Под понятием доклад рассматриваем письменное или устное изложение определенного вопроса, а также его обоснование. Существует ряд определенных требований к докладу в независимости оттого, где будет прослушиваться материал: в классе на уроке или на факультативе, или дополнительном занятии. Эти требования следующие:
точность в части фактического материала, содержательность и обоснованность выводов;
составление с учетом точки зрения адресата (того человека или той аудитории, к кому обращен доклад; если вы рассматриваете в своем докладе какую-то литературную проблему, то будьте более эмоциональны);
Возникновение устного поэтического творчества русского народа связано прежде всего с образованием древнерусского государства в IX-X вв. Устное народное творчество Древней Руси с X до середины XVI века включительно совершенно не фиксировалось письменно. Наши сведения об этом древнем периоде поэтического творчества черпаются лишь из косвенных источников.
Это первое художественное творчество человека развивалось в тесной связи с его отношением к природе, к труду, в связи с представлениями человека об окружающем мире, его месте в этом мире. Поэтому первыми произведениями устного народного творчества были обрядовые песни, заговоры, заклинания, которые помогали человеку бороться с непонятными природными явлениями, просить помощи у языческих богов.
Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. Термин былины введен в употребление в 30-х годах XIX века любителем ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» (конец XII в.) «былинах сего времени». Все былины можно условно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).
Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Но, к сожалению, до нас не дошли записи былин того древнего периода. Былины стали записываться только в начале XVII века, поэтому сложно сказать, какими именно были первоначально созданные народом былины.
Исполняли на севере былины лишь особые их любители и знатоки, так называемые «сказители», для которых, однако, оказывание старин отнюдь не является профессиональным занятием, а было своего рода поэтическим искусством.
Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мерным речитативом. Исполнение былин требует особого художественного отбора и мастерства. Сказители принадлежали чаще всего к хозяйственно крепким крестьянам. Сказителей часто приглашали участвовать в разных северных промыслах, например, в рыбной ловле, причем пение былин приравнивалось к самой работе, и сказитель получал равную долю с другими членами артели, а иногда и большую. Мастерство сказителя считалось профессией, представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной.
Само слово «богатырь» в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является заимствованием из русского.
В Ипатьевской летописи слово «богатырь» встречается впервые в рассказе о татарских воеводах в 1240 году. Для обозначения того понятия, которое теперь обозначается словом «богатырь», в древнерусском языке употреблялось слово «хоробр» или, с церковно-славянской окраской, «храбр». Иногда использовалось слово «молодец». Постепенно слово «богатырь» вытесняет слово «храбр». Так, например, в Суздальской летописи (рукопись XV века) рассказывается: «И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых»; в позднейших списках этой летописи вместо слова «храбрых» читаем «богатырей».
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встречается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Святогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом, выразив свое отношение к былинному творчеству. Одним из самых известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
В.М. Васнецов родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3(15) мая 1848 г. в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его наставником был художник И.Н. Крамской) и Академии художеств (1868-1875).
Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томе в 1846 году. С начала XX века термин используется и в узком, конкретном значении: словесное народное творчество. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи.
Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии — в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер. По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль слова.
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятие христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевода с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. В отличие от западноевропейских стран Русь приняла христианство поздно, лишь в десятом столетии, в 988 году. Первоначальное развитие русской литературы происходило под влиянием Византии — то есть Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. Древнейшие литературные памятники восходят к XI веку и написаны на старом церковнославянском языке. Наиболее ранние из сохранившихся рукописей были созданы в Киеве, находившемся тогда на перекрестке важнейших международных торговых путей и представлявшем собой один из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы.
Источником познания нашей истории является летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись — погодное описание событий, происходивших на Руси в течение нескольких веков.
Почетное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. Благодаря историкам Шахматову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.
Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Ученые считают, что до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Никоном.
Владимир-Василий Всеволодович, прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын В. Ярославича — самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Владимир Мономах родился в 1053 году. Когда отец его Всеволод занял престол в Киеве, Мономах занял престол в Чернигове. В 1079 году Олег Святославич вместе с братом Романом и половцами хотели попытаться выгнать Мономаха из Чернигова, но это им не удалось: Владимир остался в Чернигове, владея в то же время и Смоленском. Ему приходилось бороться с князьями полоцкими, с полудикими вятичами, с половцами и тюрками.
Возникновение литературы в Древней Руси связано с принятием христианства и появлением письменности на Руси. Первыми книгами, появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века появляются первые собственно русские произведения — летописи, поучения, сказания и др., написанные либо высокообразованными монахами, либо знатными людьми. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.
Древнерусская литература начинается в X веке. В 988 году Русь приняла христианство, которое стало государственной религией. Здесь большую роль сыграли монахи Кирилл и Мефодий: они придумали славянский алфавит.
