logo
 

Тетрадкин Град

Слово — культура — часто встречается в нашей речи. Мы говорим «культура поведения» и «сельскохозяйст­венная культура», «культура Древней Гре­ции» и «массовая культура». Дело в том, что слово «культура», пришедшее к нам из латинского языка, имеет множество зна­чений. Древние римляне обозначали этим словом возделывание, воспитание, образова­ние, развитие, почитание.

В современном понимании культура — совокупность (соединение) достижений че­ловечества в производственном, обществен­ном и умственном отношении. Проще гово­ря, все, что создано людьми за всю много­вековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, сред­ства транспорта, одежда — все это (и многое другое) и есть культура.

Подробнее...

Письменность — одна из важнейших со­ставных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли — сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас ав­тобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать ле­карство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком «бесписьменном» мире.

А ведь было время, когда люди не умели ни писать, ни читать. И вовсе не потому, что все поголовно были глупыми, просто людей было так немного, а их знания об окружающем мире так малы, что записывать ничего не требовалось. И история семьи, и обычаи, и легенды, и сведения об охотничьих тропинках, и все остальное, что необ­ходимо было знать человеку в древно­сти, прекрасно уме­щалось в памяти.

Подробнее...

Слово «иероглифы» первоначально озна­чало «священные письмена». Сейчас этим словом мы называем систему письма, кото­рой в глубокой древности пользовались в Египте, а в наше время — в Китае и в Япо­нии. Уже знакомая нам пиктография (ри­суночное письмо) служила для записи целого сообщения, а иероглиф обозначал слово или слог. Вот как египтяне записывали некото­рые слова.

Овладеть таким письмом было очень труд­но — ведь требовалось держать в памяти сотни знаков. Поэтому постепенно древние египтяне перешли к знакам, обозначавшим звучание слов или слогов (причем воспро­изводили при письме только согласные зву­ки, а гласные читающий должен был «до­думать» сам).

Подробнее...

В 1849 году английский путешественник Г.А.Лэйярд начал раскопки холма на берегу реки Тигр. Под слоем земли были обнару­жены развалины дворца царя Ашшурбанипала — правителя древнего государства Асси­рии.

Вход во дворец охраняли огромные статуи быков с человеческими головами. Стены комнат были украшены рельефами (выпук­лыми изображениями) сцен военных походов и охоты на львов.

Подробнее...

Древние системы письма — иероглифы, клинопись — были очень сложными. Овла­деть ими было непросто, да и времени на обучение требовалось очень много. А жизнь не стояла на месте, развивалось хозяйство, появилась торг­овля. Купцам требовалось письмо, которо­му можно было быстро обучить­ся. Вот и приду­мали финикий­цы — жители восточного бере­га Средиземного моря, отличные мореплаватели и удачливые куп­цы — свое пись­мо.

Каждый знак — буква — стал обозначать лишь один опре­деленный звук речи. Главную роль в финикий­ском языке игра­ли согласные звуки — поэто­му и все буквы (их было 22) ока­зались согласны­ми. Писали фи­никийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах.

Подробнее...

Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Еще бы: у англичан ал­фавит всего из 26 букв, у греков — вообще из 24, а у русских — целых 33 буквы!

Страница с различными начертаниями букв, предложенными Петру I при создании гражданского шрифта и Мефодием, братьями из Солуни (ныне Са­лоники в Греции), на основе греческого ал­фавита. Было в ней 43 (!) буквы, у каждой свое название — «аз», «буки», «веди» ... «лю­ди» ... «покой» ... «ферт» ... «ижица» ...

Подробнее...

Мы живем в мире надписей и встречаем их порой в самых неожиданных местах. Над­писи типа «Здесь был Вася» можно обнару­жить на крышке парты, на кирпичной стене, на деревянном заборе, на гранитной скале и даже на листе агавы в ботаническом саду. И появилась у людей эта привычка — пи­сать на любом подходящем материале — очень давно. Пожалуй, одновременно с по­явлением письменности.

На пальмовых листьях с помощью острой рыбьей косточки древнейшие люди рисовали пиктограммы (надписи-рисунки), вырезали их и на костях животных.

Подробнее...

Трудно было стать грамотным человеком в Древнем Египте: и много нужно было вы­учить знаков-иероглифов, и много денег за­платить учителю за долгие годы учебы. Но уж если человек осваивал грамо­ту — о своей даль­нейшей жизни он мог не беспокоить­ся: писец (так в Древнем Египте называли грамот­ных чиновников) никогда не был бедняком.

