logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель мероприятия: знакомство с русскими праздниками, проведение, которых связано с особенностями природы нашей страны.

Задачи:

пробудить интерес к изучению культуры, традициям своего народа;

формировать умение выступать перед аудиторией;

3 формировать умение подбирать нужный материал для выступления из различных источников

Оборудование:

музейные экспонаты (лучины, разные формы керосиновых ламп, свечи, подсвечники)

фотосессия – пейзажи осени;

ТСО (компьютер; колонки, проектор)

экран

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя

– Какова готовность звеньев к проведению классного часа? 1-е звено? 2-е, 3-е, 4-е?
– Какие времена года нам известны?
– Какой праздник связан с зимой? (Рождество)
– Какой праздник связан с весной? (Масленица)
– Какой праздник с летом? (День Ивана Купала) 
– Какой праздник проводит наш народ осенью?

– Тема классного часа – Евлампий день – день всякого домашнего огня. 23 октября.

Цель мероприятия: знакомство с русскими праздниками, проведение, которых связано с особенностями природы нашей страны.

– Как вы думаете в странах Африки, Австралии, Азии проводят эти же праздники, или они характерны только для нашей страны? Почему? 
– Другие природные условия. Почему?
– Это связано с географическим положением страны.
– Значит, нам необходимо познакомиться с природными условиями страны, и сделаем мы это на примере нашего села Красноярка.

1-е звено: экскурсия по стенду «Моя малая Родина, село Красноярка. Природа»

Учитель: А теперь познакомимся с временем года – осень.

Стихи о осени русских и омских поэтов, на фоне видеоряда «пейзажи осени». Звучит музыка П.Чайковского «Времена года» (октябрь, ноябрь) и А. Рыбникова «Осенняя мелодия» из кинофильма «Осенняя история»

2-е звено:

1-й ученик. Осень. Первыми приметами близкой осени являются – золотые листочки в тонких берёзовых прядях, они появляются еще в августе.
Каждое дерево желтеет в свой срок: сначала берёза, за ней вяз, тополь и другие деревья.
Фенологи делят осень на четыре периода: начало осени, золотая осень, глубокая осень и предзимье.

2-й ученик: Начало осени – начинается от первых желтых листьев на берёзе, которые появляются 23 августа или 3 сентября, ну а самое позднее 10 сентября. Этот период длится в нашей области 19 дней. 
Ещё ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде (берёзы и тополя жёлтые, осины красные, дубы бурые, но остались зелёными ели, сосны) На клумбах еще много осенних цветов: астр, георгинов, календулы и других.
Готовятся к отлёту деревенские ласточки, а за ними скворцы.

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной...

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки.

3-й ученик: Золотая осень – валовый листопад, длится ещё 19 дней, и начинается с массового пожелтения листьев у берёзы (12 сентября или 22 сентября, самое позднее 10 октября). Солнце светит меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее, и 22 сентября наступает День равноденствия Отцветают цветы, трава пожелтела и засохла.
Всё чаще хмурится небо, идёт мелкий, холодный дождь, дуют холодные ветры. В этот период может прогреметь последний осенний гром, выпасть первый снег и тут же растаять.
Муравьи спрятались на зимовку, грачи и журавли собираются в стаи, отлетают на юг, а за ними серые гуси.

Иван Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки.

2-й ученик: Глубокая осень – начинается с конца листопада до первого снега, длится 10 дней. (Это 2 октября или 11 октября, самое позднее 29 октября), дни становится ещё холоднее, в это время выпадает последний осенний дождь, снег уже не тает, лежит тонким слоем, сквозь него видны опавшие листья, засохшие растения, деревья стоять голые, на ветках видны только почки

1-й ученик. Появляются первые отлётные стаи кряковых уток, за ними улетают белые лебеди.
Зимующие птицы – вороны, воробьи, сороки, перебрались поближе к жилью человека, скоро появятся снегири. Животные приготовились к зиме: насекомые спрятались; ужи, лягушки, ящерицы заснули; рыбы ушли на дно реки и зарылись в ил.

Николай Некрасов

Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки.

А дальше начинается предзимье, оно длится 15 дней, (22 октября или 4 ноября, а самое позднее 18 ноября) почва застыла, появился лёд на озёрах, полетели последние кучевые облака, начался ледоход на реке Иртыш 
Таким образом, осень длится 63 дня, и осенними месяцами в нашей области считают сентябрь и октябрь

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки.

Учитель: Итак, осень постепенно перешла в зиму. Дни стали короче, ночи длиннее, работа по двору выполнена (заготовлено сено для скота, дрова для отопления избы, в закромах стоят кадки квашенной капусты, помидор, огурцов), и люди большую часть времени стали проводить в избах.
А избы-то какие были? 
Маленькие оконца, небольшой дверной проём, чтобы сохранить тепло.
Дети лежали на полатях, да слушали бабушкины сказки, а женщины пряли, ткали, вышивали и вязали. 
Возникла необходимость освещать избы.
До 28 августа огонь в крестьянских избах не зажигают, но в некоторых регионах огромной нашей страны его зажигали с Ильина дня – 2-го августа 
Как же освещали избы, дома?

23 октября – Евлампий, день лампы, лучины всякого домашнего огня.

