logo
 

Тетрадкин Град

Каждый педагог сталкивается с необходимостью описать свой опыт – во время аттестации, для участия в профессиональных конкурсах. Казалось бы, всем известно, что для этого нужно уметь: видеть образ конечного продукта и его адресата; составить план своей работы; придерживаться темы, отсекая лишние рассуждения; аргументировать свои тезисы; делать ссылки и цитировать; пользоваться необходимыми выразительными средствами. Однако практика показывает, что эти знания так и остаются просто знаниями. Большинство педагогов-практиков затрудняются оформить свои мысли в письменной форме.

С этой проблемой нам, сотрудникам системы повышения квалификации, приходится встречаться достаточно часто. Что не получается у наших коллег? Прежде всего, учителя при описании собственного опыта переходят на язык общих фраз, цитат, конспектов чужих работ, за которыми не видна их богатая и уникальная практика. Да и само оформление мыслей: построение фраз, грамматика текстов – весьма затрудняет понимание читателем того, что хочет сказать автор.

Ситуация, когда нужно что-либо описать, для многих является стрессовой. Мы ещё раз убедились в этом, когда ввели эссе как форму итогового контроля на курсах повышения квалификации. Учителя испытывают беспокойство при мысли о предстоящей письменной проверке, что нередко сопровождается нарушением сна. Причём это не зависит от преподаваемого предмета. Среди учителей русского языка и литературы столько же неумеющих писать статьи, сколько и среди других категорий учителей.

Как правило, опыт написания разного рода текстов педагоги получают стихийно. Редко встречаются рекомендации, позволяющие целенаправленно овладевать знаниями, способами, мастерством обобщения и письменного оформления своего опыта в виде статей, аналитических записок, эссе. Хотя коммуникативные умения многие связывают с психологическими особенностями личности, с характером человека (умение выбрать нужную интонацию, жесты, сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать его реакцию), мы считаем, что проблема лежит не в области воспитания. Этим умениям можно и нужно учить.

Все эти причины побудили нашу лабораторию разработать соответствующую методику. И уже на протяжении нескольких лет мы проводим специальные курсы, где слушатели учатся писать статьи. Кстати, слово «слушатели» применительно к этим курсам не совсем точно: в учебном плане почти нет лекций, каждый участник пишет свою статью, периодически представляя её на суд коллег и тем самым повышая свою квалификацию.

Как проводятся курсы?

В основу организации работы педагогов по написанию текстов положена так называемая «обратная методика Ривина», разработанная М.А. Мкртчяном. Идея методики в том, что за счёт общения в парах сменного состава в сочетании с индивидуальной работой каждый обучающийся создаёт свой текст, раскрывая заданную тему.

Почему мы выбрали работу в парах? Хотя написание сочинений, статей, эссе, книг – сугубо индивидуальное дело, необходимые для этого умения возникают в совместной деятельности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, высшие психические функции у человека возникают вначале во внешнем плане, «живут» в совместной деятельности субъектов, а затем переходят во внутренний план. Кроме того, работа в парах очень влияет на качество статьи. Зачастую пишущий не видит, кому адресован его материал. В связи с этим на первом этапе обучения собеседник нужен не виртуальный, а реальный, не один, а несколько.

Таким образом, обучать писать статьи необходимо в группе: статьи обсуждаются и оформляются в совместной деятельности, но каждый работает над своей темой. Задача – с помощью коллег сформулировать собственную тему статьи, раскрыть и оформить в текст её содержание. При этом укажем еще на второе очень важное условие: в группе должны быть педагоги, имеющие позитивный опыт написания статей. На курсах каждый участник проходит через следующие этапы:

1) разработка темы и возможного круга содержания статьи;

2) оформление по частям её подходящего варианта;

3) корректировка полученного текста в целом;

4) подготовка окончательного текста статьи.

Реализация каждого этапа предполагает работу с несколькими напарниками. Например, в первой паре пишущий сначала определяется с общими контурами темы и границами её содержания: о чём нужно писать, а о чём нет; что актуально; что должно быть первоочередным. Во второй паре он корректирует и уточняет, а в третьей утверждается в том варианте темы, по которой предстоит следующий этап работы. Кому-то для разработки темы достаточно будет двух напарников, а кому-то потребуется даже четыре. При обсуждении темы необходимо определить круг читателей, которым адресуется текст.

