logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Вводные и вставные конструкции

Уровень А.

Расставьте знаки препинания, выделите вводные и вставные конструкции.

1. Ах часто когда я хотел усладить себя великим Пифагором в ту пору я изрядно штудировал математику нежная лапка в черном чулочке вдруг отодвигала прочь все мои катеты и гипотенузы и передо мной вставала одна чудная Мисмис.

2. Спокойная жизнь будь она проклята! и сделала тебя ленивым и неповоротливым.

3. Но болезненное состояние дамы и это свидетьельствовало о невозможности обмана сказывалось в том что она не могла сама переменить приданную ей позу.

4. Аббат Хризостом помнится я много рассказывал вам о нем принял меня с той сердечной радостью что свойственна лишь людям доброго нрава…

5. В самом деле я чувствую себя словно погребенным в этом уединении и мог бы сравнить себя с Тартини из страха перед местью кардинала Корнаро итальянец удрал в монастырь где только спустя много лет его обнаружил один падуанец случившийся в церкви и узнавший на хорах потерянного друга порыв ветра на мгновенье приподнял завесу скрывавшую оркестр.

(Э.Т.Гофман)

 

 

 

Уровень В.

Расставьте знаки препинания в предложениях. Выделите вводные конструкции. Обратите внимание на слова, не являющиеся вводными, но напоминающими их.

1. Опытность давала ему перед нами многие преимущества к тому же собственная угрюмость крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы.

2. Правда обед его состоял из двух или трех блюд изготовляемых отставным солдатом но шампанское лилось при этом рекою.

3. Он любил меня по крайней мере со мной одним оставлял обыкновенное свое резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностью.

4. Казалось это огорчало его.

5. Может быть мы никогда больше не увидимся.

6. Я спокойно или беспокойно наслаждался моею славою как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии не хочу назвать его.

7. Жизнь его наконец была в моих руках…

(А.С.Пушкин)

 

 

Уровень С.

Переделай и запиши часть предложения таким образом, чтобы там, где есть вводные слова, они превратились в придаточные предложения, а где их нет, появились. Расставь знаки препинания.

1. Ему казалось как будто сердца не было у него…

2. Нет я хочу знать что там написано в тех книжках. Может там совсем другое чем у дьяка.

3. При взгляде на нее снизу она (гора) казалась еще круче.

4. Когда он проснулся все ночное событие казалось ему происходившим во сне.

 

 

 

Обращение

 

Уровень С.

Выделите в предложениях основы. Найдите и выделите обращения. Расставьте знаки препинания.

1. О природа святая великая природа каким блаженством и восторгом переполняешь ты взволнованную грудь мою!

2. О зрение Что за божественная чудная привычка!

3. Так иди же сюда мой мудрый благонравный остроумный поэтический кот Мурр давай…

4. О сын мой сын мой Приди спеши в мои лапы!

5. О вы чувствительные души вы постигшие меня до конца Если только вы не ослы а истые порядочные коты то вы я уверен поймете что эта буря в груди очистила небо моей юности…

6.Вспомни возлюбленный юноша-кот читающий эти строки не приходилось ли тебе когда-нибудь в жизни впадать в непонятное тебе самому состояние навлекшее на тебя горчайшие упреки а сейчас даже болезненные укусы твоих собратьев.

(Э.Т.Гофман)

 

 

 

Уровень В

Найди и выдели обращения. Подпиши, какими частями речи они выражены. Расставь знаки препинания. Обрати внимание на 2 и 6 предложения. Как называется литературный прием, использованный автором?

1. Мой друг хранитель-ангел мой о с которой нет сравненья  люблю тебя дышу тобой; но где же страсти выраженья?

2. Озарился дол туманный; расступился мрак густой; где найду исход желанный?

3. Откуда ты эфира житель? Скажи нежданный гость небес какой эфир тебя занес в мою печальную обитель?

4. Скажи ж любимый друг природы все те же ль неба красоты?

5. Добро пожаловать певец товарищ-друг хотя и льстец в смиренную обитель брата…

6. Ручей виющийся по светлому песку как тихая твоя гармония приятна!

(В.Жуковский)

 

 

Уровень А.

Расставьте знаки препинания. Нарисуйте три схемы предложений с обращениями, стоящими в разных положениях.

1. Братцы живодеры за что вы меня?

2. Ты зачем бродяга доктора укусил?

3. Как вам это удалось Филипп Филиппович подманить такого нервного пса?

4. Ба-ба да вас нельзя узнать голубчик.

5. Ну ладно опомнился и лежи болван.

6. Зачем ты свинья сову разорвал?

7. Эх доктор Борменталь жаль пса ласковый был хотя и хитрый.

8.Простите профессор гражданин Шариков совершенно прав.

9.Вы знаете не нахальничайте мосье Шариков!

 

 

Предложения полные и неполные

 

Уровень А.