3-е звено: рассказ о празднике «Евлампий день», который отмечают 23 октября

(Рассказ сопровождается демонстрацией изготовления лучин, свеч, работы керосиновых ламп)

1-й ученик. Первым осветительным прибором была лучина – тонкая до 1 см. в диаметре щепки. около 70 см. в длину На изготовление лучины шли различные сорта дерева: берёза, сосна, дуб, ясень, клён.
Чтобы получить лучину, полено распаривают в печи :где клали на пол истопленной печи или на чугун с кипящей водой, затем полено подкалывали с одного края топором на 15 см. Надколотое рядами полено драли на лучины руками.
Приспособлением для держания лучины были светцы.
Светцы имели разнообразную форму и величину. Простейший светец представлял собой согнутый под прямым углом стержень из кованого железа, на одном конце которого имелось развилка с 3-4-я рожками, а на другом – остриё, которое втыкали в щель бревенчатой стены, а между рожками вставляли лучину.
Для падающих угольков под светец ставили корыто или сосуд с песком или водой. Более удобными были переносные светцы, которые ставились на лавки в нужном месте. Высокие светцы (до 1-го метра) ставили на пол
На севере страны распространены были светцы из неглубокого деревянного корытца на 3-4-х ножках и укреплённого на его краю столбика с железной развилкой для лучины.
Лучина была основным источником света вплоть до конца 19 века в крестьянской избе. В некоторых местах она сохранилась до 20-30-х годов 20 века.

2-й ученик. Плошка – посуда сделанная чаще всего из глины или плоский сосуд (чаще старые тарелки, небольшие сковородки)
Светильней служили пенька, лён, старые тряпочки, свёрнутые жгутиком. В плошку с фитилем наливали сало, животный жир растительное масло. Плошка давала много копоти, требовало частой смены светильниц, но считалась лучше лучинного освещения. Плошка в крестьянских избах использовалась широко. Их втыкали в стену с помощью держателя.
До распространения электричества плошками освещали городские улицы. В праздничные дни их зажигали до тысячи штук по всему городу.

3-й ученик. Свеча – следующий источник света в жилище наших предков. Свечу использовали при спуске в подполье, при необходимости войти в сени, во двор к скоту. Свечи зажигали на большие праздники, в свадебном обряде, во время венчания, похорон, при гадании. Свечи изготавливали из воска, сала. Восковые свечи использовались в обрядах. Появление сальных свечей относиться к 17-му веку и больше восковых использовались в быту.
Для их изготовления использовалось сало говяжье, баранье, козье. Лучшим считалось сало оленя, худшим – свиное сало.
По технике изготовления свечи были катаные, маканые и литые. С помощью катания выделывали восковые свечи. Воск слегка разогревали и скатывали в в длинный валик., который потом расплющивали с помощью пальцев длинную плоскую лепёшку. Затем на края клали фитиль изо льна или пеньки и закатывали воск с помощью второй дощечки.
Другим способом изготовления свечек было макание. Фитиль, перекинутый через лучину, опускали в растопленное сало, вытаскивали и вешали в холодном месте. Когда сало застывало, фитиль снова опускали в сало. И так до 15 раз. Такие свечи били небольшой толщины и неровную поверхность. Неровности убирали дощечкой.
В 17 веке повсеместно появились формы для литья свеч – лейки.
Лейки представляли собой трубки диной до 30-35 см., диаметром 2-3 см. Один конец лейки был расширен, другой сужен в виде капсул. Через трубку пропускали фитиль. Отверстие затыкали, растопленное сало заливалось в форму и когда оно застывало, готовую свечу вытаскивали из формы. Зимой лейки опускали в снег для быстрого застывания, в другое время года в воду или погреб. Из сала одного быка можно было отлить около 100 свечей.
Свечное отопление было доступно не всем, только средним и зажиточным слоям населения.

4-й ученик. Керосиновая лампа – приспособление в форме круглого металлического или стеклянного резервуара с керосином. В верхней части лампы имеется горелка с регулятором пламени в виде маленького колесика на штырьке, от поворота, которого зависело движение фитиля горелки. вверх горелки одевали «стекло» – деревянный колпак, круглый в нижней части суживающийся кверху. Копоть от прогоревшего керосина оседал на стекло. Лампы подразделялись на семилинейные и десятилинейные по ширине фитиля. Линия – старинная мера длины равная 2.54 мм. Таким образом, семилинейной лампе фитиль был шириной 17.2 мм.(1.7 см.), а в десятилинейной – 24.4 мм. (2.5 см.) и такая лампа света давала больше.
Керасиновые лампы света давали больше, но их следовало уже покупать, так же как и керосин, а это было посредствам не всем крестьянам. Керосиновое освещение начинает распространяться в русской деревне с середины 1860 годов, с появления в быту бакинского керосина. Она постепенно вытеснило из быта лучину, свечи, плошки. И к началу 20 века была незаменима в быту.

Учитель: Может ваши бабушки, дедушки, или мамы, папы знакомы с этими осветительными приборами? А какие лампы освещения существуют сегодня? (Лампа накаливания, лампа дневного освещения, энергосберегающие лампы) 
– Как изменилось сегодня в 20, 21 веке их производство?
– А если пофантазировать, то, какие ещё приборы освещения могут появиться в недалёком будущем?

Учитель: Ребятами 4-го звена подготовлено домашнее задание. Поговорим о пословицах, поговорках связанных с осенью.

4-е звено: загадки об осени.

Домашнее задание. Пословицы, поговорки загадки связанные с осенью.

Учитель: А теперь ответьте на вопросы:

– Какие периоды осени выделяют фенологи? 
– Какие приметы каждого периода осени?

начало осени – жёлтые кисточки

золотой осени – валовый листопад, дождь

глубокой осени – первый снег выпал и растаял

предзимья – ледоход на реке

– Какие птицы улетают первыми? 
– Почему «День Евлампия» отмечают 23-го октября?
– Какие лучины были в старину? 
– Из чего изготавливали свечи
– Какие керосиновые лампы были в старину, какой принцип их работы?

– Приближается зима, какой праздник мы будем отмечать?
– Какие атрибуты зимы есть у нас в музее? Русская печь, а также мы знаем валенки, шубы, сани, лыжи. Значит, следующий классный час мы будем говорить о этих атрибутах.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.