Богатые егип­тяне старались обязательно обучить своих детей грамоте. С тех времен сохранилось множество «поуче­ний» — литературных произведений в фор­ме обращения отца к сыну. Вот как человек по имени Ахтой поучал своего сына Пепи по дороге в школу:

Подробнее...

Во все времена школьникам нужны были учебники. Родители сегодняшних школьни­ков, листая учебники своих детей, частенько говорят: «Мы учились совсем по другим книжкам». Но есть среди учебников «дол­гожитель», которым школьники пользова­лись более тысячи лет.

Эта учебная книга была создана в V веке Марцианом Капеллой, преподавателем, жив­шим в той части Африки, которая входила в состав Римского государства. Написан учебник был на латинском языке и очень интересно: в нем шел рассказ о том, как бог Меркурий, покровитель торговли, путе­шественников и обманщиков, решил женить­ся (римские и греческие боги вели жизнь, во многом сходную с жизнью простых лю­дей).

Подробнее...

В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гим­назии, лицеи. Есть в русском языке понятие «однокоренные слова» — слова, имеющие общий корень (на­пример, школа — школьник). Школы, гимназии и лицеи то­же имеют «общий корень», только не в грамматическом, а в историческом смыс­ле.

Первый Лицей (тогда говорили «Ликей») появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель непода­леку от храма Апол­лона Ликейского (от­сюда и название «Ликей»).

Подробнее...

На девственном листе, под узеньким окном»

Неспешно буковки выводит он пером

И между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку...

В этом стихотворении Максима Богдано­вича идет речь о создании рукописной книги. Создание книги — дело непростое, одному человеку оно было бы не под силу.

Подробнее...

Во все времена взрослые люди старались передать детям свой жизненный опыт, огра­дить от ошибок, объяснить, «что такое хо­рошо и что такое плохо». Учеными найдены «поучения», написанные на папирусе и гли­няных табличках, на бересте и пергаменте...

«Поучение», адресованное «детям или иным, кто прочтет», написал в XII веке и великий киевский князь Владимир Моно­мах. Интересно, чему тогда родители учили своих детей и многим ли их поучения от­личаются от тех, которые приходится вы­слушивать современным детям...

 «Пусть не застанет вас солнце в посте­ли», — советует Мономах. Встав же рано, надо, не ленясь, браться за труд.

Подробнее...

С XIII века в английском городе Кемб­ридже работает университет (высшее учебное заведение). А в этом университете сущест­вует многовековая традиция «страшного эк­замена». Экзамен этот страшил студентов тем, что после него на всю жизнь к человеку могло «приклеиться» весьма нелестное про­звище. Мы любим давать прозвища другим, но терпеть не можем, когда прозвище «при­стает» к нам.

Экзаменатор сидел перед студентами на высоком трехногом табурете и мог задать любой вопрос, при этом он имел право шу­тить и даже просто издеваться над студен­тами. Студенты же обязаны были терпеть и отвечать на вопросы.

Подробнее...

19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом сели за парты тридцать мальчиков. Они могли считать себя одно­временно и школьниками и студентами: бы­ло им в среднем по 12 лет, но после окон­чания своего учебного заведения они могли больше нигде не учиться. Это был первый курс Царскосельского Лицея — нового для России учебного заведения, так и оставше­гося единственным в своем роде.

В этом учебном заведении, по замыслу Михаила Сперанского, ближайшего советни­ка царя Александра I, небольшое число дво­рянских детей должно было учиться, чтобы потом участвовать в управлении Россией.

Подробнее...

При раскопках дворца одного из фараонов (царей) Древнего Египта археологи обнару­жили богато укра­шенное помещение со странной над­писью у входа: «Ап­тека души». Апте­ка — место, где де­лают и продают ле­карства, чтобы ле­чить болезни челове­ческого тела. А что же такое «аптека ду­ши»?  Конечно, это — библиотека, хранилище книг.

Как только на земле появились книги, люди стали их собирать. До на­ших дней дошла па­мять о лучших биб­лиотеках древности. Известна библиотека глиняных «книг», принадлежавшая ва­вилонскому царю Ашшурбанипалу, а также Александрий­ская библиотека (в Александрии Египетской), где были собраны рукописные книги-свитки.

Подробнее...

Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека — книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, учебные и научные, школьные и городские. Бывают библиотеки специальные, посвящен­ные какой-нибудь отрасли знания: истори­ческие, медицинские, политехнические, пе­дагогические, сельскохозяйственные.

Первой общедоступной библиотекой (т.е. такой, куда мог прийти любой человек) стала основанная в 1795 году и открытая для чи­тателей в 1814 году Публичная библиотека (сейчас она называется Российская нацио­нальная библиотека) в Петербурге. Ее раз­решалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Подробнее...