Расставь знаки препинания и внутри и в конце предложений, отделенных одно от другого цифрами. Подбери характеристику к предложениям, расставив соответствующие цифры:

Повествовательное, невосклицательное, простое;

Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное;

Вопросительное, невосклицательное, простое;

Вопросительное, невосклицательное, простое;

Вопросительное, невосклицательное, сложное;

Повествовательное, восклицательное, сложное;

Повествовательное, восклицательное, простое;

Побудительное, восклицательное, простое.

 

1.Когда Гулливер ел толпы лилипутов стояли вокруг и смотрели на него (   ) 2. И в самом деле на другой день казначей Флимнап сделал доклад императору (  ) 3. Он попросил выдать ему какой-нибудь материи потолще на заплатки но вместо этого к нему явились триста портных  попал к лилипутам (   ) 5. Да здравствует Человек-Гора (   ) 7. Это самое рассудительное и красноречивое насекомое из всех насекомых на свете (  ) 8.Гулливер стал внимательно осматривать ограду нет ли в ней какой – нибудь щелочки или лазейки через которую можно было бы выбраться отсюда (     ).

(Д.Свифт)

 

 

Уровень В.

Расставь знаки препинания, вставь пропущенные буквы, выбери правильный вариант написания. 4-е предложение охарактеризуй и составь схему.

(В) течении… недели пес с…жрал столько (же) сколько в (пол) тора последних голодных месяца на улице. Но конечно (же) только по весу. О качестве еды у Филиппа филипповича и говорить (не) приходилось. Если даже (не) пр…нимать (во) внимание того что еж…дневно Дарьей Петровной (за) купалась груда обре…ков на Смоленском  рынке на восем(?)надцать копеек, достаточн… упом…нуть обеды в семь вечера в столовой на которых пес пр…су…ствовал (не) смотря на протесты изящ(?)ной Зины. (Во) время обедов Филипп Филиппович окон(?)чательно п…лучил звание божества.

(М.Булгаков)

 

 

Уровень С.

Расставь знаки препинания, зная, что в стихотворении 11 предложений. Охарактеризуй каждое предложение.

Воспоминание.

Прошли прошли вы дни очарованья

Подобных вам уж сердцу не нажить

Ваш след в одной тоске воспоминанья

Ах лучше б вас совсем мне позабыть

К вам часто мчит привычное желанье -

И слез любви нет сил остановить

Несчастие об вас воспоминанье

Но более несчастье – вас забыть

О будь же грусть заменой упованья

Отрада нам – о счастье слезы лить

Мне умереть с тоски воспоминанья

Но можно ль жить, - увы и позабыть

(В.Жуковский)

 

 

Виды сказуемого

 

Уровень А.

Подчеркните основы предложений. Укажите вид сказуемого. В составном именном сказуемом укажите, чем выражена именная часть. Расставьте знаки препинания.

Они были приготовлены из мяса различных животных и он не мог разобрать по вкусу каких именно.

Повозка остановилась у древнего храма который считался самым большим во всем королевстве.

Храм закрыли вынесли из него всю утварь и он долгое время стоял пустым.

Император был превосходным наездником и удержался в седле.

Кто из моих людей смеет обижать сироту?

Я буду рад встрече с тобой.

 

 

Уровень В.

Выделите основу в предложениях. Укажите вид сказуемого. В составном именном сказуемом укажите, чем выражена именная часть. Расставьте знаки  препинания.

Одно обдуманное слово дороже тысячи легковесных фраз.

На родной стороне и камешек знаком.

Хорошая вещь и после ремонта остается хорошей.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

Единица рядом с единицей – одиннадцать.

Перегородки будут ставить.

Поэтому я прекращаю оперировать закрываю квартиру и уезжаю в сочи.

 

 

Уровень С.

Укажите  виды сказуемого. Найдите третье лишнее.

А) но Иван Яковлевич был ни жив ни мертв.

Б) Он робко подошел к зеркалу и взглянул.

В) Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома.

2.

А) он побежал отворять.

Б) Это был мешок.

В) психея стала оживать.

3.

А) Газета может потерять репутацию.

В) Он приходил домой едва чувствуя под собой ноги.

С) Были уже сумерки.

4.

А) Я терпеть не могу смотреть на него.

Б) Ковалев был вне себя.

В) А нос я вам советую положить в банку со спиртом.

5.

А) руки его дрожали.

Б) Чепуха совершенная делается на свете.

В) пламенный полдень был запечатлен в них.

6.

А) Сердце у него сильно забилось

Б) Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое.

В)  Наконец дверь отворилась.

7.

А) Профессор был отчасти прав.

Б) Рисунок у тебя не строг, а подчас и совсем слаб, линий не видно.

В) Сердце стало сильно колотиться у бедного художника.

 

 

Морфемика и словообразование

 

Уровень А.

В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме:

Стыдливость, трусливость, пугливость

Лживость, льстивость, правдивость

Фальшивость, усидчивость, совестливость

Хвастливость, привязчивость, вдумчивость

В каком ряду во всех словах есть окончание  о.

Казачество, пятеро, заново

Железо, пятеро, заново

Домишко, всечасно, вчетверо

Началось, вмешательство, шестеро

В каком ряду во всех словах есть окончание  -ая?

