При организации самостоятельной работы учащихся над задачами М.В. Богданович выделяет следующие три вида дифференциации:
1. Индивидуализация требований к общему заданию:
постановка нескольких вопросов к одному условию, каждый отвечает на столько вопросов, на сколько ему по силам;
варьирование требований к решению задачи;
задание с тремя задачами, в котором задачи похожи, но имеют разную степень сложности, решение начинается со второй задачи, тот, кто с ней справляется – решает третью, кто не справляется – переходит к первой;
дополнительное задание, несвязанное с основным и т.д.;
2. Упрощение одного из вариантов самостоятельной работы (ранее решенная задача, смена числовых данных);
3. Оказание индивидуальной помощи при решении задач одного из вариантов:
конкретизация задачи с помощью карточки с иллюстрацией к задаче или краткой записью;
сообщение ответа задачи до ее решения;
сообщение плана решения, схемы решения, начала решения, постановка наводящих вопросов и т.д.
В процессе самостоятельного решения задач на уроке учитель должен также учитывать индивидуальные особенности детей, качество сформированности их учебно-познавательной деятельности, конкретный, сиюминутный уровень умений решать задачи данного вида.
Выделяются следующие этапы работы учащихся над решением задачи: мотивационный; ориентировочный (анализ текста, выделение связей и зависимостей, моделирование, планирование решения); исполнительский (выполнение плана решения); контрольно-оценочный (проверка решения).
Часто контрольно-оценочный этап в решении задач ученики пропускают, а учителя не уделяют достаточного внимания формированию навыков самоконтроля ученика. Рассмотрим возможные варианты дифференцированного подхода к организации помощи в решении и одновременной проверки решения задачи.
1. Представление учащимся образца решения. Образец может быть записан на доске и закрыт до необходимого момента. Также образец можно записать на индивидуальной карточке и раздать нуждающимся в нем учащимся.
2. Использование вспомогательных карточек-схем решения каждой конкретной задачи. Этот способ является одновременно и способом дифференцированной помощи и способом формирования самоконтроля у учащихся в процессе решения задач.
3. Использование карточек с планом решения задачи.
4. Использование сигнальных карточек, содержащих основные теоретические факты для решения задачи.
5. Использование карточек с двумя вариантами решения задачи – верным и неверным, который предусматривает типичные для данного учащегося ошибки.
Проиллюстрируем возможные способы дифференцированной помощи. Например, учащимся дана следующая задача: «Пешеход за 4 часа прошел 16 км. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?» Карточки дифференцированной помощи можно предложить такие:
1. Образец решения:
1) 16:4 =4 (км/ч) – скорость пешехода;
2) 4·5=20 (км) – пройдет за 5 часов.
2. Карточка-схема:
а) без числовых данных
б) с частью числовых данных
Схемы решения помогают учащемуся спланировать свои действия, выбрать нужное арифметическое действие в случае такой необходимости.
3. Карточка с планом решения:
1) Найди скорость пешехода.
2) Найди расстояние, которое пешеход пройдет за 5 часов.
4. Карточка с формулами:
Выбери нужные формулы для решения и примени их:
s = v·t
v = s:t
t = s:t
5. Карточка с верным и неверным решением:
Выбери правильное решение:
(16:4)·5
(5·4)·16
Детям, которые справились с решением задачи необходимо предложить дополнительное задание, работа над которым прерывается сразу, как только остальные решают основную задачу.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/