Иногда у автора нет ни темы, ни плана. Тогда мы рекомендуем группе предложить некоторый возможный круг содержания. Например, для статей о практике коллективных учебных занятий мы предлагаем такие направления:

  • Достижения, проблемы и трудности реализации модели школы разновозрастного обучения.
  • Организация учебного процесса.
  • Учительско-ученическое самоуправление в образовательном процессе.
  • Управление школой.
  • Становление (история) модели школы.
  • Образование педагогов.
  • Поэтапное формирование общих умений коммуникации (рефлексивных способностей, навыков коллективного труда).
  • Решение актуальных проблем практики образования (сохранение здоровья, всеобуч, отношения учителя и ученика) через технологию коллективных занятий.
  • Способы, техники отслеживания сформированности…
  • Методики, техники, приемы преподавания предметов.
  • Нормы и традиции новой школы.

После того, как автор определится с темой, он приступает к составлению плана или определению возможных идей статьи и к формулировке отдельных тезисов. Для этого он с новым партнёром обсуждает тему и способ её раскрытия. Потом таким же образом он может беседовать с коллегой о плане его сочинения. Далее находит себе нового партнёра, обсуждает с ним вариант способа раскрытия темы, полученный в ходе работы с предыдущим напарником и при необходимости корректирует его. Потом помогает напарнику разобраться в его вопросах и т.д. Таким образом, работая с разными коллегами, автор получает удовлетворительный вариант плана или набор возможных идей, тезисов статьи, после чего приступает непосредственно к написанию статьи, продолжая работу в парах сменного состава и самостоятельно.

Заметим, что вовсе необязательно, чтобы в паре у напарников была одна та же задача, например, обсуждать темы своих статей. Вполне вероятно, что вначале пара обсудит тему одного партнера, а затем будет раскрывать фрагмент содержания темы второго.

Автор может начать писать статью с любого пункта своего плана. Для этого находит себе напарника, с которым совместно обсуждает, воспроизводит содержание, соответствующее этому пункту плана, а также возможный вариант оформления найденного содержания в соответствующий текст. Фрагмент статьи тут же набирается на компьютере. (После работы в паре автору необходимо самостоятельно поработать над данным фрагментом.) Затем то же самое он помогает сделать своему коллеге. Для проговаривания содержания очередного пункта плана, его обсуждения и оформления автор находит нового напарника. Если необходимо, знакомит его с содержанием предыдущих пунктов плана.

Довольно сложно бывает перевести идеи, существующие в сознании в невербализованном виде, в речевой план. Когда идея есть, то уже можно думать над её оформлением. Работа в парах позволяет порождать и осмысливать множество интересных идей. М.А. Мкртчян, основываясь на своих исследованиях, утверждает: «Технологизировать такую работу достаточно трудно. Остаётся надеяться, что регулярное пребывание в подобных ситуациях естественным образом будет выращивать у каждого обучающегося свои субъективные способы работы. Эта способность выращивается, тренируется, развивается. Для того чтобы родилась идея, нужна концентрация мышления».

В связи с этим особый интерес вызывает гипотеза известного математика Анри Пуанкаре о том, как работает мышление. В подсознании человека лежат разные единицы мысли. Они находятся в спокойном состоянии, не двигаются. Но если они приходят в движение, то есть какая-то вероятность, что они встретятся, одна зацепится за другую, и появится новая единица. Значит, надо обеспечить движение как можно большего количества «мыслительных единиц». Отсюда вытекает очень важный технологический прием. Если при индивидуальной работе не появляется идея, то надо обсудить этот вопрос с другим человеком. Ничего не появляется и с ним – говорите с другим, с третьим… Обсуждение идёт не для того, чтобы собеседник дал правильный ответ, а для того чтобы обеспечить движение мыслительных единиц, чтобы появилась идея.

Работая таким образом по частям над всеми пунктами плана, автор в итоге получает подходящий вариант статьи. После этого он продолжает работать в парах и самостоятельно: корректирует полученный текст в целом и подготавливает окончательный вариант статьи. Он должен обращать внимание на то, насколько уместно и точно раскрывают тот или иной тезис соответствующие примеры, факты, аргументы; насколько логичны обобщения и выводы; есть ли ссылки на первоисточники; удачно ли подобраны необходимые выразительные средства для изложения мысли.

По мере готовности автор представляет перед группой предварительный вариант статьи. А коллеги делают замечания и оценивают его текст по следующим критериям: соответствует ли текст заявленной теме; придерживается ли автор некоторой логики, плана раскрытия темы; аргументированы ли основные тезисы статьи; полно ли раскрыта тема.