Гостиная, самая, переливая

Масляная, пельменная, разбрасывая

Жестокая, какая, прекрасная

Стая, запятая, кладовая

В каких словах есть нулевое окончание?

Гербарий, коров, босиком

Суффикс, смелость, рощ

Улей, олений, разбросав

Гуманист, ранить, другой

 

 

Уровень Б.

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Диво – дивить – удивить -….. – удивительно;

Тьма – темный – темнеть -…- потемнение

Новый – обновить -…- возобновление

Пар – парить -…-испарение

Ходить – походить – поход -…- по-походному

Живой – живить – оживить -…-оживленность

 

 

Уровень С.

В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность оразования слов?

Валить – перевалить-перевалка-вперевалку

Варить - сварить-сварка-газосварочный

Щетина -  щетинить – щетиниться – ощетиниться

Стекло – стекленеть –остекленеть – остекленелый

Катить – раскатить – раскат – раскатисто

Единый – соединить – присоединить – присоединение

Играть – разыграть – розыгрыш – розыгрышный

Смотреть – осмотреть – осмотрительный - осмотрительность

 

 

 

Правописание корней

 

Уровень А.

Вставить пропущенные буквы,  расставить знаки препинания,  выделить орфограммы.

Сост…влять расписание; усм…ренный поток; гл…жу в книгу; обв…нять в (не)досмотре;  прогн…зировать события; спр…вляться в словаре; вы…влять (не)достатки; костер разг…рается; дост…вать с полки; распр…мившиеся ветки; глаза сл…паются; раздр…жать всех; препод…ватель математики; пр..к…сновение к цветку; ра…д…рать пополам; зам…реть от восторга; д…лекий г…ризонт; педпр..н…мать усилия; взгр…моздиться на стол; возр…ждение из пепла; обл…чить участь; пок…рить зверя.

Поставьте ударение в слове обл…гчить.

 

 

Уровень В.

Вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограммы, расставить знаки препинания.

Звуки р…сли и укр..плялись, становились более мощными, буд(то) об…д…нили зам…равшую от восторга судьбу.

Одинаково оч…ровываютдост…вляютнасл…ждениеразв…вающиеся на ветру летом густые кроны деревьев и обн…жившиеся по осени ветки с последними висящими на них листьями.

Веселая тропинка в…лась в поле то теряясь в высокой пшенице то снова я..ственно проступая маня за собой в маленькой реч…нке.

Во все времена находились люди сч…тавшие что через просв…щение лежит путь к свободе потому что оно изм…няет мир сн…ряжает человека в путь по жизни разв…вает его ум и способности благосл…вляет на сам…стоятельное принятие ответственных решений.

 

 

Уровень С.

Выполните  задание по тексту.

Приведите примеры однокоренных слов к слову просвещение. Запишите устойчивые словосочетания ( фразеологизмы) с данным корнем.

 

 

Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения

Уровень А.

Укажи вид предложений. Подчеркни главный член в определенно-личных и обобщенно-личных предложениях. Укажи форму глагола.

В лес дров не возят, в колодец воды не льют.

Болтливых людей не слушают.

По рогоже золотом не шьют.

По росту одежду кроят.

С хвоста хомут не одевают.

Велик  осел, да воду возят, мал сокол, да на руках носят.

Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.

Не так страшен черт, как его малюют.

В околотке говорили, что черный человек редко сходит с утеса.

С удивлением замечали, что ни лета, ни продолжительное путешествие по знойным климатам не произвели в нем никакой перемены.

 

 

Уровень В.

Обведи правильный ответ.

1.Найди неопределенно-личное предложение.

А) Это произошло в пути.

Б) Мне рассказывали, что я очутился  в Лиссе благодаря одному из тех резких заболеваний, какие наступают внезапно.

В) не скрою, что оно было громадно.

2. Найди неопределенно-личное предложение, в котором главный член выражен глаголом в форме прошедшего времени, множественного  числа.

А) Не знаю, что произошло с Лерхом, но я не получил от него столь быстрого ответа, как ожидал.

Б) Стало так почтительно и прилично, как будто на берег сошла дочь некоего фантастического начальника всех гаваней мира.

В) Дэлию окликнули из столовой, и она ушла.

3.Найди неопределенно-личное предложение, в котором главный член выражен глаголом в форме 3 лица множественного числа.

А) Мне было отрадно.

Б) Мне не поверят, но я говорю правду.

В)Сражайтесь, а мы посмотрим, что сделает на этот раз Гарвей.

4. Найди неопределенно-личное предложение с обобщенным значением.

А) Гарвей, смотрите, не проиграйте.

Б) Было пустынно и тихо.

В) Хвалят – не гордись, учат – не сердись.

5.Найди нераспространенное неопределенно-личное предложение.

А) Принимаю.

Б) Смеркалось.

В) Звонят.

6. Найди распространенное неопределенно-личное предложение.

А) Наконец приехали к месту, где лежала скала, и вылезли из автомобиля.

