logo
 

Тетрадкин Град

Изложение

 

Озеро Пловучее

 

Примерно в двенадцати километрах к югу от Владимира в припойменном лесу, недалеко от левого берега Клязьмы, расположено озеро с загадочным названием – Пловучее. Когда оно образовалось, этого никто не помнит. А почему он называется Пловучим – о том рассказывает легенда.

…После убийства князя Андрея Боголюбского боярский заговор, во главе которого стояли Кучковичи, был подавлен. Убийцы князя и их подручные в числе двенадцати человек подверглись суровой каре. Сначала их живыми по шею зарыли в яму. Спустя некоторое время убийц откопали и предали страшной казни. Им подрезали пятки, раны засыпали солью и мелким конским волосом. В таком виде злодеев босиком гнали к лесному озеру, за двенадцать с лишним километров от Боголюбова. На берегу озера были приготовлены для убийц гробы – долблёные деревянные колоды, которые назывались у простолюдинов коробами. В эти короба дружинники Андрея Боголюбского, при стечении народа, заживо уложили заговорщиков, заколотили и засмолили их в гробах, да и пустили все двенадцать колод плавать по озеру.

К ночи народ разошёлся с места казни, опустели берега лесного озера, и только гробы колыхались на тёмных волнах, временами глухо стукаясь друг о друга. Людям к озеру подходить запретили. Двенадцать дней доносились вопли и стоны с озера. На тринадцатый день всё умолкло.

Короба постепенно обрастали мхом, травой и постепенно превратились в плавучие островки. С тех пор это озеро называется Пловучим.

Легенда об озере бытует в памяти немногих, но само озеро своей живой красотой во сто крат чудеснее любой легенды, и тот, кто хоть однажды побывал на Пловучем, запомнит его на всю жизнь.

(П.Савкин)

 

Перескажите текст подробно. Вспомните легенду о происхождении любого географического названия, запишите её или выразите своё отношение к жестоким нравам русского средневековья.

 

 

Изложение

 

В двадцати километрах от Владимира находится старинное село Порецкое.

«Исторические сведения о селе Порецком восходят к середине пятнадцатого века; в то время оно принадлежало к вотчинам митрополита Московского. В 1460 году великий князь Василий Васильевич по случаю пожара, во время которого сгорела половина села Порецкого, пожаловал тех крестьян погорелых: «Не надобе им с той половины села погорелого моя дань на три года, ни ям, ни подводы, ни к сотским, ни к дворянским по Володимерским, не тянуть ни в какие проторы, ни иные им некоторые пошлины не надобе до того урока, до трёх годов…»

Село Порецкое расположено на высоком холме, и издали виден возвышающийся Свято-Преображенский храм. Вслушайтесь в музыку названия – Порецкое, По-рецкое. Именно такое название, певучее, ласковое, и в то же время «говорящее», могли дать славяне, пришедшие на эти места: Порецкое – это то, что расположено на реке. Общеизвестно, что люди испокон веков селились рядом с водой, так как вода – источник жизни, начало жизни. Может поэтому у человека, пришедшего на эту землю, не поднялась рука переименовать такие загадочные (на наш взгляд) названия главных рек Порецкого: Нерль и Илинку? Эти гидронимы самые древние на изучаемой территории. Вероятно, названия эти возникли в те далёкие времена, когда эту землю населяли угро-финские племена.

(Е.Матсанаева)

 

 

Изложение

 

Белое пламя экрана

За Козловым валом, его изумрудной волной, чуть-чуть в глубине воздушного пространства, колыхались кроны старых тополей. То было ни на что не похожее, такое притягательное для взгляда, для души здание. Синие узоры покрывали всю его дышащую дворцовой праздничностью громаду.

В глубине широкого портика мерцало крохотное окошечко кассира, сновала гладкая дощечка – проворно слизывала монетку и взамен преподносила голубой билетик, и тогда до полного счастья оставался совсем пустяк.

