logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Задание 1.

а) Объясните правописание выделенных гласных.

 Я видел небо, ты не увидишь его так близко (М. Горький).

 б) Обозначьте морфемы в глаголах.

Ознакомьтесь с правилом.

Ко 2-му спряжению относятся глаголы с безударными окончаниями и в инфинитиве оканчивающиеся на – ить.

 Исключения: брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

Глаголы-исключения 2-го спряжения:

гнать, смотреть, дышать, видеть, держать, ненавидеть, слышать, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

В окончаниях глаголов под ударением пишется то, что слышится. Глаголы с приставкой вы– относятся к тому же спряжению, что и глаголы, от которых они образованы: лить – льёшь, вылить – выльешь (1 спр.).

Воспроизведите глаголы-исключения по памяти. В случае затруднения сверьтесь с таблицей.

Задание 2.

Образуйте формы глаголов по образцу. Обозначьте окончания.

Образец: гнать – гон-ит, гон-ят.

дышать

держать

слышать

смотреть

видеть

ненавидеть

терпеть

обидеть

вертеть

зависеть

Задание 3.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Прокомментируйте написание ей.

Завис…ть от мелоч…, хлопоч…шь о помощ…, присмотримся к тропинк…, трепещ…т в волнени…, хлопоч…т о прибыл…, обид…ли мальч…ка, выход…т на вокзал…, вид…т на расстояни…, ночу…т в палатк…, увид…ли девч…нку, обозрева…т окрес…ности, провод…т на ме…ност…, но…т сер…це, отыщ…шь ключ…к.

Задание 4.

Прочитайте глаголы на – ять. Запомните их правописание.

Сеять, веять, лаять, таять,

Чуять, реять и лелеять.

Маяться, раскаяться,

Затеять и надеяться.

Задание 5.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте морфемы. Прокомментируйте написание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

Та…л лёд, та…ли сосульки, се. т в поле, посе…ли озимые, раска…лся в поступке, ве…т ветерок, пове…ло прохладой, ла…ли на прохожих, наде…лись на снисхождение, леле…л ребёнка, зате…ли уборку.

Задание 6.

Выполните «немой» диктант.

Плещ…т волны, дремл…т, шепч…т,

То щебеч…т, то бормоч…т,

Лишь колыш. лея, лепеч…т:

– Тут – УТ, тут – ЮТ.

Кат…т волны, будто дыш…т,

Гон. л волны, бурю слыш…,

Будто высказать спеш…т:

Здесь – AT, здесь – ЯТ.

Ветер чуть – они клокоч…т,

Стон…т, бор…тся, грохоч…,

Се..л бурю, парус рвут:

Тут – УТ, тут – ЮТ.

Стихло всё – они лепеч…т,

Вновь щебеч…т и бормоч…т,

Вновь нам на ухо шепн…т:

Тут – УТ, тут – ЮТ.

Задание 7.

Прочитайте, определите формы глаголов. Прокомментируйте написание ей.

Выйдите сегодня пораньше. Когда выйдете, заприте за собой дверь.

Прополите грядки. Когда пропол…те, сложите дрова.

Распилите бревно. Когда распил…те, сложите дрова.

Вымет…те мусор. Когда вымет…те, протрите полы.

Вы пиш…те грамотно: пишите мне чаще.

Вынес. те из комнаты лишние вещи. Когда вынес…те вещи, вызовете машину.

Когда выйд…те из подземного перехода, справ… увид…те наш дом.

Выбер…те из этих книг нужную. Когда выбер…те, не забуд…те ра…писаться за неё.

Задание 8.

Образуйте формы повелительного наклонения. От какой основы они образуются?

Образец: бежать – беги, бегите.

Взвесить, взглянуть, догнать, класть, положить, лечь, садиться, слезать, слезть.

Задание 9.

Вспомните: в формах сослагательного наклонения частица бы пишется раздельно. Союз чтобы с частицей бы пишется слитно. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните главные члены предложения. Союзы заключите в кружок.

1. Если (бы) у меня были крылья! (А. Островский). 2. Трудно даже пр…дставить, что(бы) со мной случилось, если (бы) пар…ход опоздал. (А. Грин). 3. Нет (н…)чего в мир…, что(бы) могло пр…крыть Днепр. (Н. Гоголь). 4. (И)так хотелось жить, что(б) звука (не)роняя, тебя любить, обнять и плакать над тобой. (А. Фет). 5. Сколько (бы) он (ни)говорил, будто ему было ле…ко, на самом деле было (не)ле…ко. (А. Чехов). 6. Кто (б) (н…) был ты, печальный мой сосед, люблю тебя. (М. Лермонтов).

Задание 10.

Впишите в скобки вопрос, на который отвечает глагол, объясните написание – тся и – ться. Обозначьте окончания и суффиксы.

Образец: Он не волнуется (что делает?).

I. 1. На дворе начинает смеркат…ся (). Уже смеркает…ся (). 2. Директор очень беспокоиться (). Не надо беспокоиться (). 3. Дело мастера боит…ся (). 4. Надо получше учит…ся (). 5. Учит…ся () всегда пригодит…ся ().

II. Колыш…т…ся листва (), колыхаться на ветру (), бор…т…ся с ветром (), будем () борот…ся за правду, стел…т…ся тропинка (), шевелят…ся травы (), не надо () шевелит…ся.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.