logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем.

К.С. Станиславский

«Ну уж это развивать у них не надо, они сами вам ее разовьют!» – скажет какой-нибудь умный папа. С этим трудно не согласиться. Я всегда поражаюсь и радуюсь неуемной детской фантазии. Они могут придумать то, что взрослые никогда не догадаются, но целенаправленной и организованной ее назвать трудно.

Мы, взрослые, открывая окно в детский мир, попадаем на другую планету. Здесь не действуют наши законы притяжения, другое сознание и отношение к миру. Им интересно то, что для нас лишено привлекательности – камешки, палочки, перышки, ямы, дырки, лужи… Мы не можем понять этих «инопланетян», когда они спокойно себя чувствуют в грязной и мокрой одежде, с мордашками в шоколадно-сливочных разводах. Нас интересует внешнее, их – суть мира. Нам кажется, что с миром мы уже разобрались и стоят задачи поважнее, они познают мир через свою фантазию.

«Мы что-то с вами неправильно делаем! – говорит мне пятилетний Вова в самом начале занятия и тревожно смотрит на темнеющее окно. – Так мы будем заниматься уже ночью!» В сентябре, когда день был длиннее, за окном было светло во время наших встреч, Вова не заметил, как наступил ноябрь. И рассказ про уменьшение и увеличение светового дня вряд ли бы успокоил мальчика и был бы ему по душе, ведь его восприятие было эмоционально. Это мне и было дорого – его повышенная восприимчивость, отзывчивость на тончайшие детали. Это ли не актерские качества? Значит, и общаться с ним надо на его языке и по его законам. Я тоже с тревогой и непониманием посмотрела в окно и искренне спросила: «А кто же это наше солнце украл?» И – чудо! Вова мудро посмотрел на меня, понимающе улыбнулся и спокойно занимался до конца, не боясь ночи. Что это? Великая сила вымысла!

Если для взрослых один хороший спектакль может украсить жизнь на несколько дней, благодаря приложенной фантазии, что же говорить о мире детства, который строится по законам фантазии! Брошена – значит брошка! Взяли – значит взятка. «Мама, ты взяла взяточку?» – спрашивает малыш, когда речь идет о пакете с вещами. Мы воспринимаем слова как символы, а ребенок – как образы. Образное мышление надо развивать, ведь часто с возрастом оно теряется. Это основа творчества. Прагматизма им жизнь еще добавит, а вот закрепить в их сознании путь от фантазии к творчеству, какую бы профессию они ни избрали, – наша с вами задача.

Как улететь в Воображулию, они знают, и часто улетают туда, но каждый сам по себе и каждый в свою сторону, а задача театра – объединять усилия, творчество – занятие коллективное! Стимулировать их, чтобы они направили фантазию в заданное русло – самая тонкая часть нашей работы. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям нужен тренинг для развития фантазии.

Тренинг на развитие фантазии

Мы сидим в полукруге, я показываю ребятам какой-нибудь предмет:

– ручку, линейку, перышко, ракушку, блокнот, целлофановый пакет и т.д., и говорю: «Это не ручка (линейка, перышко…), а иголка для шитья». Делаю несколько стежков и передаю предмет ребятам.

Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, только не в его истинном назначении. Повторяться нельзя, каждый должен проявить свою фантазию.

– Предлагаю посмотреть всем внимательно друг на друга. Кто на какое животное похож? Начинаем с краю.

1. «Сочиняем сказку». Каждый по очереди говорит фразу, следующий продолжает, пока история не придет к логическому концу.

2. «Машина для шоколадных конфет». Половину группы по очереди вызываю на сцену. Каждый из них – деталь машины, которая делает шоколад. Ребенок должен принять позу одной из деталей машины, встать, назвать, что эта деталь делает, и показать, как она работает. Следующий – пристроиться, и т.д.

3. Предлагаю назвать цвет солнышка, радуги, соленого огурчика, а потом цвет доброты, смеха, острой боли?

4. Показываю картинку с понятным детям содержанием и с большим количеством деталей (здесь хороши иллюстрации талантливых художников к необычной детской литературе. Например, рисунки Ю. Васнецова, Г. Юдина, Л. Лукьяновой). Даю время запомнить и, убирая картинку, предлагаю сочинить рассказ (каждый по фразе) на основе увиденного.

5. Очень нравится детям «Фантастический тренинг».

Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается и заходит – зеленый крокодил на задних лапах!

– потолок вдруг над нами исчезает, и…

– в окошко стучится голубь…

– (дальше по одному) из кармана вдруг выскочила крохотная мама…

– неожиданно в карманах что-то сильно щекотит, что это?

– ты вдруг глотаешь червяка и он шевелится внутри…

– предлагаю детям придумать свою фантазию.

6. Известный детям короткий стих (Наша Таня громко плачет…), прочесть как:

– англичанин, китаец, просто иностранец;

– житель другой планеты;

– робот;

– старик, старуха;

– маленький ребенок.

Для развития фантазии я использовала такую игру, как «Путешествие».