Библиотеки бывают разные — большие и маленькие. В небольшой домашней биб­лиотеке нужную книгу найти несложно: хозяин-книголюб хорошо помнит все свои кни­ги. А как быть, если в библиотеке несколько тысяч книг? А если сотни тысяч? А если — миллионы? Тут человеческая память не по­может. Памятью большой (и не очень боль­шой) библиотеки является каталог. Именно он «помнит» все книги, которые стоят на полках библиотеки. «Каталог» — слово гре­ческое, означает «список» — список всех книг библиотеки.

Если нам нужно найти какого-нибудь че­ловека, мы, прежде всего, спросим его адрес. Каждая книга в библиотеке тоже имеет свой адрес, ведь библиотека очень похожа на го­род с «кварталами»-стеллажами и «улица­ми»-полками. И книги на полках стоят не как придется, а строго по номерам — как дома на улице.

Подробнее...

«3 марта 1819 года... мы выпущены в мичмана, и я по желанию написан в Чер­ное море в Николаев. На этой первой по­ездке моей по Руси я положил бессозна­тельное основание к моему словарю, запи­сывая каждое слово, которое дотоле не слы­шал». Так Владимир Иванович Даль начал работу над трудом всей своей жизни — «Толковым словарем живого великорусско­го языка». Труд целой жизни — это не преувеличение: последние четыре новых слова Даль внес во 2-е издание словаря за неделю до смерти.

Даль составил толковый словарь, то есть словарь, объясняющий значение слов. В сло­варе около 200 тысяч слов, за эту работу он был удостоен Ломоносовской премии и стал почетным членом Академии наук.

Подробнее...

Опечатки бессмертны. Они, словно ле­гендарная птица Феникс, восстают из пеп­ла.

На заре книгопечатания все опечатки ис­правляли от руки в каждом экземпляре. Но с ростом нагрузок на типографию в некото­рых книгах опечаток появилось столько, что многочисленные исправления очень портили книгу. Тогда родилась идея «списка опеча­ток»: в конце книги на отдельной странице приводить все найденные опечатки. Этой от­дельной странице недолго пришлось скучать в одиночестве. В издании произведений ве­ликого итальянского философа Джованни Пикоделла Мирандолы 1507 года «список опечаток» простирался на целых пятнадцать страниц!

Подробнее...

На титульном листе книги написано: «Дет­ская энциклопедия». Со словом «детская» все ясно — книга, предназначенная для де­тей. А что значит красивое и длинное слово «энциклопедия»?

Слово это греческого происхождения, оз­начает «обучение кругу знаний, умений». Современное значение слова «энциклопе­дия» — словарь с обстоятельными статьями по разным предметам.

Подробнее...

Все эти книги вместе мы называем «спра­вочной литературой». Литература эта очень нужная. Она придет на помощь, если Вам понадобится быстро узнать, что такое сак­софон или кто такой Илья Муромец, сколько метров в версте, каким узлом можно изме­рить скорость корабля и многое, многое дру­гое. Чтобы получить ответы на все эти воп­росы, нужно знать, где их искать.

Энциклопедии бывают универсальные (охватывающие большой круг вопросов), а бывают — отраслевые (касающиеся какого- либо одного предмета — музыки, медицины, истории и т.п.). Есть энциклопедии с огром­ным количеством статей во множестве то­мов — такие, как Большая Советская Энциклопедия.

Подробнее...

Так полушутя, полусерьезно называли друзья Ивана Дмитриевича Сытина. На са­мом деле никаким министром он не был, но для просвещения народа сделал очень многое.

Написал писатель свое произведение. Как сделать так, чтобы оно дошло до читателей? Нужно напечатать книгу. А это уже дело издателя. Он берет на себя все хлопоты: на­ходит бумагу, типографских рабочих, ху­дожников. Издательское дело — непростое. Нужно уметь выбирать авторов — таких, чьи книги нужны читателям. Нужно уметь определить тираж (количество экземпляров) книги, чтобы она не залежалась на полках книжного магазина — иначе издатель рис­кует потерять свои деньги, вложенные в из­дание книги.

Подробнее...

Так случилось, что о жизни людей в да­леком прошлом мы знаем во многом благо­даря религии. Религия — вера в существо­вание богов, сверхъестественных сил. Рели­гия появилась очень давно, на заре развития человечества. Люди считали, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, кото­рые можно привлечь себе на помощь — нуж­но только хорошо попросить.

Вот и обращались люди с молитвами — просьбами о помощи — к лесным и морским духам, богам неба, солнца, земли и подзем­ного царства. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще на­зывают жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги...

