим рядом с государем, была Боярская дума. В 1549 г. был впервые созван Земский собор. В нем народ был представлен достаточно широко. В него входили Боярская дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные представители от дворян, купцов; бывали и черносошные (государственные) крестьяне.
В начале 1990-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического государства, утверждения нового демократического режима и содержанием Конституции РСФСР (РФ), принятой в 1978 г.
Сначала это была типичная советская конституция, точная копия Конституции СССР 1977 г. Она говорила о построении общенародного государства и развитого социализма. По мере накопления происходивших в обществе изменений ее содержание вошло в противоречие с действительностью. Эти противоречия пытались преодолеть путем внесения решениями Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ соответствующих изменений в текст Конституции. Изменилась система государственных органов, порядок их формирования, основы избирательной системы. Были закреплены принципы многопартийности, многообразия форм собственности, в том числе частной. Был учрежден пост Президента России, создан Конституционный Суд. Изменилось название страны: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала именоваться Российской Федерацией – Россией.
Конституция РФ начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Эта торжественная преамбула имеет огромное юридическое значение. В ней выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции, говорится о народе России, многонациональном, соединенном общей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями. Формулируются исторические предпосылки и условия принятия Основного Закона: Конституция напоминает о государственном единстве, общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов, уважении к памяти предков, передавших ныне живущим любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Наконец, определяются цели, на достижение которых направлено принятие Основного Закона: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; обеспечение благополучия и процветания России.
Опыт духовного развития человека в современных цивилизованных странах свидетельствует, что ориентиром в воспитательно-образовательной деятельности может быть такой социально-духовный феномен, как гражданственность. В кратком виде гражданственность – это сложное свойство личности, позволяющее ей быть активным участником на различных уровнях бытия общества и государства. При этом не следует путать гражданственность с гражданством. Гражданство – это устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.
Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан.
С. Смайлс, английский писатель
По историческим меркам Россия стала федерацией совсем недавно. Российская империя была унитарным государством. Первым правовым актом, закрепившим федеративную форму государственного устройства, была Конституция РСФСР 1918 г. С образованием СССР 30 декабря 1922 г. и принятием Конституции СССР 1924 г. РСФСР, наряду с Белоруссией, Украиной и Закавказской Федерацией, стала союзной республикой в составе СССР. В дальнейшем количество союзных республик росло, в их границах образовывались новые автономные республики и края. В составе РСФСР насчитывались десятки субъектов Федерации. При этом Россия сама была субъектом федеративных отношений внутри СССР. С распадом СССР в конце 1991 г. Российская Федерация обрела государственную независимость (Декларация о государственной независимости России была принята раньше, 12 июня 1990 г.).
Одним из основных признаков государства, как известно, является территориальное деление населения. Государство состоит из определенных территориальных единиц: провинций, графств, штатов, земель, губерний, областей, департаментов. Проблема урегулирования политических, экономических, правовых и иных взаимоотношений между центральной властью и административно-территориальными единицами и автономными образованиями разрешается (с той или иной степенью успеха) путем правового закрепления формы государственного устройства.
В торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ, положив руку на текст Конституции России, человек торжественно произносит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Это действие, строго соответствующее статье 82 Основного Закона нашей страны, называется присягой Президента РФ при вступлении в должность.
Президент – выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. Для России институт президентской власти достаточно нов. Впервые должность президента была введена в СССР в 1990 г. В дальнейшем президенты были избраны в республиках, входивших в состав СССР. Первый Президент Российской Федерации был всенародно избран в 1991 г.
Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.
Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII–XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII–XIX в. Вплоть до XX в. преобладали двухпалатные парламенты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной палаты.
Законы не рождаются сами по себе, как народные песни. На самом деле и народные песни сочиняли отдельные люди, а потом в текст и музыку другими людьми без претензий на авторство добавлялись новые слова и мотивы – до тех пор, пока авторство окончательно не утрачивалось. Так и законы. Их проект предлагается отдельными людьми, а потом происходит ряд действий, которые составляют процесс законотворчества.
Первое действие в этой цепочке – законодательная инициатива. Она представляет собой официальное внесение проекта закона (законопроекта) в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой и влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы имеет также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.
Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Правительство РФ:
Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это принципиально новое для российского законодательства положение. Ранее существовала жесткая вертикаль советов различных уровней, действовавших в условиях жесткого соподчинения. Выделение местного самоуправления в самостоятельное управленческое звено позволяет полнее учесть потребности людей, быстрее и эффективнее решать все вопросы.
Все права и обязанности человека, закрепленные нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.
Основные свободы, права и обязанности, провозглашенные в Конституции, представляют собой конституционный статус человека. Правовой статус человека является, естественно, понятием более широким, чем конституционный статус.
Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит сорок восемь статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона.
Конституционные свободы человека представляют собой закрепленную в Конституции возможность определенного поведения человека, т. е. отсутствие ограничений личности действовать по своему усмотрению (например, право на жизнь, свобода слова, мысли, вероисповедания и др.). Государство не мешает человеку реализовывать свои свободы (это пассивные обязанности государства).
Сборник международных документов о правах человека, изданный ООН в 1989 г., начинается Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 г. В сборнике около семидесяти международных договоров о защите прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется, и сейчас их больше ста. Один из важнейших новых документов – Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 г.
Прекрасно, если люди будут знать все эти документы, но, наверное, добиться этого трудно. Необходимо, чтобы международные акты во всей их совокупности изучали и проводили в жизнь те, кому положено это делать: политические деятели, юристы, управленцы. Всем же остальным достаточно стремиться узнать о них как можно больше. И начинать надо с главного – с Международного билля о правах человека. Он состоит из 5 документов: Всеобщей декларации прав человека, принятых на ее основе Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах (приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.), Факультативного протокола к последнему пакту, Факультативного протокола об отмене смертной казни. В соответствии с первым протоколом подписавшие его государства признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения Пакта о гражданских и политических правах.
Содержание норм о правах и свободах человека целесообразно анализировать на основе Всеобщей декларации прав человека, которой, как уже было сказано, полностью соответствует Конституция РФ.
Статья 1 Декларации объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве. Наделенные совестью и разумом, они должны относиться друг к другу в духе братства. Не Декларация (обратите внимание!) наделяет людей свободой. Она лишь признает свободу неотъемлемой принадлежностью человека. Говоря другими словами: свобода принадлежит людям с момента рождения. Долг государства, власти – охранять свободу, гарантировать ее, не мешать ее проявлениям. Подавление свободы является одним из признаков тоталитарного государства. Сказанное в полной мере относится к понятию достоинства человека.
Духовный и научный прогресс человечества основан на стремлении человека к доступной, понятной и необходимой информации. Любознательных, дотошных, эрудированных людей ценят в науке, журналистике, в системе власти. Их не всегда любят, ими трудно управлять, но без их знаний не обойтись.
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека утверждает: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Нашему обществу, в годы реформ сделавшему решающие шаги к реализации этих норм, предстоит совершить еще очень многое: добиться действительного многообразия на телевидении и радиовещании, обеспечить полноценное информирование населения об уровне жизни россиян, сделать прозрачной, открытой для средств информации сферу власти.