logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Четкость речи напрямую зависит от владения артикуляционным аппаратом, и, как следствие, возникает хорошая или плохая дикция. Неприятно слушать человека шамкающего, небрежно выговаривающего, цедящего сквозь ротовую щель. Часто родители жалуются, что не понимают своих детей, даже если те говорят медленно. При убыстрении речи возникает «скороговорка», при плохо развитой артикуляции так же трудная для понимания.

Артикуляционный аппарат – это ротовая полость, мягкое небо, полость глотки (глотка похожа на трубку, начинающуюся у основания черепа и заканчивающуюся у пищевода), язык, твердое небо, зубы, губы и нижняя челюсть. При соприкосновении артикуляционных поверхностей возникают щели, пустоты в некоторых местах. По ним проходит выдыхаемый воздух, и произносятся различные звуки. Насколько разработан артикуляционный аппарат, настолько качественна дикция.

Артикуляция бывает внешней и внутриглоточной.

Хорошо развитая внутриглоточная артикуляция (глотка, хрящи гортани, мягкое небо, корень языка) способствует правильному дыханию, в ней образуются и резонируют гласные звуки. В голосообразовании огромную роль играет мягкое небо. Когда оно поднимается, глотка раскрывается, звук становится мощным. Мягкое небо усиливает диафрагму и мышцы брюшного пресса, собирает звук в передней части рта. Подъем мягкого неба улучшает смыкание голосовых складок, поэтому на занятиях учащиеся тренируют удержание полости зева, глотки в активном состоянии. Мягкое небо должно быть поднято при артикуляции всех гласных русского языка.

Если во время речи мягкое небо опущено, возникает гнусавый звук. Чтобы этого не происходило, необходимо приучить небную занавеску подниматься, а для этого:

...

Почаще зевайте… с удовольствием!

Дело в том, что при зевке опускается корень языка, поднимается мягкое небо – создаются благоприятные условия для хорошего звучания.

Откройте рот, посмотрите в зеркало. Если вы увидите маленький язычок – это уже хорошо. Теперь попробуйте зевнуть и обратить внимание – что происходит. Вы увидите, что там как будто все распахнулось в разные стороны. Корень языка опустился на дно, мягкое небо поднялось кверху, в горле ощутилось приятное растягивание. Попробуйте проделать то же самое, но не доводить до зевка. Думать о зевке, но не зевать. Необходимо и в жизни во время речи сохранять вот это ощущение зевка.

При правильной работе корня языка (он должен быть опущен), освобождается гортань.

«Опытами установлено, что если мягкое небо и мышцы глотки не развиты, т.е. внутриглоточная артикуляция пассивна, речевой голос теряет тембр, звонкость, обертоны, актер быстро устает, не выносит речеголосовой нагрузки» (из книги «Сценическая речь». Под ред. Козляниновой, Промптовой. 1995. 479 с.).

Внешняя артикуляция – движения нижней челюсти, языка (особенно кончика) и губ. Все органы внешней артикуляции должны хорошо работать, не перенапрягаться, но и не должны быть вялыми, неповоротливыми.

Язык влияет на работу внутриглоточной артикуляции. Плохо, если он неразработан, выдвинут вперед или, наоборот, западает внутрь глотки, во время артикулирования смещается вбок или дрожит. Все эти недостатки сказываются на речи.

Нижняя челюсть формирует гласные звуки, так необходимые в русской речи. Она должна хорошо опускаться вниз, быть подвижной.

...

Говорите, открывая рот!

При зажатой челюсти невозможно осуществить полноценный вдох. Артикуляция будет некачественной. Гласные звуки – звуки, выражающие чувства в русской речи, придающие певучесть, красоту, будут звучать холодно, неэмоционально. Кроме того, речь сквозь стиснутые зубы кажется злой, недоброжелательной.

Внешняя и внутриглоточная артикуляции взаимосвязаны. Плохая, вялая работа губ заставляет гортань смещаться либо вверх, либо вниз. При этом напрягается шея и нарушается дыхание. Но правильная работа нижней челюсти способствует хорошей артикуляции и влияет на внутриглоточную артикуляцию.

Поэтому на занятиях мы будем тренировать подъем мягкого неба , подвижность нижней челюсти, языка, губ .

Делая упражнения для губ и для языка, обращайте внимание на челюсть – она часто двигается в стороны – влево, вправо. Это неправильно. Старайтесь удерживать ее в вертикальном положении.

