logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Запомните!два основных условия обособления определений и приложений:

– стоят после определяемого слова;

– относятся к личному местоимению или собственному имени существительному.

Задание 1.

Прочитайте, прокомментируйте пунктограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Распределите предложения с пунктограммой (1) в левой части тетради, с пунктограммой (2) – в правой. Подчеркните обособленные определения.

1. Была самая ранняя весна сухая и серая (К. Паустовский). 2. Огромные тучи оз…рённые огнями гавани и уже пропита…ные бледным рассветом грудились над портом (Л. Толстой). 3. Я бродил по степи до ночи без шапки плачущий и растерянный (К. Паустовский). 4. Нарядная в свежем шёлковом платье с широкою бархатною наколкой на волосах она сидела почтительно-неподвижно (И. Тургенев). 5. Поглощённый своими думами он не вид…л (ни) чего (Б. Полевой). 6. Освещен…ый последними красками ум…рающ…го заката покрытый чудовищной шапкой сернистого дыма насквозь пронизанного жаром раек…ленного железа Везувий, казалось, сию минуту начнёт извергаться и мальчикам даже послышался подземный гул (В. Катаев).

Задание 2.

а) Дополните причастия и прилагательные зависимыми словами.

1. Мощёная – улица.

2. Выкрашенная – стена.

3. Жаркое – лето.

4. Известное – событие.

5. Измученный – путник.

6. Улетающие – птицы.

7. Покрасневшее – лицо.

б) Обозначьте существительные, от которых зависят распространённые определения, значком х. Стрелками покажите зависимость вставленных слов.

в) Перестройте словосочетания так, чтобы распространённые словосочетания стояли после определяемого слова.

Образец: улица, мощённая красным кирпичом

Задание 3.

Повторите написание суффиксов причастий. Запишите причастия с суффиксами: – ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -нн, – т-, -им-, -ем-, -енн-.

Задание 4.

Измените порядок слов так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Подчеркните обособленные определения и слова, к которым они относятся.


 

1. Шумный многоцветный сияющий на солнце с массой экипажей с нарядной пёстрой толпой на улицах Париж представился их глазам.

2. У его ног лежало белое от облачного неба море.

3. Директор предложил детально разработанный план действий.

4. Внимание путешественников привлекла ослепительно белая сияющая на солнце пятиглавая церковь.

5. Стояла грязная туманная и дождливая осень.

Задание 5.

а) Замените простые предложения с обособленными определениями сложноподчинёнными с придаточными определительными. Подчеркните все члены предложения. Обозначьте опорные существительные. Расставьте недостающие знаки препинания.

Образец: В сенях ему попался Наум, совсем одетый и в шапке. В сенях ему попался Наум, который был совсем одет и в шапке.

1. Над родиной полной покоя спускается сон золотой.

2. Человек не помнящий прошлого лишает себя грядущего.

3. И все суда встречавшие нашу лодку давали три приветственных гудка.

4. Гребцы и раньше энергично работавшие вёслами, казалось, удвоили силы.

5. Грузы направлялись в Вологду штаб Северной Армии.

6. Лес недавно одевшийся листвой весело шумит птичьими голосами.

б) Чем отличается предложение 5 от остальных?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.