Б) Больше мне ничего не надо.

В) Обратите внимание на эффект света очага среди свежесрубленных стен.

 

 

 

Уровень С.

Расставь знаки препинания. Выдели основы. После каждого простого предложения поставь цифру:

1 – двусоставное пр.

2 – определенно-личное пр.

3 – неопределенно – личное пр.

Угадываю любопытство многих моих читателей и спешу удовлетворить его во-первых потому (….) что я хочу нравится моим читателям (…) во-вторых: не пытаюсь - люблю поговорить о прекрасных … (…) Послушайте. (…)

Поставили как водится на стол чернильницу и бутылки перебрали все писанные и устные предания о способе избрания пошумели поспорили  и согласились избрать Минну фон Буртнек царицею (….)

Выбросьте вон прибейте убейте этого самозванца (….) кричали рыцари (…) он не наш (…)

Пойдем-ка лучше ко мне на сводьбу(…) с усмешкою сказал Эдвин.

Но вспомните (…) что мы оставили гостей не простясь (…)

Между тем гостей развели и развезли. (….)

Отовсюду на вас пылят и брызжут. (…)

Братец отвечай за меня (…) 

А.Бестужев-Марлинский.

 

 

Неполные предложения

Уровень А.

Найдите предложения, соответствующие данным характеристикам.

1.Простое, повествовательное, восклицательное, нераспространенное, полное, двусоставное.

А) – Приведите Вия!  - раздались слова мертвеца.

Б) Знатный был человек!

В) Да ты весь поседел!

2. Простое, повествовательное, восклицательное, распространенное, полное, односоставное.

А) Философ, почесываясь, побрел за Явтухом.

Б) – Добрая вода! – сказал он. Утирая губы…

В) Разве я не козак?

3. Простое, вопросительное, невосклицательное, распространенное, неполное, двусоставное.

А) Что же дочка твоя?

Б) Почем платил за аршин?

В) Что случилось с Хомою?

4. Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, полное, односоставное.

А) – Пойду к пану, - сказал он наконец.

Б) А сукно хорошее.

В) На это звонарь кивнул головою в знак согласия.

(Н.В.Гоголь)

 

 

 

Уровень В.

Найди предложения, соответствующие характеристикам, и расставь цифры:

1 – простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, полное;

2 – простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное, двусоставное, полное;

3 – простое, вопросительное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, полное;

4 – простое, вопросительное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, неполное;

5 – простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, полное;

6 – простое, повествовательное, восклицательное, нераспространенное, двусоставное, полное;

7 – простое, повествовательное, восклицательное, распространенное, односоставное, полное;

8 – простое, повествовательное, восклицательное, нераспространенное, односоставное, полное;

9 сложное, повествовательное, восклицательное, состоящее из двух простых. Одно нераспространенное, односоставное, полное; второе распространенное, двусоставное, полное.

1.И Демон видел… (    ) 2. На мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг. (   )  3. И вот часовня на дороге.  (     )  4. Чей  конь примчался запаленный и пал на камни у ворот? (  ) 5. Не плачь, дитя!   (   ) 6.А мне не быть ничьей женою! (   ) 7. Ты прекрасна!  (    )   8. Скажи, зачем ты меня любишь! (   )   - Зачем, красавица? (  )

(М.Ю.Лермонтов)

 

 

 

Обособление определений, относящихся к личному местоимению

 

Уровень А.

Расставь знаки препинания, выдели определения и определяемое слово. Какими частями речи они являются? Подпиши части речи.

Замерзший и голодный он погибал в подворотне.

Загадочный сытый хорошо одетый и уверенный он вытащил из правого кармана белый продолговатый сверток.

Он бескорыстная личность важный песий благотворитель бросил псу кусок колбасы.

Мы управляющие домом пришли к вам после общего собрания жильцов.

Враг необоснованных гипотез человек наблюдательный я делаю вывод.

(М.Булгаков)

 

 

Уровень В.

Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите,какими частями речи являются определяемые слова. Начерти схему 1 и 5 предложения. Расставьте знаки препинания.

Довольные ею он принялся уже писать письмо работа его завлекла.

И недовольный положил он свою кисть и палитуру на стол и остановился смутно перед холстом.

Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника.

Но полный великодушного движенья он не захотел отстать от своего дела искал везде занятий и наконец обратился к известному ростовщику.

Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и оставлен от места.

Великодушная государыня ужаснулась и полная благородства души укращающего венценосцев произнесла эти слова.

Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы.

(Н.Гоголь)

 

 

 

Уровень С.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Выделите все определения. Сделайте синтаксический разбор второго предложения. Составьте схему одного предложения с обособленным определением.

Я вид…ла одного сирийца который д…ржал  в руке прут тонкий подобный трос…нику.

Когда солнце всходило он вышел из своего дворца в серебр…ной одежде а когда заходило солнце он в…рнулся в одежде из золота.

Есть во дворце восьм…стен…аязала  вся из б…гряного порфира с ч…шуйчатым медным потолком который увеш…н светильниками.