Применение описанной методики дало хорошие результаты. Показателем повышения квалификации слушателей можно считать тот факт, что большинство из них написало качественные статьи, которые были опубликованы в разных изданиях, в том числе в журналах «Народное образование», «Сельская школа», «Школьные технологии», «Коллективный способ обучения».

Предлагаемую методику можно использовать не только на курсах в системе повышения квалификации, но и в школе, в методической работе с учителями, а также при обучении школьников написанию сочинений, изложений, рефератов.

 

 

 

Типичные ошибки, сопровождающие описание опыта

1. Нередко авторы, желая показать результаты своей деятельности, пытаются представить их только в виде таблиц, диаграмм, графиков. Сами по себе эти графические показатели являются лишь материалом для анализа. Чтобы читатель увидел и оценил эти результаты, к ним необходим комментарий. Используя таблицу как рабочий материал, следует описать связи между теми или иными показателями, динамику их изменений, обосновать обусловливающие причины. Показатели можно выражать в процентах, долях. Комментарий может выглядеть, например, так: «В части формирования коммуникативных умений и навыков на начало учебного года все ученики 11 класса уже умели работать с книгой, слушать объяснения учителя и одноклассников. В течение года благодаря применению … наблюдалась следующая положительная динамика: количество учащихся, умеющих выстраивать деловые отношения, возросло с 66 до 95 %. Умели выполнять различные учебные роли в совместной деятельности 2/3 школьников, а наконец года – все».

В каких-то случаях вообще нет необходимости прибегать к таблицам и графикам. Особенно когда в качестве материала для анализа берётся большой массив сведений либо малозначимые в данном контексте факты. Например, фрагмент программы развития одной из сельских школ: «Диагностика состава детского контингента школы показывает, что в общем составе преобладают дети из неблагополучных семей. При анализе данных о семьях учащихся было установлено следующее. Всего семей – 105, из них неполных – 41 (39%). Работающих родителей – 62 (34%). Малообеспеченных семей – 88 (83,8%), остронуждающихся – 9 (8,5%). Имеющих высшее образование – 10, среднеспециальное образование – 25, среднее – 33, неполное среднее – 48. Отсюда вытекает проблема низкой культуры среди родителей и, как следствие этого, неспособность заниматься вопросами развития и воспитания детей».

Достаточно было бы ограничиться первым и последним предложениями, пояснив, в чём заключается неблагополучие семей: неполные, малообеспеченные, остронуждающиеся. Кроме того, некорректно рассматривать как однородные 4 разных показателя: полноту семьи, занятость родителей школьников, их обеспеченность и образование. К тому же недостаточно обоснованы выводы о низкой культуре родителей.

Другой пример. Одна из таблиц содержала данные о численности учащихся школы по учебным годам. Таблицу можно было бы заменить короткой фразой: «С 1999 по 2007 годы количество учащихся снизилось более чем на 40 % и составляет в настоящее время 118 человек». В данном случае «язык процентов» точнее выражает сложность ситуации в школе.

2. Представляя свой опыт, авторы ограничиваются фразами: «Как хороша технология, по которой мы работаем! Какие замечательные у нас педагоги, дети, родители!». Однако не описывается, в чём суть их системы работы, за счёт каких действий они стали такими. Решить эту проблему помогают «картинки» из жизни школы, учителя, ученика (пример смотрите в приложении).

3. Нередко заголовок не соответствует содержанию пункта.

«1.2. Основные теоретические положения.

В результате проблемно-ориентированного анализа состояния школы выделены следующие направления обновления школьной жизни:

  • Внедрение коллективного способа обучения, обеспечивающего достижение каждым учащимся запланированного уровня образования и воспитания в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.
  • Структурные изменения школы путем поэтапного создания модели не классно-урочного обучения.
  • Создание условий для включенности каждого ученика в процесс обучения и воспитания».

Заголовок предполагает, что далее раскрыты теоретические основания деятельности школы. Но на деле авторы говорят о направлениях деятельности, к тому же некорректно формулируют их, поскольку первый пункт уже включает в себя следующие два.

4. Часто заказ, предъявляемый государством к образовательному учреждению, отождествляется с целью развития конкретной школы. Например: «Цель развития школы: обеспечить общее образование для каждого ученика на уровне государственных образовательных стандартов, воспитать здорового, нравственного, творчески активного школьника, учитывая реальные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности, через реализацию личностно-ориентированного обучения».

Вообще-то любая школа, независимо от того, какие подходы она реализует, должна выполнять этот заказ. Приведём примеры удачных целей в программах развития школ.

