Цели и задачи урока:
Формирование ключевых компетенций:
обобщения, критического мышления;
сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,
диалога, дискуссии и коммуникации.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся:
углубят и обобщат знания о формах общественного сознания,
научатся соотносить их с типами обществ,
смогут сравнивать, определять роль форм общественного сознания в обществе,
смогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,
научатся навыкам работы в группе.
Технология проведения урока: Деятельностные технологии, интерактивный диалог, работа в мини-группах, выполнение исследовательских и проблемных заданий
Оборудование урока: Маркеры, листы флипчарта, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1-й блок: актуализационно-мотивационный
Предполагает:
создание настроя на поиск знаний, на диалог,
поиск самими учащимися смыслов изучаемой темы
Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.
Чтобы урок был продуктивным, мы будем работать в группах.
Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание?
Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание»
Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на листе флипчарте.
Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов
Могут быть названы следующие ассоциации:
знание о мире
представление
идеи, образы
духовный образ
мышление
разум
память
ценности
Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря.
Определение записывается в тетрадь.
Обобщение учителя: Итак, ребята, мы видим, что сознание не только активно, но и многопланово. Оно охватывает сферы рационального мышления, духовно-образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память, интуицию, воображение, чувства и эмоции. Различные уровни и проявления сознания являются предметом изучения таких наук, какфилософия, психология, социология, политология и другие.
2-й блок: проблемно-дискуссионный.
Предполагает:
выполнение групповых поисковых заданий на соотнесение, выявление, обобщение признаков.
обмен мнениями, выдвижение аргументов
Учитель: Сознание выступает как личное и как общественное явление. Общественное сознание воплощается в различных формах: в языке, науке, искусстве, идеологии, политике и праве, религии, нравственности и на различных уровнях (от обыденного сознания до теоретического мышления). Оно не сводится к сознанию отдельных личностей, а образует особую духовную систему, которая обладает относительной самостоятельностью и активно влияет на жизнь общества и людей, его составляющих. Каковы же основные формы общественного сознания? Каковы их отличительные признаки?
Работа в группах: выполнение задания
соотнести формы общественного сознания и их черты.
Группам предлагается обсудить и отметить стрелками свой выбор. Спикеры групп сообщают результаты, объясняют свой выбор
Работа в группах: выполнение задания; Защитить и обосновать предложенные символы форм общественного сознания.
1 группа – право, наука,
2 группа – искусство, мораль,
3 группа – идеология, религия.
Работа в группах: Как меняется роль различных форм общественного сознания в обществе? Каков статус и роль форм общественного сознания в современном информационном обществе? Выбрать вариант ответа, используя алгоритм «было - стало» и аргументировать его .Обсуждение в группах, представление мнения групп, дискуссия.
Искусство |
... |
часть рынка |
Религия |
... |
Частное дело |
Мораль |
... |
справедливость |
Право |
... |
Права меньшинств |
Идеология |
... |
воздействие, манипуляция |
Наука |
... |
Относительность истины |
Было |
... |
Стало |
Обобщение учителя: таким образом появление форм общественного сознания, их место и роль меняется в различных типах общества. Так наиболее ранние формы общественного сознания – это искусство и религия. Затем появляются мораль и наука. Анализируя понятие справедливость, общество создало такую форму общественного сознания, как право. Наконец, в обществах современного типа складывается интегрированная форма общественного сознания – идеология. Мы убедились, что формы общественного сознания по разному проявляют себя в различных типах общества.
3-й блок – обобщающий.
Предполагает:
выполнение тестовых, проблемных и обобщающих заданий.
Групповая работа: задание Группам предлагается определить символы религий и высказать свою позицию.
Религии: буддизм, ислам, синтоизм. христианство, иудаизм, конфуцианство
Групповая работа: оценить выражения по алгоритму «согласен – не согласен» Группы обсуждают и выбирают позицию. Спикер группы объявляет выбор группы и обосновывает его.
Предлагаемые выражения:
Моральные ценности в наше время устарели
Религия сегодня спасает людей
Человек может прожить и без духовной культуры
Обобщение учителя: таким образом, каждая форма общественного сознания ценна и важна для общества. Ведь мы, живём в общении с себе подобными, а значит, имеем общие, постоянные признаки и свойства, сохраняем собственную идентичность. Это и отражается в формах общественного сознания.
4-й блок. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предполагает:
обмен мнениями об уроке,
оценивание участия каждого в работе группы,
оценка работы групп.
Учитель: сегодня на уроке проделана большая работа и мы должны оценить работу групп, каждого в группе.
Обобщение учителя: итак, сегодня мы увидели, что общественное сознание – это многоплановая и сложная духовная система общества. Это огромный пласт, характеризующий общество. На последующих уроках мы продолжим изучение отдельных форм общественного сознания.
Спасибо за активную и творческую работу.
Домашнее задание: выучить определения форм общественного сознания, придумать свой символ для одной из форм общественного сознания и выразить его графически (компьютерная графика или нарисовать на листе бумаги).
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/