Житийная литература — это литература, посвященная жизни и описанию святых. В Древней Руси этот термин обозначал: биография, жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов, основателей монастырей. Такие биографии-жития называют агиография.
Агиография — литература, посвященная святым. Такая биография часто писалась друзьями святого после его смерти, но не ранее канонизации, т.е. официального признания церковью святым. Цель такой биографии — поведать о жизни и подвигах святого, прославить его память и сохранить воспоминание о необыкновенном человеке. В Древней Руси все жития переводились с греческого языка. Эти переводные жития, появившиеся в конце X — начале XI веков, и положили начало житийной литературе на Руси.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в конце 40-х годов XVI века писателем и публицистом Ермолаем- Еразмом. В 40-е годы он был священником в Пскове, затем протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а в 60-е годы постригся в монахи. Перу Ермолая-Еразма принадлежит еще несколько сочинений, которые свидетельствуют о высокой образованности автора, его симпатиях к крестьянству и неприязни к вельможам и боярам. «Повесть о Петре и Февронии» писалась как житие святых, «новых муромских чудотворцев», в связи с происходившими в 1547 и 1549 годах соборами по канонизации различных русских святых — официальным признанием церковью святости тех или иных местно чтимых подвижников церкви.
О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры. Одни исследователи относят ее к XV в., другие — к началу XVI. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что «Повесть» в каком-то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р.П.Дмитриева, под пером Ермолая-Еразма— писателя, работавшего в середине XVI века.
«Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.
О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор коми-зырянки Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет.
В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семеновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы. В Москве, чтобы поступить в Славяно- греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина. А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.
Годы упорного труда на пути к знаниям — и Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым.
Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. В литературе различают оды хвалебные, праздничные, плачевные. По своей природе оды Ломоносова — это произведения, предназначенные для произнесения вслух. Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух. В оде заявлялась определенная тема — историческое происшествие или событие государственного масштаба.
Ломоносов начал писать торжественные оды с 1739 года, и его первая ода посвящена победе русского оружия — взятию турецкой крепости Хотин. В 1764 году Ломоносов написал свою последнюю оду. За весь творческий период он создал 20 образцов этого жанра — по одной в год, и посвящены эти оды таким крупным событиям, как рождение или бракосочетание наследника престола, коронация нового монарха, день рождения или восшествия на престол императрицы. Уже сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжественной оде статус крупного культурного события, своего рода культурной кульминации в национальной духовной жизни.
Гаврила Романович Державин (1743-1816) родился в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь в 16 лет смог он поступить в Казанскую гимназию, но проучился там недолго. В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: он должен был начать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Пребывание в солдатской среде позволило Державину проникнуться духом простого русского народа.
Поэтическая слава пришла к Г.Р. Державину только в сорок лет, после появления оды «Фелица», посвященной Екатерине И. Поэт был обласкан государыней и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. На протяжении всей государственной службы Г.Р. Державин оставался честным и непреклонным человеком. Так, Александр I назначил поэта министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свою позицию недопустимостью столь «ревностной службы».
Выдающийся русский поэт В.А. Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика И.А. Бунина и пленной турчанки Сальхи, подаренной Бунину. Отца своего Жуковский почти не знал и никогда не говорил о нем. Мальчика принял друг Буниных, бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, от которого новорожденный получил свое отчество и фамилию.
Первоначальное обучение мальчика шло очень туго: в 11 лет его исключили из тульского народного училища, «за неспособность», после этого он поселяется в Туле, в семье своей крестной матери В.А. Юшковой, одной из дочерей Бунина. Дом Юшковой был центром всей умственной жизни города. Вокруг любезной хозяйки был целый кружок лиц, преданных литературным и музыкальным интересам. Уже в 12 лет будущий поэт сочинял пьесы для постановки на домашней сцене. В 1797 году Жуковский был определен в Благородный университетский пансион в Москве. Пребывание там (1797-1800) — важный период творческого формирования будущего поэта. Обширных познаний пансион не давал, но ученики под руководством преподавателей нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие из произведений печатались в периодических изданиях. Один из лучших учеников, Жуковский в 1800 году окончил пансион с серебряной медалью.
Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Баллада возникла во Франции в конце XIII века.
Жанр баллады был популярен в Германии в конце XVIII - начале XIX века, в период развития романтизма. Содержание немецкой баллады имеет мрачный, фантастический характер. Самый популярный пример — баллада Гете «Лесной царь». Баллада «Лесной царь» (1818) подчеркнуто немецкая по жанру и национальному колориту. Жуковский был знаком с великим немецким поэтом, посвятил ему несколько стихотворений, его классический перевод «Лесного царя» был данью уважения к Гете и вместе с тем творческим соревнованием, стремлением перевести знаменитую балладу не просто на русский язык, но на язык новой русской культуры, на язык лирической поэзии национального романтизма.