Там были черепаховые панц…ри очень большие полные жемчуга.

Испуга…ый бурей он закрыл лицо руками.

Только лицо глядящ…го в него отражается в нем.

Испуганный едва живой он лежал у нее на ладони как мыш…нок.

(О.Уайльд)

 

Обособление приложений

 

Уровень А.

Расставьте знаки препинания.

1.Под ним Казбек как грань алмаза снегами вечными сиял.

2.Увы! заутра ожидала ее наследницу Гудала свободы резвое дитя судьба печальная рабыни  Отчизна чуждая поныне и незнакомая семья.

3.Он сам властитель Синодала ведет богатый караван.

4.И между них прорезав тучи стоял всех выше головой Казбек Кавказа царь могучий в чалме и ризе парчевой.

5.Один из праотцов Гудала грабитель странников и сел построить церковь обещал.

6.То был пустыни вечный гость  могучий барс.

(М.Ю.Лермонтов)

 

Уровень В.

Найдите приложения, выделите их, определите, чем выражено определяемое слово, где они расположены в предложении. Расставьте знаки препинания. Найдите предложение с обособленным определением.

Но вот что мне рассказывал дядя граф Иван Ильич и в чем он уверял меня честью.

Между посетителями поднялся глухой ропот а худощавый камергер близкий родственник покойницы шепнул на ухо стоящему подле него англичанину что молодой офицер ее побочный сын.

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17…году.

Соседи поминутно ездили к нему поесть попить поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровною некоторые для того чтобы поглядеть на дочку их Марью Гавриловну стройную бледную и семнадцатилетнюю девицу.

(А.С.Пушкин)

 

 

Уровень С.

Расставьте знаки препинания. Выделите приложения. Укажите сравнительный оборот, обособленное приложение и сравнительное придаточное.

Такого великана как Гулливер в Лилипутии никто никогда не видел.

Телега медленно покатилась по дороге в главный город Лилипутиимильдендо.

А Гулливер остался сидеть перед замком как цепная собака перед будкой.

К вечеру вокруг Гулливера столпились по крайней мере триста тысяч лилипутов все городские жители и все крестьяне из соседних деревень.

Напрасно адмирал СкайрешБолголам злейший враг Гулливера настаивал на том что Человека-гору следует не освободить а казнить.

Я человек-Гора клянусь его величеству императору могущественному повелителю Лилипутии свято и неуклонно исполнять все что будет угодно его лилипутскому величеству и не жалея жизни защищать от врагов его славную страну на суше и на море.

Тогда император отец раненного принца и прадедушка нынешнего императора в те времена еще наследный принц за завтраком разбил яйцо с тупого конца и порезал себе палец.

Вся хозяйская семья разместилась вокруг стола отец мать трое детей и старуха бабушка.

Этот зверек чуть больше человеческого пальца но выглядит как настоящий человек.

(Д.Свифт)

Обособленные члены предложения

 

Уровень А.

Запишите в две колонки номера предложений с обособленными и необособленными членами предложения. Расставь знаки препинания.

У себя принимала она весь город наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо.

Многочисленная челядь ее разжирев и посидев в ее передней и девичьей делал что хотела наперерыв обкрадывая умирающую старуху.

Германн был сын обрусевшего немца оставившего ему маленький капитал.

Германнвидел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как вслед за нею, в холодном плаще с головой убранной свежими цветами мелькнула ее воспитанница.

Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо и взошел в ярко освещенные сени.

Подошедшие к ним три дамы с вопросами…. Прервали разговор.

В это время вошла графиня совсем одетая.   (А.С.Пушкин)

 

Определения и обстоятельства

Обособленные                                                                           Необособленные

 

 

Уровень В.

Укажи главное и зависимые слова для обособленных и необособленных членов предложения. Расставь знаки препинания. Укажи пунктограммы.

1.Вы говоря о моих сочинениях называете меня гением.(Н.В.Гоголь)

2.Обедом не торопились зная обычай Гоголя запаздывать но потом потеряв надежду на его прибытие сели за стол. (А.Галахов)

3. Гоголь вез с собою в Петербург комедию всем известную теперь под именем «Женитьба»; тогда называлась она «Женихи». (С.Аксаков)

4.пушкин рассказал Гоголю про случай бывший в городе устюжне Новгородской губернии о каком-то проезжем господине выдававшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей.(П,Анненков)

5. пушкин радостно и приветливо встречавший всякое молодое дарование принимал к себе Гоголя оказывал ему покровительство заботился о внимании к нему публики хлопотал лично о постановке на сцену «Ревизора» одним словом выводил Гоголя в люди. (П,Бартенев)

 

 

 

Уровень С.
Расставь знаки препинания, выдели обособленные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены.

1.Труд наилучшее лекарство нравственное и эстетическое. (А,Франс)

2. …лучше умереть чести своей не запятнав нежели остаться жить обесчещенным. (М.Сервантес).

