logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Ознакомьтесь со схемами.

Сформулируйте правила по схемам.


Задание 1.

Расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

Спасибо, что всё это рассказал глухим голосом сказал Олег (А. Фадеев). ___________

Тут Мишка говорит Не надо спорить. Сейчас я попробую (В. Драгунский). ___________

Послушайте возмутился я вы где-нибудь учились? (А. Макаренко). ___________

Что вы говорите? воскликнула Марья Гавриловна Как это странно! (А. Пушкин)._________

Гуси летят с удовольствием говорит Ростовцев. Сейчас целый косяк видел (И. Бунин).__________

Задание 2.

Вставьте слова автора на место их пропуска, оформляя прямую речь соответствующими знаками препинания. Сверьтесь со схемами.

1. Иван Игнатьич (…) одобряет нашу мировую. 2. Я проучу Шваб-рина. (…) Он узнает каково у меня своевольничать и обижать народ. 3. Эх, батюшка Петр Андреевич! Сержусь я на самого себя: (…) сам я кругом виноват. 4. Сторона мне знакомая, (…) слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк (А. Пушкин.).

Слова для справок: 1) сказал он; 2) сказал грозно Пугачёв; 3) отвечал он с глубоким вздохом; 4) отвечал дорожный.

Задание 3.

Расставьте недостающие знаки препинания. Уберите неправильный вариант написания в скобках.

1. Я слышал вы (то же) (тоже) поёте спросил я (А. Чехов). 2. Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой Надеюсь что вы не заставите меня раская(т)(ть)ся в моей снисходительности (А. Пушкин). 3. Садитесь говорю я гостю что скажете? (А. Чехов). 4. Да что хорошего-то ответил дьякон и помолчав немного продолжал с улыбкой малые дети малое горе большие дети большое горе! (А. Чехов). 5. Да разве я сержусь засмеялся доктор но (тотчас) (тот час) же вспыхнул снял шляпу и размахивая ею заговорил горячо Откровенно говоря я давно уже ждал случая чтобы сказать вам всё всё всё… (А. Чехов). 6. Если (б) у меня был табун в тысячу кобыл сказал Азамат то я бы отдал бы тебе его весь за твоего Карагеза (М. Лермонтов). 7. Кто из моих людей смеет обижать сироту закричал он Будь он семи пядей во лбу а от суда моего не уйдёт (А. Пушкин). 8. Ладно ладно сказал хозяин зевая Надо жить мирно и дружно. Он погладил Каштанку и продолжал А ты Рыжик не бойся… Это хорошая публика не обидит. Постой как же мы тебя звать будем Без имени нельзя брат (А. Чехов).

Задание 4.

Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте вводные слова и сочетания красным, а обращения – зелёным.

Произнеся вслух двести десять [шагов] я с силой наталкиваюсь на какого-то человека. Открываю глаза. Стою как раз у дверей гимназии. А человек которого я толкнул это наш учитель и классный наставник. Ах извините говорю я Я вас не заметил Надо замечать сердито говорит учитель Для этого у тебя есть глаза Они были закрыты говорю я. Зачем же ты глаза закрываешь глупый мальчик говорит учитель. Я молчу. Во-первых это долго объяснять во-вторых он пожалуй не поймёт почему я закрыл глаза. Ну спрашивает учитель. Просто так закрыл от ветра… Ну что же ты стоишь как пень Иди… Я стою оттого что я вежливый человек. Я хочу пропустить его вперёд. Мы одновременно шагаем к двери и в дверях снова сталкиваемся. Еще более сердито учитель смотрит на меня (М. Зощенко).

Задание 5.

а) Прочитайте. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

Проклятый доща…ник слабо колыхался под нашими ногами… В миг корабл…крушения вода нам показалась чрезвычайно холодной но мы скоро обтерпелись. Когда первый страх прош…л я огл…нулся; кругом, в десяти шагах от нас, р…сли трос…ники; вдали, над их верхушками, в…днелся берег. Плохо подумал я.

Как нам быть спросил я Ермолая.

А вот посмотрим: не ноч…вать же …десь ответил он На, ты, держи руж…ё сказал он Владимиру.

Владимир бе…пр…кословно пов…новался.

Пойду сыщу брод продолжал Ермолай с уверенностью как будто во всяком пруде непременно должен существовать брод, взял у Сучка шест и отправился в направлени… берега осторожно выщупывая дно.

Да ты умеешь ли плавать спросил я его.

Нет не умею ра…дался его голос из-за трос…ника.

Ну, так утон…т равнодушно заметил Суч…к который и прежде и…пугался не опас…ности а наш…го гнева и теперь совершенно успокое…ный только изредк… о…дувался и казалось не чувствовал н…какой надобност… переменить своё положение (И. Тургенев).

б) Обозначьте безударные окончания в существительных и прилагательных. Обозначьте союзы красным, а частицы – синим.

Выполните тестовые задания по теме «Пунктуация при прямой речи». Обратите внимание на то, что в каждом задании может быть один, два и более правильных ответов.

А. 1. Прямая речь оформлена правильно

1) «Какое число у нас сегодня?» – воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому.

2) «Рад, – сказал он. – Благополучному возвращению вашему из трудного плавания».

3) «Наше присутствие на местах в такой напряжённый момент необходимо, – закончил Бартышев. – Я выезжаю завтра».

А. 2.Прямая речь оформлена правильно

1) «Я ваш ординатор», – сказала она, – «Сегодня дежурю».

2) «Почему в шесть? – спросил Павел. – Ведь сменяются в семь».

3) Он произнёс: «Мне что-то нездоровится сегодня», – и умолк.

А. 3. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) По словам Пушкина, «уважение к минувшему – вот черта, которая отделяет образованность от дикости».

2) Бернард Шоу утверждал, что: «Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается».

3) Софья спрашивает у главного героя, хочет ли он знать «истины два слова».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.