Как правило, очень ленива верхняя губа – она у многих вообще не поднимается во время речи. Для произнесения звука «ф» или «в» она должна быть поднята. Задача в упражнениях – нагрузить мышцы так, чтобы они устали, и тем самым можно снять излишние напряжение и натренировать. Хорошо, если после тренировки тяжело шевелить губами. Они разгорячены. Значит, все сделано правильно. Если эффект от упражнений нечувствителен, значит, была сделана какая-то ошибка.

Упражнения для языка тренируют его подъем, подвижность в разных темпах. Язык должен уметь укладываться в трубочку, чашечку, вытягиваться как иголочка с острым концом, широким языком облизывать верхнюю губу. Как правило, трудно детям удержать язычок в форме чашечки – она либо болтается, либо вылезают вверх разные части – то кончик, то боковые края. Поэтому необходимо тренировать его на удержание верного положения. Под счет от 5 до 10. У некоторых детей кончик языка не может упереться в основание верхних зубов. Значит, необходимо больше делать упражнений на подъем языка.

В упражнениях следует чередовать напряжение и расслабление. Если губы перенапряглись, то необходимо их расслабить. То же и с языком.

Для работы с дошкольниками используются наглядные пособия – рыбки с нарисованными на них упражнениями. Всегда, особенно на первых порах, для контроля за правильностью положения языка и губ используем зеркальца. Они небольшие, выдаются каждому ребенку. Зеркала используются во всех возрастных группах.

Артикуляционные упражнения для детей (4–6 лет)

(Здесь лучше дать рисунки детей, делающих каждое из этих упражнений)

Сделать подряд несколько зевков, позевать. С открытым, а потом с закрытым ртом.

Рыбки раскладываются перед ребятами. Поочередно показывается им каждое из упражнений, дети повторяют, контролируя себя перед зеркалом. В скобках перечислены звуки, произношение которых улучшается от выполнения и отработки данного упражнения. Все упражнения нужны для растягивания, укрепления мышц языка, а также для увеличения его подвижности, расслабления и амплитуды.

Упражнения для губ

1. Слоник (для звуков Б, П, В, Ф).

Губки вытянуть вперед

2. Лягушечка (для звуков Б, П, В, Ф).

Губки растянуть в стороны

3. Чередование слоника и лягушечки (для звуков Б, П, В, Ф).

Четко менять положение губ под хлопки.

4. Поднимаем верхнюю губку, как будто тянем за ниточку.

5. Опускаем нижнюю так же.

6. Чередование 4 и 5 упражнений.


Упражнения для языка

1. Лопата.

Плоский расслабленный язычок лежит на нижней губе.

2. Иголочка.

Тоненький острый язычок тянется вперед.

3. Чашечка (тренирует звуки Р, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Края и кончик языка загибаются вверх, края ровные, язык не должен подрагивать.



 

4. Дудочка (тренирует звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Язычок сворачиваем в трубочку: кончик остается на месте, а боковые края загибаются вверх. Если у ребенка не получается, то нужно подуть по языку и, через некоторое время, струя воздуха поможет язычку сложиться в желобок.

5. Наказать непослушный язычок.

Побить верхней губой по расслабленному языку в форме «лопаты», произнося при этом «пя-пя-пя…».

6. Киска сердится (тренирует звуки С, З, Ц ).

Кончик языка за нижними зубами, спинка выгибается вверх. Язык похож на горку, на парус. Сделать несколько движений туда-сюда.

7. Лошадка (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Поцокать язычком.

8. Чистим зубки (тренирует звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Языком совершать движения по зубкам с внешней и внутренней стороны верхней и нижней челюсти. Представить, что где-то застряла ириска и нужно ее оттуда выковырять.

9. Счеты.

Пересчитать зубки. Для этого открыть рот. Язык уложен внизу. Поднять его и коснуться им крайнего зубика верхней челюсти. И опустить. Про себя считать: «Раз…» Коснуться рядом стоящего. Опять опустить язычок. И т.д. Посчитать зубки на верхней, а потом на нижней челюсти.

10. Барабан (тренирует звук Р ).

Кончиком языка упереться в верхние передние зубы и одновременно произнести звук «Д». Потом еще раз. Постепенно быстрее. Бьем как в барабан. «Д-д-д… д-д-д». Звук четкий, звонкий.

11. Индюк (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Язычком в форме чашечки проводить по верхней губе к себе и от себя. Балаболить. Со звуком.

12. Вкусное варенье (тренирует звуки Ш, Ж, Щ, Ч ).

Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губку вверх-вниз. Неправильно, если ребенок делает вправо-влево.

13. Качели (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Открыть рот. Кончиком языка упереться в основание передних верхних зубов. Затем опустить язык и дотронуться до нижних зубов. И так несколько раз.

14. Часики.

