logo
 

Тетрадкин Град

На первый взгляд, критика полезна: как еще ребенок поймет, что он сделал что-то не так? Но бесконечные указания на ошибки вряд ли приведут к идеальному поведению, к тому же постоянные замечания — это довольно обидно и уж точно плохо для будущего. Возможно ли воспитание вообще без критики?

Учить и напоминать!

Вы тоже иногда чувствуете, что что-то слишком часто и много критикуете своих детей? Или дети вам это показывают, закатывая глаза: «Ну, мам! Ну, пап!» — что вас злит ещё больше? Возможно у вас даже есть объяснения, почему это происходит? Может быть, это потому, что они такие противные и не слушают вас не только с первого, но и с десятого раза, когда вы их просите что-то сделать? Или вы как ответственный человек считаете, что большая часть вашей родительской работы — постоянно указывать всем в доме, что делать? А может потому, что вам хочется не терять время, и каждое мгновение жизни ребёнка надо бы сделать маленьким полезным уроком для дальнейшей жизни? Кто научит ребёнка всему необходимому, если не вы?

Как же научить своих детей что-то правильно делать: убирать за собой посуду, заправлять кровать, относить вещи в стирку, складывать тетради со сделанными до конца уроками, не исправляя их и не придираясь к ним постоянно? Давайте помечтаем! Где-то в идеальном мире это могло бы выглядеть так: «Я не только родила этого ребёнка, но ещё и имею педагогические суперспособности: я бы рассказала ребёнку, что и как нужно делать один или пусть два раза, и так как я — потрясающий учитель, а мои дети — родились образцовыми учениками и вообще почти ангелы на земле, то они легко смогли бы воспроизвести освоенный навык и больше никогда не нуждались бы в моем руководстве или вмешательстве. И дальше я могла бы заниматься чем-то другим, полезным или приятным!»

А теперь вернёмся к реальности. Редко кто из нас суперпедагог, а дети рождаются на свет не идеальными. И поэтому даже 14-летний ребёнок, которому вы тысячу раз сказали одно и тоже, может сделать опять всё не то и не так. Даже вы — регулярно, каждый день совершаете какие-нибудь ошибки.

Работа родителей — напоминать ребёнку то, что он должен сделать, чтобы научиться обслуживать самого себя, а не ждать, что окружающие люди будут его обслуживать, так? Но если я буду говорить 100 раз в день одно и то же, то дети будут чувствовать себя под постоянным прессингом, а мы будем страшно злы на них — или на полное отсутствие у себя воспитательных талантов. Дети, которых постоянно пилят и критикуют, считают, что они недостаточно хороши такими, какие есть, и в результате и не пытаются дальше ничего не делать. Зачем? Всё равно это дело бесполезное, никому не угодишь. Но должны же быть тогда какие-то способы улучшить всем жизнь, даже если мы все не идеальные?

Как исправлять без критики

1. Пауза. Прежде чем начать критиковать или поправлять, возьмите паузу. Попытайтесь понять, что сейчас вы чувствуете:

— Страх: «Я боюсь, что он никогда не сможет жить самостоятельно»
— Злость: «В конце концов у меня получится его убедить или нет!»
— Усталость: «Я так устал (а), а он меня опять достаёт»
— Обида: «Мы так много для него сделали, а он…»

Это ваши эмоции, оставляем их себе. Потому что эмоции сейчас могут вам помешать процессу. Пробуем перевести то, что вы хотите сообщить ребёнку, в нейтральную фразу: «В следующий раз можно сделать так».
Вместо обвинений и критики можно сказать нейтральную фразу, рассказать и показать, как можно сделать лучше в следующий раз.

2. Говорим один раз. Перед тем, как сказать, убедитесь, что вас слышат: ребёнок рядом с вами, а не в соседней комнате, он смотрит на вас, а не в телефон/телевизор, не занят игрушками. Если мы говорим много раз, разными способами, так как нам кажется, что нас не слышат, нас постепенно и правда перестают слышать. Родительский голос воспринимается как навязчивый фон, от которого надо побыстрее отключить мозг.

3. Говорим коротко. После того, как вы один раз рассказали, что нужно делать, в следующий раз используйте для напоминаний одно слово вместо длинной лекции. Например, «посуда», если вы видите, что дети не убрали посуду со стола. Даже если дети не родились сразу идеальными, у них обычно не плохая память, просто навыка не хватает что-то делать регулярно и контролировать эту регулярность.

4. Выйдите. Если понимаете, что уже на грани кипения, и ваши негативные эмоции сейчас разрушат всё вокруг, выйдите из ситуации. Буквально. Физически. Отойдите подальше. Уйдите в другую комнату, в коридор. Если дети совсем маленькие, то убедитесь, что они в безопасности. Приведите себя в чувство, подышите, выпейте стакан воды. Вернитесь, возможно ребёнок тоже успел немного остыть.

5. Одна тема — один родитель. Если у ребенка два родителя, то вполне достаточно, чтобы исправлял один родитель в один момент. Второй сможет прочитать ребёнку лекцию в другой момент времени и на другую тему. Любой ребенок почувствует себя ужасно, если лекции удваиваются.

6. Делите ответственность. Если вы не родитель-одиночка, то воспитывайте по очереди. Лучше не делиться на «плохого и хорошего следователя». Даже если один родитель больше находится дома и чаще занят текущими делами детей и их воспитанием, лучше поделить ответственность. Пусть второй тоже поучаствует в воспитательном процессе. Запишите то, что хотели сказать и обсудите с вашим супругом, когда он (или она) может поговорить и решить проблему с ребенком.

7. Создавайте напоминания. Видите что-то, что ваш ребенок забыл сделать? Напишите или нарисуйте это на стикере и приклейте на дверь его комнаты или другое видное место.

8. Создайте таблицу выполнения обязанностей или список ежедневных дел, чтобы вам не приходилось пилить детей про чистку зубов и тому подобное. Вы можете просто без слов указать им на таблицу на стене. С малышами можно нарисовать последовательность или наклеить распечатанные картинки на лист в нужной последовательности.

9. Таймер или песочные часы. Дети вообще плохо контролируют время. Если вы говорите: «Через пять минут выключишь мультики», то им всегда будет казаться, что власть в ваших руках, и одну-две минуты вы точно не додали. Это сократит количество неприятных слов, которые слетят с ваших губ, а дети начнут постепенно понимать, как устроено время.

10. Иногда закройте глаза на второстепенные вещи и сделайте что-то за ребёнка, даже не сказав ему. Особенно в те моменты, когда нужно сосредоточиться на чем-то важном для вас или ребёнка: на контрольной работе, подготовке к важному празднику. Мозг не может держать в голове слишком много задач, если навык пока не автоматический.

11. Благодарите! Даже если нужно поправить, начните с позитивного, а ещё лучше с благодарности: «Спасибо, что вы сложили в раковину и помыли сами посуду без напоминания! Это так приятно! В следующий раз сможете проследить, что нигде не осталось на столах грязной посуды? Спасибо!»

Ваш голос постепенно превращается во внутренний голос ребёнка. Так хочется, чтобы эти голоса помогали прощать свои ошибки и думали, как их исправить, как поддерживать себя, даже если не сразу всё получается. Тогда у нас и у наших детей будет внутренняя мотивация продолжать учиться интересному и жить с удовольствием.

 

Поиск

 

Школярик

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.