Школа № 141 г. Красноярска: «Изменение организационно-управленческих условий, необходимых для обеспечения индивидуализации образовательных программ учащихся в условиях построения школы не классно-урочного типа».

Берёзовская основная школа Ачинского района Красноярского края: «Разработать и реализовать модель школы не классно-урочного типа, построенной на принципах индивидуализации программ, способов деятельности учащихся и всеобщего сотрудничества субъектов образовательного процесса».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из аналитической записки Галины Андреевны Скопинцевой, учителя начальных классов школы № 15 города Ачинска Красноярского края

С 1995 года Галина Андреевна начала внедрять технологию коллективных учебных занятий. Это позволило сделать более интересным, насыщенным учебный процесс и учителя, и для учеников. Коллективные учебные занятия позволили раскрыться каждому ученику более глубоко, дали возможность формированию прочных знаний, повысили интерес к учебной деятельности, стали развиваться навыки самостоятельной работы, работы в паре постоянного и сменного состава, рефлексии своей деятельности, коммуникабельности. Одним из сильных сторон деятельности Галины Андреевны является работа по сохранению и развитию здоровья учащихся.

И еще об одном направлении моей воспитательной работы я хочу рассказать. Это физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста. С первого собрания я делаю родителей своими союзниками, и мы вместе думаем, какую спортивную секцию будет посещать ребенок, почему, интересно ли, нужно ли это для каждого ребенка. Так в моем классе появляется табличка посещения ребятами спортивных секций и кружков, а начиная с 1 класса в сентябре и мае я отслеживаю по табло личные результаты каждого, хвалю за малейшее продвижение вперед, предлагаю помощь, увлекаю личным примером.

Вся моя жизнь связана с физкультурой. Давным-давно, когда и для меня деревья были большими, ранним утром будил меня отец, и мы бежали, сбивая росу с травы по берегу нашей чудесной реки Чулым, тогда вода в ней была голубой и чистой. Я слушала пение птиц, вдыхала запах цветов и трав, видела, как над горизонтом поднимается солнце. Я была счастлива. Ведь каждая клеточка моего тела жила, ощущал силу, бодрость, энергию. И потом весь день хотелось жить, созидать, творить добро. Прошли годы. Но и сегодня я бегаю по утрам и вечером спешу в группу здоровья.

Программа по здоровому образу жизни «Помоги себе сам» была написана в 2002 г.  Она начала жить и действовать по всей начальной школе, т.к. я работаю еще и организатором детского коллектива. В первом классе начинаю с просмотра медицинских карт, беседы родителями, составляю план физкультурно-оздоровительной работы в классе. На начало каждого года мы с ребятами бегаем, прыгаем, отжимаемся – и обсуждаем результаты. Я рассказываю о тех соревнованиях, что бывают в школе и городе и глаза ребят зажигаются азартом. Первоклассники совсем не умели ходить на лыжах. С каким желанием мы взялись за дело вместе с родителями. Выходные дни сами вставали на лыжи и вместе с ребятами, преодолевая неумение, шли к победе. В школьных соревнованиях этого года двое моих мальчишек из пятого класса заняли 2 и 3 места – это был их первый лыжный кросс.

Дети младшего возраста приходят в школу с ослабленным здоровьем. Передо мною встали вопросы:

  • Как не навредить здоровью ребенка?
  • Как дать возможность каждому удовлетворить потребность в движении?
  • Как предупредить вредные привычки?

Ведь начинать нужно именно сейчас, когда ребенок наиболее восприимчив к обучающим воздействиям, а, значит, есть надежда, что спортивно – оздоровительные мероприятия будут посеяны на благоприятную почву и дадут хорошие здоровые всходы.

В план спортивно-оздоровительной внеклассной работы я включила: подвижные игры на перемене; линейки-здоровья; уроки-здоровья; спортивные праздники; месячники здоровья.

И сегодня мне хочется поделиться тем, что уже получается и приносит пользу, поразмышлять над тем, что еще можно и нужно сделать.

Ловкость и силу, чувство ритма, быстроту реакции, соперничества, борьбы – все это развивают подвижные игры. Больше подвижных игр! Пусть дети играют в них в любое время года. Так в школе опять появились ребята-игровики, которые стали заводилами веселых перемен, интересных игр. В нашей школе на перемене разрешается брать скакалки, мячи, резиночки. Перемены в 15-20 минут позволяют ребенку хорошо отдохнуть, набрать сил, бодрости. На полу в коридоре можно увидеть «дорожки», «круги», классики, которые помогают многим поиграть и с интересом провести перемену.