Открыть рот. Тоненький язычок «смотрит» то налево, то направо. И так несколько раз. Под хлопки. Темп постепенно можно увеличивать.


15. Маляр (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Представьте, что язык – это малярная кисть. И необходимо покрасить потолок – нёбо в белый цвет. Открыть рот. И красим плавным движением от основания передних верхних зубов в глубь рта. И обратно. Не надо пытаться слишком далеко «прокрашивать» нёбо.

16. Моторчик (тренирует звук Р ).

Основное упражнение для постановки звука «р»! Для осуществления вибраций кончика языка. Необходимое условие – чистый указательный палец ребенка.

Открыть рот. Язычок в форме «чашечки» поставить за верхние зубы. И, не меняя положения языка, произносить звук средний между «з» и «ж». При этом на ладошке можно ощутить сильную воздушную струю. Во время произнесения звука чистым указательным пальцем быстро водить взад-вперед под язычком. Кончик языка при этом будет вибрировать. Вот эту вибрацию мы в упражнении и должны закрепить.

Лучше делать упражнение индивидуально под присмотром педагога.

17. Грибок (тренирует звуки Л, Р, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Поцокать язычком, как в упражнении «лошадка», последить, что делает язычок, как он присасывается и потом отскакивает от нёба. Попробовать медленно присосать и с силой оторвать язычок. Следующий этап – не отрывать язычок и посмотреть в зеркало. Внешне он будет напоминать гриб – со шляпкой наверху и ножной посередине. Нужно постараться подсосать спинку язычка полностью к небу, чтобы не было провалов, провисаний. Держать в этом положении некоторое время.

18. Гармошка (тренирует звуки Л, Р, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч ).

После того как упражнение «грибок» свободно получается, можно растянуть подъязычную уздечку с помощью упражнения «гармошка». Язычок в форме грибка зафиксирован, теперь мы немного опускаем нижнюю челюсть. Присосанный язычок остается на месте. Совершать движения нужно аккуратно, так как возможны болевые ощущения. После этого нижняя челюсть поднимается на прежнее место. И так несколько движений вниз-вверх.


19. Фокус (тренирует звуки Р, Ш, Ж, Щ, Ч ).

Язычок в форме «чашечки» положить на верхнюю губку. Не меняя положения языка, на кончик носа положить маленький кусочек ватки. Затем нужно дунуть на ватку так, чтобы она подлетела строго вертикально вверх. При этом язык не должен менять своего положения (проконтролировать в зеркальце).

Артикуляционные упражнения для детей (от 7 до 12 лет)

1. Трубочка (то же, что у малышей «слоник». Отличие – держать более продолжительное время, без дырочки, крепко-крепко сжимая губки).

2. Отфыркивание – для расслабления губ.

3. Трубочка в сторону и на место (несколько раз).

4. Трубочка в другую сторону и на место (несколько раз).

5. Трубочка вверх и на место (несколько раз).

6. Трубочка вниз и на место (несколько раз).

. Почесать нижними зубами верхнюю губу, и наоборот.

8. Чередование трубочки, вытянутой вперед, и улыбки с приплюснутыми друг к другу губами. Быстро. Несколько раз подряд. Можно менять темп – то медленно, то с ускорением.

9. Верхняя губка огибает верхние зубы и тянется в глубь рта. А мы пытаемся ее оттуда вытащить, а она сопротивляется (происходит растягивание некоторое время – губа должна устать).

10. То же, с нижней губкой. Тянем, а она сопротивляется.

11. То же упражнение, но вместе одновременно верхняя и нижняя губа. Только в быстром темпе.

12. Область «усов» над верхней губкой попробовать сложить в складочки – как плиссированную юбку. Двумя руками. Подержать складочки. Губе очень больно. Отпустить. Повторить упражнение три раза.

13. Верхнюю губу поднять «за ниточку» как будто. Как в марионеточных куклах. Опустить. Повторить 10 раз.

14. То же, но опускать нижнюю губу.

15. Чередование: верхнюю поднять, нижнюю опустить, верхнюю опустить, нижнюю поднять.

После этих упражнений возникает ощущение усталых губ, они становятся горячими – кровь прилила к ним. Это тот эффект, который нужен.

Упражнения для языка

(к упражнениям, которые перечислены в разделе для детей 4–6 лет, добавляю еще эти):

1. Язычком описывать круги по деснам с внешней стороны 10 кругов в одну сторону, 10 кругов в другую. (В этом упражнении расслабляется корень языка.)

2. Складывать язык во всех возможных направлениях.

3. Попробовать языком дотянуться до носа, до подбородка.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.