3. Рану нанесенную родине каждый из нас ощущает в глубине своего сердца. (В.Гюго)

4.Нет иного подлинного государя и не может быть иного подлинного законодателя кроме народа. (Д.Дидро)

5. Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга невзирая ни на какие бедствия и опасности. (Д.Локк)

 

 

Однородные и неоднородные определения

 

Уровень А.

Расставьте знаки препинания. Выделите определения, указав однородные и неоднородные.

Большая цепная собака Султан громким лаем провозглашала чужих.

 Старушка отворяла дверь длинными костлявыми пальцами брала за руку посетителя и вводила его в низкие хоромы.

Маша подошла к висящей на стене в бумажной рамке зеркалу гладко зачесала волосы за уши и утвердила длинную темно-русую косу роговою гребенкою потом надела красное ситцевое платье и шелковый платочек на шею еще два раза повернулась перед зеркалом и объявила матушке что она готова.

Он человек молодой пригожий…

 

 

Уровень В.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите однородные и неоднородные определения.

Счас…ливый пышный край земли1

В крови оружие и платье; в последнем беш…ном пожатье рука на гриве зам…рла.

Что повесть тягос…ных л..шений трудов и бед толпы людской грядущих прошлых поколений перед минутою одной моих (не)призна(н,нн)ых мучений.

Мучительный ужас…ный крик ноч…ное возмутил молчанье.

Но вно…ь хотя лила из раны кровь густой ш…рокою волной бой зак…пел смертельный бой!

И стра(н,нн)ой сла…кою тоской опять моя заныла грудь.

(М.Лермонтов)

 

 

Уровень С.

Вставь в предложения однородные определения. Расставь знаки препинания.

С самых юных лет жестокая………………………………………. Бедность стала сжимать его в своих ледяных объятьях как статуя спартанского тирана.

Он был прекрасный статный…………………………………….. человек хорошего тона с черными модными бакенбардами.

Он жил в самой аристократической роскошной…………………..праздности.

Но ты я вижу человек прямой…………………..     .

Вставь в предложения неоднородные определения. Расставь знаки препинания.

Долго он путешествовал как говорят по Индии и наконец возвратился на родину со слитками золота и множеством драгоценных каменьев построил огромный…………………………. дом с обширным…………………………………парком завел многочисленную прислугу.

К этому страшному……………………………..человеку решился идти наш будущий импровизатор.

В доме его был сделан строжайший …………………………..обыск.

 

 

Однородные члены предложения

 

Уровень А.

Расставьте знаки препинания. Сделайте схему в конце каждого предложения.

Он пел разлуку и печаль и нечто и туману даль и романтические розы.

Кто выразит его смущенье и рев и трепет исступления?

Нередко под вечер слыхали ее приятный голосок нередко в  рощах поднимали иль ею

Брошенный венок или клочки персидской шали или заплаканный платок.

Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

Ни враг ни наш не одолел.

Один уж тонет то захлебнется то застонет и как свинец пошел ко дну.

(А.С.Пушкин)

 

 

Уровень Б.

Расставь знаки препинания, найди однородные члены предложения и проанализируй постановку или отсутствие запятой, расставив цифры:

1 – запятая перед противительным союзом;

2 – запятая перед второй частью составного союза;

3. – запятая при повторяющихся союзах;

4 – отсутствие запятой при одиночных союзах.

За ширмами поехали и за кирпичом.

Личность охнула но не потерялась.

Предупреждаю: ни я ни доктор Борменталь не будем с тобой возиться когда у тебя живот схватит.

В таких условиях я не только не могу но и не имею права работать.

Резко и сладко пахнуло в воздухе.

И это хорошо известно не только в России но и в Европе.

Поглядел исподлобья довольно раздраженно но стих.

(М.А.Булгаков)

 

 

 

Уровень С.

Расставь знаки препинания. Укажи на месте пунктограмм следующие цифры, им соответствующие:

запятая при однородных членах;

отсутствие запятой при одиночном союзе;

запятая в причастном обороте;

запятая в сложноподчиненном предложении;

запятая при сравнительном обороте.

Небольшой рост солидный сюртук бархатный глухой жилет высокий галстух и длинные темные волосы гладко падавшие на острый профиль. Разговаривая или обдумывая что-нибудь Гоголь потряхивал головой откидывая назад или иной раз вертел небольшие красивые усы свои; при этом бывала и добродушная кроткая улыбка на его лице когда он доверчиво разговаривая поглядывал вам в лицо. Когда беседа не оживляла его он сидел немного откинувшись назад и несколько сгорбившись как будто утомленный в продолжительную думу. Бывали также минуты когда он быстро ходил и почти бегал по комнате говоря что этого требует его нездоровье и остывшая будто бы его кровь.

(Ф.М.Достоевский)

 

 

 

Определенно-личные предложения

 

Уровень В.

Найди неопределенно-личные предложения. Укажи грамматическую форму глаголов-сказуемых в этих предложениях. (Рядом с предложением)

1.

А) Воистину так, отпущу,- ответил молодой рыбак.

Б) Но как же мне прогнать мою душу?

В) Ты самая лучшая ведьма!