Подробнее...

В далекие времена у подножия седых Ги­малаев (высочайших гор земного шара) жило племя, считавшее себя внуками Солнца. У царя этого племени родился сын, которого назвали Гаутамой. Мать мальчика умерла через семь дней после его рождения.

Убитый горем после смерти жены, царь решил всю свою жизнь посвятить сыну. Цар­ский дом был обнесен высокой стеной. Га­утама прожил за этой стеной двадцать лет, не зная забот и горя.

Однажды, гуляя по саду, Гаутама заме­тил, что из стены выпало несколько камней. Он выглянул в образовавшееся отверстие и увидел каменистую дорогу, по которой брел человек. От слуги Гаутама узнал, что это старец, согнувшийся от долгих лет. «Значит, и я буду таким», — подумал Гаутама. Это было первое огорчение в жизни молодого царевича. Потом он узнал, что есть на земле смерть и страшная болезнь — проказа...

Подробнее...

В древности разные народы верили в раз­ных богов, но около двух тысяч лет назад в Палестине зародилась новая религия — христианство. Христианами стали называть себя люди, верующие в Иисуса Христа.

Трудно жилось и работалось беднякам в Римской империи — огромном государ­стве, покорившем многие народы и захва­тившем многие земли. Не раз поднимали покоренные народы восстания против гос­подства жестоких римлян, но все они кон­чались поражением и массовыми казнями. Не помогали угнетенным жертвы и молит­вы, которые обращали они к разным бо­гам — египетскому Осирису, римскому Юпитеру, греческому Зевсу... Вот и поя­вились сказания о новом боге, который спустится с небес на землю и наведет по­рядок: уничтожит богачей-угнетателей, а бедняков сделает счастливыми.

Подробнее...

В 570 году в арабском городе Мекка в знатной, но обедневшей семье родился маль­чик. Отец его умер еще до рождения сына, а матери Мухаммед (а раньше писали — Ма­гомет) лишился, когда ему было всего шесть лет. Осталось Мухаммеду кое-какое имуще­ство: колодец (большая ценность в безводной Аравии!), пять верблюдов и рабыня. Из ко­лодца брали воду люди, приходившие в Мек­ку на богомолье.

Мухаммед зарабатывал себе на жизнь тем, что пас коз. Арабы в то время верили в разных богов, а Мухаммед считал, что на­род может стать сильным и великим только тогда, когда у него будет единая вера, один общий бог.

Подробнее...

Древние славяне, как и другие народы, были язычниками — поклонялись силам природы и почитали предков. Разные были у славян божества: Мать-земля сырая, Стрибог (ветер), Сварог (небо) и его сын — Даждьбог Сварожич (так называли солнце)...

Кое-где на открытых местах ставили идо­лов — грубые изображения богов, им при­носили жертвы (дары).

Христианская религия — вера в Иисуса Христа — возникла в I веке нашей эры. На Русь христианство пришло почти через ты­сячу лет, когда оно уже разделилось на две «ветви» — католичество (на западе) и пра­вославие (на востоке).

Подробнее...

Следующие страницы этого раздела сайта "За партой" будут посвящены искусству. А что это такое — искусство? У этого слова несколько значе­ний. Искусством называют умение, мастер­ство, знание дела — например, искусство шитья. Самое дело, требующее такого уме­ния, тоже называют искусством — напри­мер, военное искусство. Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» — создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано дру­гими.

Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу (искусство слова) и му­зыку (искусство звука), архитектуру (искус­ство строить и украшать здания), искусство изобразительное и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство...

Подробнее...

Послушайте, да люди добрые,

Я ли вам старину скажу,

Старину скажу да стародавнюю...

Литература — искусство слова — начи­налась тогда, когда человечество еще не име­ло письменности. Первые литературные про­изведения — легенды, сказки, былины, ми­фы, песни — люди передавали из уст в уста.

Подробнее...

У каждого народа в древности было свое объяснение происхождения Вселенной (всего существующего мира), появления первого человека, богов и героев.

Очень интересны древние сказания гре­ков. Они назы­ваются мифами («миф» — зна­чит сказание, предание) и рас­сказывают о бо­гах, титанах (де­тях Урана — неба и Геи — земли), героях.

Множество богов у древних греков. Глав­ный — Зевс, он повелевает гро­мом и молнией, устанавливает на земле поря­док и законы. Жена Зевса — Гера, покрови­тельница семьи; любимая дочь — Афина Паллада, богиня мудрости и доблести. Брат Зевса — Посейдон, повелитель морей...

Подробнее...

Поиск

 

Школярик

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.