logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Теперь артикуляционный аппарат размят. Можно переходить к дикции. (Говорить лучше после упражнений на дыхание и стон.)

Дети плохо говорят! Не умеют формулировать мысль. Вокруг часто слышим речь нечеткую, невнятную, с пропуском звуков, цедящую сквозь зажатые челюсти, с обилием жаргона, с бедной интонацией. Той напевной, богатой оттенками русской речи, с хорошими протяжными гласными мало где встретишь.

Дикция – правильное, четкое произнесение звуков речи, слов.

Во всех группах используется пробка из-под вина. Она в качестве мешающего фактора заставляет язык с усилием работать. Так что после пробки говорить легче, и сама речь получается четче.

...

Не проглатывайте окончания!

Ребенок или взрослый, когда говорит в бытовой речи или со сцены, и мы слышим только начало слова, фразы. Не хватает энергии дыхания, эмоциональной зараженности на то, чтобы окончить, и даже выделить последний звук (звуки). Мы этого не замечаем в жизни, привыкаем так говорить. Если это терпимо в бытовой речи, то совершенно неприятно в сценической. Если сравнивать речь, звучащую со сцены, с приготовлением пищи и угощением нас, зрителей-гостей, блюдами, то кажется, что хозяин подал сырое блюдо, недожарил.

Рекомендации: Надо обращать внимание на произнесение концов слов – особенно согласных на конце – Б, П, В, Ф, К, Г, Д, Т. Усиленное их произнесение способствует и правильной работе дыхания. Дело в том, что при четком проговаривании этих согласных в конце слова, выбрасываются из легких лишние остатки воздуха, и автоматически ребра раскрываются для всасывания новой порции воздуха.

...

Темп речи снижает ее культуру!

Конечно же, если иметь в виду речь неподготовленную, бытовую. (Не скороговорки в тренинге, которые и предназначены для выработки четкости речи в быстром темпе.) А то, как говорят все в обычной жизни. Когда возникает «каша» во рту. Вот почему я постоянно прошу воспитанников на занятиях говорить медленно, четко, внятно. Чтоб артикуляционный аппарат успевал дорабатывать, договаривать. Кроме того, в образовавшихся паузах успевают возникнуть в сознании говорящего видения, необходимые для полноценного общения с партнером. Успевают возникнуть «лучи» взаимодействия с ним, в паузах возникает момент «Понял, не понял? Тогда объясню по-другому!». При быстрой речи не возникнет ничего. Я говорю о начальном этапе обучения. Дети, которые занимаются уже несколько лет, научены и могут ускорять темп без вреда для понимания, взаимодействия и оценок происходящего.

Рекомендации:

Упражнения: артикуляционные, дикционные.

Еще обратите внимание на произнесение двойных согласных, стоящих либо в середине слова, либо в конце одного и в начале следующего за ним слова. Например, читая скороговорку: Ткет ткач ткани на платки Тане , в словах тке т т кач встречается двойной твердый звук «Т». В бытовой речи мы не следим за этим нюансом, но для полноценной правильной речи хорошая дикция требует проговаривания именно двух звуков: тт . Или в другой скороговорке: «От топота копыт пыль по полю летит» . Так же требуется хорошо произнести двойной «Т» – о т т опота . Лучше брать эти два слова и отрабатывать отдельно от всей скороговорки, в разных темпах.

...

Мой ребенок не говорит «Р-р-р»!!!

Смотря какой вид дефекта представлен в данном случае. Как правило, имеет место вялый язык. Поэтому следует делать упражнения на восстановление тонуса языка, уложить его в правильное положение и делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ по НЕСКОЛЬКУ РАЗ упражнение «Моторчик». Добиться трепетания кончика языка.

Рекомендации:

Выработать хорошую воздушную струю, накачать мышцы языка, расслаблять язык.

Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения

Отдельного внимания требует звук «Р». Необходимо привить детям любовь к раскатистому долгому звуку. Чтобы отвлечь детей от усиленного произнесения – излишнего напряжения в области языка (ротовой полости), мы подключаем руку. В момент выдоха, в процессе произнесения звука, мы рукой делаем вращательные движения, как будто рука является штопором, и мы ею сверлим широкую стену. Снимается напряжение с артикулирования, становится легче и веселее делать упражнение. Кроме того, в разделе «Пальчиковая гимнастика» говорится о взаимосвязи речи и движений рук. Здесь этот принцип с успехом применяется.

Дикционные упражнения для детей всех возрастов (от 4 до 12 лет)

1. Кидаем друг другу звуки.

И.п. все сидят в полукруге на стульях. Я в центре перед детьми тоже на стуле. Я говорю, что посылаю каждому из вас звук – четкий направленный, неиспорченный. Моя задача его доставить вам, чтоб он не развалился по дороге, долетел. Ваша задача «поймать» его, «спрятать в кармашек» и отправить мне тот же звук, только ваш. Чтоб он также не улетел далеко, мимо меня, и не свалился, не достигнув меня. Я – ваша цель. Как будто мы перекидываемся дротиками. Наши дротики четкие, активные, упругие.