Впервые родители Александра Пушкина встретились в домике Марии Алексеевны (бабушки Пушкина) как дальние «родственники». Но скоро меткий Купидон пронзил их сердца стрелами, отравленными сладким ядом любви. После этого им ничего другого не оставалось, как взвалить на свои плечи тяжелые и не всегда приятные, вериги семейной жизни.
После бракосочетания молодые решили обосноваться в Москве, поскольку жизнь в ней была гораздо дешевле, чем в Северной столице. А это было очень важно для молодоженов, ибо их семейный бюджет был весьма скромен. О приобретении собственного дома не могло быть и речи, и они сняли квартиру в Немецкой слободе. В то время это был один из самых отдаленных районов города. Но зато своей чистотой и опрятностью он весьма выгодно отличался от других мест тогдашней Москвы. Первым ребенком в семье была дочь Ольга. А 26 мая 1799 года на свет божий появился и сам будущий поэт. Далее состав семьи обогатился еще тремя мальчиками. Из них наибольший след в истории семьи оставил третий сын, Лев, бесспорно не лишенный некоторого таланта, но предпочитавший вести рассеянный образ жизни и делать большие долги, перекладывая их на плечи старшего брата.
Поэма (от греческого poiein — творить) — лиро-эпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.
В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм (одна из них — «Тазит» — осталась неоконченной), и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках.
В его творчестве этого времени находит свое воплощение тема русского государства, судьбы России в борьбе с Западом за свою самостоятельность — отзвук юношеских воспоминаний Пушкина о событиях 1812-1815 гг. Параллельно с этим он поэтически разрабатывает и важнейшую тему многонациональности русского государства, пишет об исторической закономерности объединения в одно государственное целое множества различных народов. В поэме «Полтава» эти темы развиваются на историческом материале борьбы России начала XVIII века с сильнейшим тогда военным государством — Швецией. Здесь же Пушкин поэтически раскрывает свою оценку взаимоотношений России и Украины.
«Полтава» как ни одна из предшествующих поэм Пушкина вызвала огромный интерес, сразу же после своего появления было опубликовано много критических статей. Известно, что и сам поэт, до этого никогда не принимавший участия в дискуссиях о своих произведениях, активно обсуждал новую поэму. Он определил ее как произведение «совсем оригинальное». Вероятно, именно эта оригинальность и стала причиной споров вокруг «Полтавы».
Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая современников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пушкина. Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с одной стороны, и с периодом господства нового, весьма своеобычного литературного вида — романтической поэмы, с другой стороны. «Полтава», как замечает Н.Измайлов, «сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами... В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.
Одна из важных тем, которые А.С. Пушкин поднимает в своей поэме «Полтава», — тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России.
В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу, и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, даже назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Карл XII (17 июня 1682-30 ноября 1718) — король Швеции в 1697-1718, полководец, потративший большую часть своего царствования на продолжительные войны в Европе.
Карл XII взошел на трон после смерти отца Карла XI в возрасте 15 лет и надолго покинул страну спустя 3 года, приступив к многочисленным военным кампаниям за пределами страны с целью окончательно сделать Швецию доминирующей силой в Северной Европе. Тем временем Петр отбил у Карла часть прибалтийских земель и основал на отвоеванных землях новую крепость Санкт-Петербург. Это заставило Карла принять фатальное решение о нападении на русскую столицу Москву.
Поэма «Полтава» (1828), «Стансы» (1827), исторический роман «Арап Петра Великого» (1827), петербургская повесть «Медный всадник» (1833), «История Петра» — таков круг основных трудов Пушкина, непосредственно связанных с темой Петра Великого. «Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу.
Первая тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.
Вещий Олег (т.е. знающий будущее) (умер в 912 году) — великий древнерусский князь, что пришел к власти сразу после легендарного Рюрика, первого правителя Руси. Именно вещему Олегу принадлежит заслуга образования древнерусского государства — Киевская Русь с центром в Киеве.
Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. В древнерусских летописях говорится, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.
Шел 1814 год, русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встречала победителей. В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла его отца. На этой почве начались семейные распри.
Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы — в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания о волжских разбойниках, а также о Стеньке Разине и Пугачеве.
В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М.Ю.Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны.
Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м), которая была написана в один год со «Смертью поэта», а вышла наряду с «Тамбовской казначейшей», отражающей ее высокий трагизм в кривом зеркале современности. К русскому средневековью Лермонтов обращался и раннее — в «Последнем сыне вольности», «Литвинке», «Боярине Орше», противопоставляя высокий дух прошлого низменному безвременью 30-х.