Для занятий с детьми 7—9 лет
Пояснительная записка
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Занятия в детском летнем лагере, как правило, проводятся в свободное от других мероприятий время под руководством педагога-специалиста.
Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста, от 7 до 15 лет, в группы не более 10 человек.
В процессе 21 занятия дети познакомятся с основными печатными графическими техниками, не требующими специального оборудования. Такими техниками являются следующие: монотипия, акватипия, диатипия, печать с картонного клише, печать губкой, печать заданной формой.
Все вышеназванные техники печати предполагают два отправных момента — нанесение краски на форму и перенос ее на чистый лист посредством прикосновения к нему рукой или специальным валиком.
Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.
Экологический подход к индивидуальному развитию ребенка с точки зрения восприятия и деятельности, по мнению Л. Савенковой, соответствует и дошкольному, и младшему школьному возрасту как первый уровень интеграции.
Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.
Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.
Содержание программы «Пленэр» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в студии и на воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.
Наблюдение за природой, за особенностями природных проявлений происходит во время путешествий в лес, поле, парк и т. п. Во время работы ребята могут разместиться на траве, пне или упавшем дереве, однако лучше всего иметь специальный складной стул.
Программа «Декоративная композиция» для занятий в летнем лагере направлена на развитие у подростков самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы с различными материалами, причем материал с присущими ему свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи.
Декоративное искусство (от лат. «украшаю»), наряду с архитектурой и изобразительным искусством, является частью пластических искусств. Оно вносит эстетическое, образное начало в окружающую человека материальную предметно-пространственную среду.
Настоящая программа предназначена для работы руководителей кружков компьютерной графики с детьми 13—15 лет в летнем городском лагере и рассчитана на 28 дней (смену).
Техническая база — школьный компьютерный класс или 1—2 машины класса Pentium-2 или 3, способных работать с растровой графикой, плюс периферия в виде сканера, принтера и оборудование для настольного или мольбертного рисования. Возможен вариант объединения студии изобразительного искусства и компьютерного кружка. В этом случае рекомендуется следующая технологическая цепочка: на занятиях искусством создаются изображения под сканирование, на занятиях в компьютерном классе их переводят в электронный вид и обрабатывают, а потом придают им определенную форму (фильм или презентация). Занятия могут проводиться двумя педагогами в разные часы.
Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.
Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка — оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий прежде всего преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение обладает необычайно сильным свойством — образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать...
Актуальность предлагаемого курса обусловлена большим распространением клавишных синтезаторов в музыкальном быту и отсутствием возможностей у большинства детей получить надлежащую подготовку в музицировании на этих инструментах. Пребывание в детском лагере отдыха предоставляет им прекрасную возможность для того, чтобы восполнить этот пробел.
Задачи курса — ознакомление с художественными возможностями клавишного синтезатора, формирование базовых навыков электронной аранжировки музыкальных произведений, приобщение к связанным с этой деятельностью важнейшим понятиям музыкальной теории, а также развитие игровой техники.
Российские педагоги издавна считали очень важной работу по приобщению младших школьников к миру поэзии. В настоящее время существенной помехой этому стало широкое распространение внешне эффектной, но поверхностной аудио- и видеопродукции. Поэтому особое значение приобретают яркие, необычные, а потому увлекательные для детей формы работы с поэзией.
В основе программы лежат три положения. Первое: дети очень чувствительны к поэтическому слову; второе: дети этого возраста по собственному почину редко обращаются к стихам; третье: читатель эстетически чуткий заинтересованно откликается и на те произведения, которые в данный момент не входят в круг актуального для него чтения.
Предлагаемая программа предназначена для работы в детском летнем оздоровительном лагере. Курс «Образ природы в культуре древних славян» органично вписывается в жизнь детей за городом.
Целью программы является развитие личности современного ребенка, приобщение к миру традиционной славянской культуры, к пониманию связи человека и природы, к народному творчеству. Русская природа разнообразна и богата, она дает простор фантазии и творчеству. Чувство восхищения, радости человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний, оно укреплялось, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка — природы в целом, единства всех природных объектов, включая человека.
В обстановке конфликта человек часто испытывает страх, который тормозит принятие правильного решения. Навык детального рассмотрения разных подходов и использования накопленного опыта в дальнейшем как источника запасных стратегий уменьшает страх перед неблагоприятным, разрушительным развитием событий и способствует созданию оптимального фона для решения задачи. Осознание обыденности ситуации способствует спокойному поиску выхода из конфликта. Это предотвращает запуск механизмов психологической защиты и позволяет решать проблему.
Конфликт как способ преодоления противоречий — явление неизбежное и нормальное. Поведение человека в конфликте является одной из главных социальных характеристик. Стереотипное отношение к конфликтам состоит в том, что большинство людей избегают их, опасаясь ухудшить взаимоотношения. Однако конфликты не исчезают, они либо разрешаются, либо переходят в скрытые. Суть конфликта заключается в разногласии или разночтении ситуации, с которыми возможно работать при наличии соответствующего инструмента.
Театр спонтанности (Плейбек — Playback), или психотерапевтический театр представляет собой форму групповой работы, которая включает в себя вычленение, детализацию и психодраматическую постановку проблемы или интенции участников группы. Интенция — любой сигнал, исходящий от участника: слово, жест, звук, предлог, незаконченное предложение и т. д. Каждое из этих проявлений может быть развернуто и представлено в виде истории, имеющей определенную структуру, несущей ту или иную информацию и обладающей зарядом энергии. Любая история может быть поставлена с помощью группы лиц, называемых актерами и имеющих специальное психологическое образование. Также возможно спонтанное формирование актерской группы из участников группы, проходящих обучение под руководством специалиста, освоившего технологию работы Театра спонтанности. Возможно формирование текущей группы актеров из числа зрителей, пришедших для того, чтобы получить представление о работе театра и решить свои проблемы с помощью психодраматической постановки.
Целью программы является развитие творческих способностей детей, формирование их творческой и социальной активности.
В структуре и исходных положениях программы заложены принципы создания условий для пробуждения и реализации деятельностных творческих способностей детей, превращения этого типа поведения в ведущий. Первым базовым принципом программы является принцип «необыденности», в котором заключен «подлинный источник его же, ребенка, собственного развития».
В системе досугового образования на основе общности интересов детей и педагогов создается та неформальная среда общения, которую невозможно ничем заменить. Имеется в виду органическое сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности. Целью такого органического сочетания является формирование творческой личности.
Преимущества образовательного досуга заключаются в выравнивании стартовых возможностей ребенка, в обеспечении права выбора и «ситуации успеха», в реализации потенциальных способностей и благоприятных условий для соревнования. Ценность образовательного досуга — в его особом содержании, особой технологии, особой методике. Это в полной мере отвечает требованиям современного образования — демократизации, гуманизации и гуманитаризации.