И я первая «кидаю» ребенку свой звук: допустим «К». Он отвечает – «К». Я кидаю следующему «З», другой отвечает – «З» и т.д. Игра интересная, захватывающая. Интрига в том, что никто не знает, какой звук я произнесу в следующий раз. Поэтому это упражнение хорошо держит внимание детей, развивает четкость дикции, направленность, посыл, энергию, общение с партнером, а также развивают веру в реальность, ощутимость летящих звуков.

Оцениваю каждый раз, когда звуки не долетают или улетают далеко, или слишком сильны, или наоборот, чрезвычайно слабы. Дети хохочут.

Кроме того, в этом упражнении я задаю ритм – сначала немного спокойный, но по мере привыкания детей перевожу в активный. Задача ребенка не выбиться из общего круга, успеть среагировать и отослать свой звук.

Сами звуки могут быть различными по силе, высоте, продолжительности. Гласные лучше пропевать, так как на них есть возможность поработать с открытием нижней челюсти. Но и они могут звучать кратко (здесь только нужно следить, чтобы не было глухости в звучании, перенапряжения связок).

2. Варианты предыдущего упражнения.

  • Дети не повторяют за мной мои же звуки, а придумывают свои; также они могут быть различны по высоте, длине, силе.
  • Можно делать это упражнение в парах, стоя друг напротив друга (а остальные – зрители – оценивают: кто им понравился как кидал, у кого был недолет). Дети фантазируют в ловле звуков: кто прячет в кармашек, смешно запихивая звук, кто, не найдя у себя в одежде кармана, прячет в беспредметный карман.

3. Игра «Ресторан».

Все так же, как в обычном ресторане, только вместо кушаний – звуки.

Дети делятся по парам. Один – посетитель ресторана, другой – официант. Посетитель сидит, официант стоит и спрашивает:

– Что будете заказывать?

– А что вы посоветуете?

– Я бы вам рекомендовал(-а) аппетитный звук «Ж» с ванильным сиропом.

– Хорошо, дайте, пожалуйста, длинный долгий звук «Ж», суп из коротких нежных «Ч», а на десерт…

– Могу предложить мороженое из «О».

– Хорошо.

Здесь приведен приблизительный диалог. Официант отлучается на секунду – повара «готовят» заказ. Потом подходит снова. Встает в отдалении.

– Откройте рот – говорит официант. Клиент открывает.

Официант издает требуемые звуки, следя, чтоб они «попадали» в рот посетителю. И действительно были такими, какие заказывал партнер.

– «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…», «Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч!…», «О-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о…»

Сидящий всякий раз, после очередной порции угощений жует, облизывается и нахваливает (или кривится).

В «Ресторан» лучше играть с детьми 4–8 лет, хотя и одиннадцатилетние с удовольствием «купаются» в предлагаемых обстоятельствах. Вкусности и вообще еда являются мощным возбудительным средством.

Про кушания дети очень все хорошо понимают. И часами могут рассказывать о любимом (нелюбимом) блюде. А в этих рассказах все: и видения, и желание воздействовать на адресата, и воспоминания о вкусе блюд. Развиваются и спонтанная (неподготовленная) речь, и фантазия, воображение.

4. Красим забор гласными (на звуконапевность гласных).

Вниз, вверх проводим ладошками, как будто красим забор кисточкой. Тянуть при этом каждый гласный звук.

И-Э-А-О-У-Ы

5. Спрашиваешь – отвечаю.

– И-Э-А-О-У-Ы?

– И-Э-А-О-У-Ы.

– И-Э-А-О-У-Ы?

– И-Э-А-О-У-Ы.

6. ПТКУ-ПТКО-ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ (падают капельки дождя).

Упражнения с пробкой

Ставим пробку поперек рта, зажимаем зубами. И говорим чистоговорки. Произносить надо так, как будто очень важно донести мысль, заложенную в тексте.

Важно, чтобы партнер понял, даже с пробкой, что вы говорите. Темп упражнения медленный. Каждый звук должен быть слышен.

Можно помогать двумя руками, как будто перед вами пишущая машинка (не компьютерная клавиатура, в старых печатных машинках усилие надо прикладывать – клавиши-то на пружинках).

Один удар – это одно звучащее слово, рука вниз на ударном гласном звуке. Например: «На дворе трава, на траве дрова» – в этой чистоговорке 4 ударных гласных, поэтому и 4 опускания руки (так как на дворе произносятся как одно слово и на траве – так же, как одно слово). Даже с пробкой нужно пытаться произносить непослушный трудно вибрирующий «Р».

Потом произнести ту же чистоговорку, но без пробки. Вы почувствуете, как сразу станет хорошо. И окружающие оценят б о льшую четкость вашей речи, чем до выполнения упражнения с пробкой.

Скороговорки

Для детей (4–6 лет)

1. Стоит, стоит у ворот бык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.

2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Все бобры добры для своих бобрят.

4. У папы настроение зазавтракомчитательное,

У мамы настроение напапуобижательное,

У брата настроение кричальнопогремучее,

А у меня, а у меня – покомнатампрыгучее!

5. Выдра из ведра выпрыгнула.

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула.

А обратно впрыгнуть, да вплеснуть

Не смогла.

6. Белый клоун – клоун квелый.

Рыжий клоун – клоун клевый.

Клоун квелый всех смешит,

Клоун клевый – тормошит.

Бестолковый и толковый

Клоун квелый, клоун клевый.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

 

Яндекс.Метрика  

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.