Едва начинали меркнуть великолепная люстра под высоким потолком и многочисленные из прозрачного стекла светильники по бокам, прохладные кресла будто бы трогались с места, из белого пламени экрана накатывалась сверкающая лава, отблески её скользили по тёмным стенам, перескакивали через редкие щёлки, благодаря которым, не отвлекаясь от зрелища, удавалось не порывать с улицей – увидеть свет яркого дня, угадать косую стрелу дождя. А гром в великолепном тонкостенном сооружении грохотал почти как под открытым небом, и тогда вспышки на экране находили новый тревожащий и восторгающий смысл…

В Летний приходили и просто посмотреть фильм, и отдохнуть, и даже подумать, спуская с поводка забот несуетные мысли. Сюда стремились влюблённые. Бурно плодящееся хулиганство не приживалось в его стенах…

Но наступило и его время: сырою ночью в марте, кажется, шестьдесят восьмого года летний кинотеатр сгорел дотла. Свеча сгорает медленней, чем превращается в пепел былое счастье.

А через год-полтора на заросшем пепелище началось строительство, и пошло оно не ввысь, а а вглубь, под землю. А ещё год спустя появились две калитки, сваренные из арматуры, и ведущие вниз лестницы, и всё объяснила наконец малярная кисть, начертав по разным сторонам бетонного парапета косые жирные буквы: «М» и «Ж». (Леонид Зрелов)

Выскажите своё отношение к происходящим архитектурным переменам. Что сегодня находится на месте летнего кинотеатра?

 

 

Изложение (9 класс)

Колька не знал удач. Судьба смеялась над ним. Злой дух витал над его затеями.

Так, например, однажды Колька стоял под деревом. Шёл дождь. Крупная капля упала ему на лоб и стекла на кончик носа. Сорвавшись, она упала на землю.

Земля под деревом была сухая, и капля мгновенно в неё впиталась.

Увидев это, Колька стал думать о дальнейшей судьбе капли. Он стал представлять, как она всё глубже проникает в недра земли, опускается до самого раскалённого земного ядра, испаряется от соприкосновения с ним и прыскает паром вверх – в корни растений, в стебли, а оттуда в листья, и опять обратно в воздух, опять в облако.

Капля вернулась туда, откуда начинала свой путь, и ничто в ней не изменилось. От этого Колькин интерес к капле возрос ещё больше. Он стал ждать от неё новых превращений, и ни на мгновение не упускал её из виду, боясь, что она сразу ускользнёт, спрячется, притаится где-нибудь, где её невозможно будет потом отыскать, чтоб проследить дальнейший путь. Капля снова падала на землю, исчезала в трещинах скал, соединялась с другими веществами и освобождалась от них, и Колька всё это видел. Он настигал каплю на всех поворотах её нелёгкой судьбы, узнавал её в облаке, следил, как она падает на чей-либо нос или в почву, а если на нос, то всё равно потом в почву. Впрочем, нет: вот человек взял и стёр её рукавом, она впиталась в материю, потом высохла в комнате и носилась между стенами, пока не вытекла наружу через двери, щели, окна, - и снова в небе, опять в облаке, опять дождём на нос, в почву или куда-нибудь ещё, путей много…

Так они долго метались – капля и напряжённый Колькин умственный взор – из стороны в сторону, вверх и вниз, побывали на других планетах и в желудках у хищных животных, и, наконец, оба обессилили и остановились.

И тогда Колька сказал сам себе, чувствуя огромное удовлетворение: «Никуда она не денется. Ничего никуда не девается, не исчезает, всё остаётся, только вертится», - и понял, что открыл закон природы, на котором стоит весь мир, если не больше.

Для тех, кому не дано устанавливать законы, открывать их единственное счастье, и Колька испытал его.

(Владимир Краковский)

 

Озаглавьте текст, перескажите его близко к тексту, вспомните закон Ломоносова – Лавуазье, вставьте научную формулировку в размышления Кольки.

Поиск

 

Школярик

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.