2.

А) Почему ты зовешь меня?

Б) Продай нам в рабство тело твое.

В) И море своими волнами покрыло его.

3.

А) Случилось двум бедным дровосекам пробираться домой по дремучему бору.

Б) Зимняя студеная ночь.

В) Клянусь тебе!

4

А) И действительно, стужа была страшная.

Б) Отойди от меня!

В) Нельзя причинять ей вред.

О.Уайльд.

 

 

 

Уровень А.

Обведите кружком правильный ответ.

Главный член в определенно-личном предложении выражен глаголом в повелительном наклонении, в форме 2 лица , единственного числа.

А) Сердцу не прикажешь.

Б) Семь раз примерь, один раз примерь.

В) Тигренку не стать козленком.

2. Главный член в определенно-личном предложении выражен глаголом в повелительном наклонении, в форме 2 лица множественного числа.

А) Без работы и пряников не купишь.

Б) В чужом хлеву овец не считают.

В) Сейте разумное, доброе, вечное, сейте!

3. Главный член в определенно-личном предложении выражен глаголом в изъявительном наклонении, в форме 1 лица будущего времени.

А) Чужую беду рукам и разведу.

Б) В чужом хлеву овец не считают.

В) Из большого осла не выйдет слона.

4. Главный член в определенно-личном предложении выражен глаголом в изъявительном наклонении, в форме 2 лица будущего времени.

А) В горах от тигра не спрячешься.

Б) Слепого в вожаки не берут.

В) Пустые речи уносит ветром.

 

 

 

Предложения полные и неполные

 

Уровень А.

Расставь знаки препинания и внутри и в конце предложений, отделенных одно от другого цифрами. Подбери характеристику к предложениям, расставив соответствующие цифры:

Повествовательное, невосклицательное, простое;

Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное;

Вопросительное, невосклицательное, простое;

Вопросительное, невосклицательное, простое;

Вопросительное, невосклицательное, сложное;

Повествовательное, восклицательное, сложное;

Повествовательное, восклицательное, простое;

Побудительное, восклицательное, простое.

1.Когда Гулливер ел толпы лилипутов стояли вокруг и смотрели на него (   ) 2. И в самом деле на другой день казначей Флимнап сделал доклад императору (  ) 3. Он попросил выдать ему какой-нибудь материи потолще на заплатки но вместо этого к нему явились триста портных  попал к лилипутам (   ) 5. Да здравствует Человек-Гора (   ) 7. Это самое рассудительное и красноречивое насекомое из всех насекомых на свете (  ) 8.гулливер стал внимательно осматривать ограду нет ли в ней какой – нибудь щелочки или лазейки через которую можно было бы выбраться отсюда (     )

(Д.Свифт)

 

 

Уровень В.

Расставь знаки препинания, вставь пропущенные буквы, выбери правильный вариант написания. 4-е предложение охарактеризуй и составь схему.

(В) течении… недели пес с…жрал столько (же) сколько в (пол) тора последних голодных месяца на улице. Но конечно (же) только по весу. О качестве еды у Филиппа филипповича и говорить (не) приходилось. Если даже (не) пр…нимать (во) внимание того что еж…дневно Дарьей Петровной (за) купалась груда обре…ков на Смоленском  рынке на восем(?)надцать копеек, достаточн… упом…нуть обеды в семь вечера в столовой на которых пес пр…су…ствовал (не) смотря на протесты изящ(?)ной Зины. (Во) время обедов Филипп Филиппович окон(?)чательно п…лучил звание божества.

(М.Булгаков)

 

 

Уровень С.

Расставь знаки препинания, зная, что в стихотворении 11 предложений. Охарактеризуй каждое предложение.

Воспоминание.

Прошли прошли вы дни очарованья

Подобных вам уж сердцу не нажить

Ваш след в одной тоске воспоминанья

Ах лучше б вас совсем мне позабыть

К вам часто мчит привычное желанье -

И слез любви нет сил остановить

Несчастие об вас воспоминанье

Но более несчастье – вас забыть

О будь же грусть заменой упованья

Отрада нам – о счастье слезы лить

Мне умереть с тоски воспоминанья

Но можно ль жить, - увы и позабыть

(В.Жуковский)

 

 

Приложение

 

Уровень С.

Правильные ответы обведи кружком.

1.Найди приложения.

А) Я со многими знаком: статская советница Чехтарева, Подточина – штаб-офицерша.

Б) Сказавши это. доктор с благородною осанкою вышел из комнаты.

В) Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора.

2. Найди приложение, которое пишется через дефис.

А)  - У себя обер- полицмейстер? – вскричал он, вошедши в сени.

Б) Штаб-офицеры, по мнению Ковалева, должны сидеть в креслах.

В) У воеводы есть дочка-красавица.

3.Найди распространенное приложение.

А) Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей.

Б) Все лес был, вечный  лес кругом.

В) Отец, отец, оставь угрозы, свою Тамару не брани.

4. Найди приложение, которое пишется без дефиса.

А) Княжна Тамара молодая к Арагве ходит за водой.

