logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Общаясь, люди создают друг друга.

 Д. C. Лихачев

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее становление. Одной из главных потребностей в этом возрасте является общение со сверстниками. И именно это общение дает возможность подростку увидеть, познать, понять себя и других.

С одной стороны, данные тренинги удовлетворяет потребности в общении у подростка, а с другой стороны, с помощью упражнений, игр он сможет развить такие умения и способности как: осознание своих эмоций, умение выражать мысли и чувства, способность понимать других и сочувствовать. К тому же тренинг поможет научиться договариваться и выходить из сложных ситуаций в общении, а также выражать себя в коммуникации и творчестве. Именно общение – есть ключ к решению большинства проблем подростка.

 

 

Тренинги коммуникативной компетентности

 

Цели: Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.

Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

Повышение сплоченности группы.

 

 

1 занятие: Знакомимся друг с другом

 

Разминка.

Упражнение «Молекулы»

Все воспитанники  группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Основная часть.

Упражнение «Знакомство»

Все воспитанники группы садятся по  кругу. Каждый воспитанник должен назвать на первую букву своего имени  имя прилагательное, которое, по их мнению, подходит к его характеру.

(Например, Дарья – добрая)

Упражнение «История»

Участники делятся на две команды. За определенное время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. (Например: «Мы живем в Новосибирске, Омске, Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т.д.)

По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, который зачитывает свою  историю.

Обсуждение.

- Что вызвало у вас затруднение при выполнении данного упражнения?

Упражнение «Фруктовая корзина»

Участники сидят в кругу, ведущий – в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий называет, какие фрукты он купил в магазине, и участники должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.

Обсуждение.

Упражнение «Ассоциации»

Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.

Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого.

Обсуждение.

Итог занятия.

- Что было интересным, полезным?

 

 

2 занятие: Развиваем доверие и чуткость

 

Разминка.

Упражнение  «Меняются местами»

Все участники встают по кругу. Ведущий встает в центр круга и предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо признаком.(Например, поменяйтесь местами те, у кого есть сестра. И все у кого есть сестра, должны поменяться местами, а ведущий должен успеть занять одно из свободных мест. Кто остался без места становится ведущим)

Основная часть.

Упражнение «Вслепую через лабиринт»

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).

Обсуждение.

- Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано?

Упражнение «Доверительное падение»

Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Обсуждение:

-  что  было легче делать, падать или ловить?

-  какие чувства  испытывали при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где  испытываешь подобные чувства?

Обсуждение.

Упражнение «Правда или ложь»

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.

Обсуждение.

Итог занятия.

Упражнение «Вертушка»

«Я узнал о тебе...»

«Я узнал о себе...»

«Я уважаю в тебе...»

 

 

 

3 занятие: Создаем атмосферу сотрудничества.

Разминка.

Упражнение  «Коллективный счет»

Участники закрывают глаза. Задача группы - называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры - каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет.

Основная часть.

Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Обсуждение.

- Сложно ли было выполнять упражнение? Что именно?

Упражнение «Построимся»

Задача участников – построиться в одну линию по   определенным признакам. При этом нельзя разговаривать.

- построиться по росту;

- построиться по длине волос;

- построиться по цвету волос, от светлого – к темному;

- по дате рождения.

Обсуждение:

Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему?

Упражнение «Дом»

Участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Обсуждение.

- Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

Упражнение «Говорящие руки»

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Обсуждение.

- Что было легко, что сложно?

- Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Итог занятия.

 

 

4 занятие: Учимся чувствовать друг друга.

 

Разминка.

Упражнение  «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего-либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 30 см, того, что весит полкилограмма.

Основная часть

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Обсуждение

- Что помогало понимать и передавать ощущения?

 Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение «Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение

- что помогало или, наоборот, мешало выполнению  упражнения?.

Упражнение «Построение круга»

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза.

Обсуждение

Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу?

Упражнение «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Обсуждение.

- Что выполнить было сложнее? Почему?

Итог занятия.

 

 

5 занятие: Мы и наши конфликты.

 

Разминка.

Упражнение «Да  - нет»

Два воспитанника  разыгрывают ситуацию «Дежурство по столовой» используя слова  Да, Нет. Один воспитанник должен доказать, что он дежурил в столовой, другой, что он не дежурил.

- Я дежурил вчера.

- Нет.

- Дежурил.

- Нет.

- Да.

- Нет и т.д.

Обсуждение.

- Конфликт ли это? Почему?

Основная часть.

Упражнение  «Ассоциация и конфликт»

Участники рассаживаются в круг.

Инструкция:

«В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на  внутреннем состоянии человека. Пусть каждый  скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»

Закончите фразу:

- если конфликт – это мебель, то какая?

- если конфликт – это посуда, то какая?

- если конфликт – это одежда, то какая?

Обсуждение.

- Трудно ли было находить нужную ассоциацию?

Упражнение «Достойный ответ»

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивает­ся к своему соседу справа и зачитывает фразу со сво­ей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа пере­ходит к обсуждению.

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты никогда никому не помогаешь

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

Обсуждение.

- Легко ли  было выполнять задание?

- Принимали ли вы близко к сер­дцу нелестное замечание о себе?

Упражнение «Конфликт в транспорте»

В комнате стоят рядом два стула (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди.

Участников игры трое (два плюс один). Двое  получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступит месть только в том случае, если действительно возникает такое желание.   

Обсуждение.

- Почему «третий» все-таки уступил (или не уступил) свое место?

- Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить место?

Итог занятия.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.