logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Задачи

Помочь детям осознать собственную уникальность.

Помочь детям осознать себя в прошлом, настоящем и будущем.

Развитие у детей способности к самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии.

Материалы

Психологические альбомы.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности.

2. Настрой на занятие

Проверка домашнего задания

Психолог. Дома вы подготовили рассказ о себе по фото "Когда я был (была) маленьким (маленькой)". Сейчас каждый расскажет о себе и покажет свое фото. Все внимательно слушают, и только после рассказа можно задавать вопросы.

Психолог предоставляет детям слово по очереди, по их желанию показывает фото одноклассникам, поддерживает неуверенных. Не следует настаивать на том, чтобы все рассказали о себе.

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Вот мы с вами уже проучились две четверти. Что вы узнали на наших занятиях? Что интересного делали? Вспомните.

Психолог спрашивает тех, кто поднял руку, приглашает отвечать неактивных детей.

Игра "Это я. Это мое"

Психолог. Эта игра на внимание. Представьте, что к вам в гости пришел незнакомый человек, он видит вас в первый раз и поэтому задает различные вопросы, чтобы познакомиться. Вы можете отвечать только жестами: вместо слов "это я" вы указательным пальцем показываете на себя, а вместо слов "это мое" — прижимаете ладошку к груди. Если ответ "это не я", "это не мое" или "нет" — вы вертите головой из стороны в сторону. Отвечать на вопросы словами нельзя — только жестами

Психолог спрашивает детей: "Кто Саша (Сережа, Наташа, Таня и т. д.)?" или "Чей это альбом (пенал, дневник, фломастер)?"

3. Работа по теме

Психолог. Тема нашего занятия "Я — это кто?" (тема написана на доске). Каждый из нас часто говорит "Я". Что же значит это короткое слово из одной буквы? Давайте выясним это, отвечая вместе на следующие вопросы.

Можно ли, говоря о другом человеке, называть его "Я"?

Правильно, слово "Я" относится только к самому себе. Я — Татьяна Анатольевна, а ты...? (Психолог обращается к ближайшему ребенку.) Сейчас каждый из вас назовет себя по очереди: "Я — ... (называется собственное имя), а ты?"

Скажите, у разных людей одинаковое Я или же разное, у каждого — свое, не похожее на других?

Верно, у каждого человека — свое особенное Я, неповторимое, непохожее на других. Какое же оно? Мое Я — текучее, теплое, соленое, пахнущее свежестью, прозрачное, ласковое, похожее на морскую воду в ладошках, в которой отражается яркий солнечный зайчик, а твое — какое? (Психолог обращается к ближайшему ребенку.) Сейчас каждый по очереди скажет: "Мое Я — ... (называется, на что оно похоже), а твое Я — какое?"

Психолог помогает репликами и наводящими вопросами каждому ребенку. Возможные ассоциации — игрушки, погода, цвет, цветок.

Упражнение "Поддерживающие руки"

Психолог. Давайте встанем все вместе в тесный кружок, повернем ладошки в центр круга, руки согнем в локтях. В центр круга становится... (называется имя активного, смелого ребенка), закрывает глазки и представляет себя цветочком, которого поддерживают ласковые руки. Те, кто стоят в кругу, своими ладошками осторожно и ласково поддерживают хрупкий цветочек, который колышет ветер.

"Цветочками" по указанию психолога становятся замкнутые, неуверенные, застенчивые дети. Если дети по каким-то причинам не поддерживают "цветочек", а толкают его, проявляя агрессивность, то упражнение следует прекратить.

Упражнение "Каждый спит" (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 83)

Психолог. Все выходят на середину комнаты. Мы сейчас поиграем в сонное царство. Я выйду за дверь и сразу же зайду. Как только я войду, каждый из вас застынет неподвижно, как будто он неожиданно заснул в заколдованном сне. Я буду вас будить — тормошить, двигать руки, голову, но безуспешно: вы не должны просыпаться до тех пор, пока я не сниму с вас колдовство волшебными словами. Понятно?

Психолог выходит и быстро заходит.

Я вхожу и что же вижу? 
Тьму людей, и каждый спит. 
Тот как вкопанный стоит, 
Тот, не двигаясь, идет, 
Тот сидит, раскрывши рот. 
(В.А. Жуковский)

Сейчас я вас расколдую, и вы проснетесь: "Крамбли, крумбли, бумс!"

Задание "Рассказ о своем Я"

Психолог. Я буду говорить начало фразы, а каждый из вас по очереди должен ее завершить, чтобы получилось законченное предложение. Правило следующее: до своей реплики повторяются слова предыдущего ученика. Таким образом, сначала повторяются только что прозвучавшие слова, а потом уже дается завершение фразы.

1) Больше всего на свете я люблю...

2) Я счастлив, когда...

3) Я хочу стать ...

Психолог первым заканчивает фразу, а потом дает слово детям, следя за тем, чтобы они в точности повторяли в третьем лице реплику предыдущего участника, например: "Саша больше всего на свете любит конфеты, а я больше всего на свете люблю маму". Ни в коем случае не следует заставлять, настаивать — при нежелании ребенка говорить он может пропустить ход. Если ребенок постоянно пропускает ходы, после занятия психолог в личной беседе с учеником слушает его ответы на неоконченные фразы.

4. Подведение итогов

Игра "Путанка"

Психолог. Хочется подвигаться, верно? Тогда выйдите на середину класса, встаньте все в один ряд, возьмитесь за руки. Образовалась прочная цепочка. Теперь надо запутаться. Для этого ведущий... (называет имя ребенка, который образует крайнее звено цепочки) проходит под и над руками играющих, а другие звенья цепочки двигаются за ним, запутываясь все больше. Когда я скажу "стоп", вы останавливаетесь, а ведущий "сцепляет" свободную руку с рукой участника, оказавшегося крайним звеном в цепочке. Так, запутались очень здорово, а теперь попробуем распутаться. Главное правило — нельзя размыкать рук. Распутываться вам придется до тех пор, пока не образуется единая, без разрывов и лишних завитков цепочка.

Психолог следит за тем, чтобы дети запутывались и распутывались спокойно, не нанося друг другу синяков и ушибов.

Игра "Самый-самый"

Психолог. Каждый выбирает того, кто, по его мнению, был сегодня на уроке "самым-самым". Когда я спрошу: "Кто сегодня был самый-самый... например, активный?" — каждый из вас должен выбрать одного человека, подойти к нему и положить ему ладошку на плечо. Свой выбор нужно сделать быстро, на счет "раз-два-три". Понятно, как играть?

Итак, кто сегодня на уроке был самый-самый активный (внимательный, сообразительный, помогающий другим, шумный)?

5. Домашнее задание

Психолог. Нарисуй себя таким, каким ты был раньше (в прошлом), какой ты сейчас (в настоящем), каким будешь (в будущем) — всего три рисунка.

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

 

Яндекс.Метрика  

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.