Мы с детьми собираем дома воображаемые рюкзаки, надеваем их на плечи и идем в поход. По волшебству нашего вымысла, мы сразу оказываемся на природе. Я говорю: «Дети, осторожно за мной по бревну», – и прохожу по одной линии на полу, «балансируя» руками, стараясь представить, что действительно иду по бревну. Когда все справятся с этим препятствием, прохожу дальше, низко наклонившись «под веткой», перешагиваю упавшее деревце, по болотцу с кочки на кочку, точно следя, чтобы не свалиться в болото и стараясь следить за тем, как это делают дети. Потом мы идем по камням, переходим вброд мелкую речушку, идем по песку, в котором утопает нога, прорубаемся через густой лес и наконец выходим к реке. Мы очень устали и хотим привала. Снимаем рюкзаки, и кто-нибудь из детей здесь обязательно скажет: «А я буду купаться!» – и прямо в одежде побежит в воображаемую воду. Я с недоумением и тревогой кричу: «В одежде?! Ты дальше в мокром пойдешь?» Это для ребенка довод серьезный, что в походе в мокром – никак, и он раздевается, да и все остальные тоже. В самый разгар купания я кричу: «Крокодилы!» Все с визгом выбегают из воды, и мы лезем на деревья. Кто-то висит, кто-то сидит на ветках, мы все смотрим вниз. «Ой, – говорю я, – на деревьях большие плоды, давайте кидать в крокодилов!» Мы кидаемся в крокодилов и делимся своими «победами»: кто по голове попал, кто по хвосту, кто по ушам, кто промазал… Наконец крокодилы уходят, и мы так радуемся, что забываем крепко держаться и па-а-адаем! Стонем от боли, кто-то коленку ушиб, кто-то разбил локоть, кто-то поцарапался о ветки, мы видим кровь! С трудом поднимаемся с земли, чтобы взять аптечку. Но не все дают обработать рану, кого-то надо ловить, несмотря на боль. Дети пытаются вспомнить эту страшную боль и жжение, когда рану мажут зеленкой, и правдиво «пережить» этот момент.

Мы одеваемся и решаем уйти от крокодилов подальше. Только заходим в лес, я говорю: «Что-то я не пойму, куда мы идем, кажется, мы заблудились!..» Тут дети предлагают свои варианты пути, кто-то обязательно крикнет: «А там пещера!» Мы идем в пещеру, боязливо осматриваем ее и решаемся здесь перекусить. Собираем дрова, разжигаем костер, раскладываем свои припасы на общем столе, каждый предлагает попробовать воображаемые домашние вкусности (блинчики, курочку, огурчики), главное, быть ближе к правде жизни, ведь иногда дети хотят излишне порадовать, как наша Эльвира, которая протянула ладошку и сказала: «А я пирожные взяла!» На что пришлось быстро отреагировать: «Ну кто же пирожные в целлофановом пакете берет в поход, посмотри, они у тебя все смялись и растаяли!» По окончании еды я говорю: «А вон то дерево, от которого до дома рукой подать!» Собираем рюкзаки и по дороге к дереву обсуждаем поход, понравился, не понравился, пойдем ли еще вместе и т.д. Эту игру я провожу в конце занятия, чтобы дети ушли, полные впечатлений от «похода». По ходу игры обязательно следить за тем, чтобы эпизоды не затягивались, ведь дети склонны увлекаться частностями, а игру нужно все время двигать вперед, чтобы они забыли, что находятся на занятии. Очень потешно смотреть, как дети выходят из зала для занятий к мамам – с видом бывалых путешественников! Этот способ фантазирования приучает детей к сочинительству. Хотя можно играть и в фантастические путешествия, важно не путать направленность – во времени или в пространстве. Можно использовать одиночные или парные этюды с простыми, близкими детям этого возраста задачами. Особенно их подкупает юмор или какие-то шуточные проявления, например наш любимый этюд «Холодильник».

Ребенок встает на стул, он играет роль холодильника. Слов ему не дано, только звуки. Мы представляем, как живет наш кормилец? Наверное, любит, когда его нутро набито едой и он ее верно хранит… На его физиономии отражается покой, удовольствие. Но вдруг другой ребенок подходит к нему, открывает дверцу (это рука), берет банку с вареньем и батон хлеба. Холодильник должен реагировать негативно, ведь его задача – хранить, а не разбазаривать. Ребенок еще достает пакет молока, йогурты, колбасу и т.д., видимо в надежде устроить пир, пока нет родителей, но его холодный друг должен возмущаться до изнеможения, причем почти беззвучно. Хотя, у нас Максим так удачно и злобно пикал, изображая незакрытую дверцу, несмотря на то, что его партнер Артем захлопывал старательно, но Максим пикал протестуя, от чего Артем начинал тащить из него сосиски в мультяшном количестве (видимо в отместку за пикание), наматывал их на локоть, а холодильник приходил в ужас от пустоты и впадал в кому. Это, конечно, был удачный вариант этюда, но через него прошли все дети, причем в обеих ролях, пока все не переиграли роль Холодильника и Ребенка, они не хотели приступать к другому заданию. У некоторых пар детей отношения развивались по-своему, и это правильно. Здесь приведен вариант характера Холодильника, но он может быть любой – даже голодный пустой Холодильник, уже почти плачущий ото льда в животе. Тогда для развития в него должны ставить продукты, он будет радоваться и очень важно их холодить. Мы играли и в другую кухонную утварь.

Считаю очень важным для развития фантазии использовать литературный материал как основу даже для маленьких набросков – этюдов. Ведь хорошие писатели глубоки и разнообразны, они предлагают сюжеты и варианты их развития гораздо лучше нас! Очень хороши рассказы Зощенко для детей, особенно про кошечку, дети с удовольствием играют зверей. У В. Бианки мы брали для игры рассказы «Хвосты», «Сова», «Мишка – башка», про птиц; У Андерсена разные эпизоды из сказок. При этом родителям надо давать задания читать с детьми этих авторов, ведь фантазия прекрасно развивается, когда им читают вслух.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.