На малом пространстве укладывается довольно длинная дистанция. Игра хорошо развивает ловкость, т.к. все время меняется направление бега.

Полный поворот кругом – развивает ловкость, точность, внимание.

«Классы – классики» помогут выработать упорство и настойчивость, волю к победе, развивать глазомер.

Другой формой оздоровительно-просветительской работы с детьми стали линейки. Линейки-сообщения, линейки-монтажи сменили линейки-праздники, линейки-практикумы. Почему линейки? Да потому что это короткий яркий праздник, который запоминается лучше, чем нудные наставления. Оздоровительные линейки – практикумы проводим мы с моими ребятами в движении: разучиваем физминутки, упражнения для глаз и осанки, приобретаем практические навыки точечного массажа. Линейки-праздники ярко и эстетично оформлены. Здесь дети проявляют свои таланты. Они играют роли, готовят с родителями костюмы, учат ребят и учатся сами. За это время прошло множество таких линеек: «В гостях у Мойдодыра», «Сердитые странички», «Вредные привычки». Как хорошо запоминаются правила личной гигиены, если советы дают доктор Айболит или доктор Градусник, физминутки разучивает Гантелькин или веселый Человечек-чемпион.

Уроки здоровья в начальной школе проходят каждую четверть по параллелям, собирая за один раз по 100 участников. Казалось бы, ну что можно предложить первоклассникам, которые только переступили порог школы. Еще нет школьного коллектива, нет навыка проведения эстафет, подвижных игр. Нашли выход: выучили физминутки и подвижные игры. Методика проведения уроков – здоровья постоянно изменяется. Если раньше в уроке принимали участие команды, то теперь участники – весть класс, все ребята, в зависимости от состояния здоровья каждый выполняет то или иное задание.

Складывается определенная форма проведения спортивных праздников. В нашей школе они проводятся так:

  • открытие праздника – выступление гимнасток, выступление групп ритмической гимнастики, спортивные танцы,
  • линейка,
  • вынос флага,
  • поздравление участников,
  • выступление гостей,
  • сообщение задач и условий праздника,
  • итоговая линейка – награждение победителей.

Полюбились нашим ребятам и парады юнармейских войск. Дети с увлечением готовятся к ним. В школе ощущение праздника, приподнятого настроения. На переменах, уроках физкультуры, физминутках маршируют мальчишки и девчонки под песни своих прабабушек и прадедушек, песни своей Родины, как знать, может быть, именно здесь рождается то самое чувство, с которого потом для них и начинается любовь к Родине. Парад юнармейских войск начинается с построения отрядов, поздравления участников, прохождения отрядов с речёвкой и песней по залу. Парад принимает военрук и родители военнослужащие. После награждения лучших командиров и отрядов концерт: танцы, инсценирование песен, стихи.

В традиционных состязаниях «Мама, папа, я спортивная семья» семья из нашего класса заняла 2 место, а сколько было болельщиков, с флажками и плакатами мы поддерживали свою команду и от души поздравляли победителей. Но самое главное, пожалуй, в уроках здоровья, которые начались у нас со 2-го класса, забота о своем здоровье, понимание как это важно и необходимо. Дневники здоровья, которые мы ведем каждый день, это маленькие рисунки, в которых отражается мир ребенка. А для меня и родителей – это тема к рассуждению «Почему кому-то плохо», «Как помочь». И тогда появятся другие дневники, они так и называются «Мы тебе поможем». С ребенком беседую я, психолог и родители – мы вместе решаем, над чем работать, как вместе преодолеть трудности, а когда помощь предлагают ребята, ее с удовольствием принимают. Очень важно, что дети доводят это важное дело до конца. Так познается дружба, появляются новые друзья, а у ребят в дневниках вновь появляется солнышко с улыбкой. В дневниках здоровья третьеклассников появятся более серьезные странички: о режиме дня, о спорте и физической культуре в их жизни, но это потом, а пока пусть улыбается солнышко моим ученикам.

Многие мои ребята имеют разряды по плаванию, медали, грамоты и призовые места по фигурному катанию, занимаются в секциях по футболу, баскетболу и волейболу. Мои мальчишки принимают активное участие в городских соревнованиях по мини-футболу среди младших классов и из года в год занимают призовые места.

Таким образом, среди разных направлений воспительно-развивающей работы, проводимой мной, особо выделяется физкультурная и здоровьесберегающая.

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Школярик

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.