Б) Старик и воин молодой кипят отвагой и враждой.

В) Друзья! Взгляните на меня!

5. Найди предложение без приложения.

А) Вы потешьте царя нашего батюшку!

Б) А побьет он меня – выходите вы за святую правду-матушку.

В) А поведай мне, добрый молодец, какого ты роду-племени, каким именем прозываешься?

6. Найди нераспространенное приложение.

А) Таков-то был штаб-ротмистр Гарин.

Б) И выходит Степан Парамонович, молодой купец, удалой боец, по прозванию Калашников.

В) месяц плывет тих и спокоен, а юноша воин на битву идет.

 

 

 

Уровень Б.

Найди приложения и, если это нужно, поставь дефис. Не путай их со сказуемыми. Исправь ошибки в  этом шуточном тексте.

Пес кросавецсторательнообяснял новую тему. Учитель проффесия

трудная. Кот помощьник как обычьностримился быть полезным. Он подискивалпремеры с преложениямизаписовал их на доске: журнал-Новый мир газета Аргументы и факты река-Дон, город-Растов. Учинеки труженики сторались изо всех сил: и девченкипадружки, и мальчишки близнеци на второй парте и кросавица студентка седящая по зади всех. Все работолинасовисть, паетому получили только хорошие оценки. Вить восьмиклассники – люди совсем взрослыи.

 

 

Уровень А.

Найди приложения, подчеркни их волнистой линией, выбери правильный вариант написания.

Лишь ты одна царица?роза благоуханна и пышна. В дымке?невидимке выплыл месяц вешний, цвет садовый дышит яблонью, черешней. О. этот месяц?волшебник! вы мне жалки звезды-горемыки! Птичкой?певицею быть бы хотел. Я вижу древни чудеса: вот наше солнышко? краса Владимир ? князь с богатырями; вот Днепр кипит между скалами; вот златоверхий Киев?град. Краса7девица ноет, плачет, а друг по долам, холмам скачет, летя за тридевять земель. Ему сыра земля постель; возглавье щит; ночлег дубрава; там бьется с бабою? Ягой.

 

 

Словосочетание

 

Уровень А.

Распределите словосочетания по видам грамматической связи в 3 колонки. Слова, связанные сочинительной связью – в 4 колонку. В таблицу записывайте номера словосочетаний.

Ветреный день

Надолго замолчал

Приходил позднее

Открой книгу

Бег на месте

Смотреть в окно

Золотыми руками

Язык жестов

Подземных переходов

Земля и небо

Правильно записывал

Оглянулся и увидел

Солнце заходит

Подчинительные союзы

Прибежал затемно

Увидел меня.

Согласование

Управление

Примыкание

Сочинительная связь

 

 

Уровень В.

Выпишите словосочетания, укажите способ связи.

Около полуночи он успокоился – сел к столу, зажег свечу, взял лист бумаги и стал что-то чертить..

Свеча горела ярко и спокойно; он рисовал голову старика…

За дверьми послышался шорох.

Его кулаки судорожно сжимались и он готов был пустить шандалом в неизвестного гостя.

(М.Ю.Лермонтов)

 

 

Уровень С.

Выпишите словосочетания. Укажите способ связи. Определите, какими членами предложения они являются.

Алексей не узнавал свою Акулину  в этой смешной и блестящей барышне.

Лиза жеманилась, говорила нараспев и только по-французски.

Они долго рассуждали о завтрашнем посещении.

 

 

 

Уровень А.

Подпишите, какой частью речи выражено главное слово в словосочетании. Распределите словосочетания по видам связи, укажите его тип (именное, глагольное, наречное)

Полученное утром, домашние обстоятельства, лучшие минуты, еду в Москву. Принудили меня, поселиться в деревеньке, память о встрече, очень странный, обходясь со мною, только однажды, вдруг вошла.

 

Согласование

Управление

Примыкание

 

Уровень С.

Найди каждому пару слову пару, ориентируясь не только на грамматическую связь, но и на лексическую сочетаемость. Запиши словосочетания, сгруппировав их по способам связи. Укажи его разряд по способу выражения главного слова.

Воскликнул, слышал, с чувством, слова, поправил, сидеть, не ответил, с интересом, поглядывал, дня, позволяете, ответил, студентом.

Слова для словосочетаний: раздраженно. Рядом, внимательно, обидные, неприятным, чрезвычайным, галстук, ничего, на Шарикова, третьего, себе, испуганно, полуголодным.

 

 

 

Уровень В.

Рядом с цифрой укажи способ связи, который встречается чаще.

1.Рассказ ваш

Взял кружку

С большим богатством

Двадцатипятилетного возраста

2.Не находили пищи

Бывали минуты

Похожее на ревность

Обернулся к ней

3.Хочу знать

Сидела молча

Посмотрела рассеянно

Положила шляпу

4.Взяла свечу

Неучтиво разбудила

Полное право

Дрожа от страха

5.О проказах ребенка

Дошли до дома

Толпы народа

Заплаканные глаза

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.