logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Пес.

Упражнение для четкой дикции последних звуков в словах.

Был день –

Вдруг дождь.

Гром: «Бом!» –

Все – в дом.

Вслед пес –

Мокр нос,

Шесть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп,

Дик, глуп! –

– Вверх нос!

Ты ж Пес!

Поезд.

Поезд отходит

Тук тук тук тук…

Прибавляет ход.

И вот

Вагоны вперед

Покатили как мячики

ТАК-чики, ТАК-чики…

Речь с мячом

В разделе «Пальчиковая гимнастика» я подробно рассказываю о важности владением развитыми руками. В работе с дошкольниками важно научить их хватать мяч налету, кидать об пол и ловить. Перекидывать из руки в руку. Кидать партнеру и ловить от партнера. Мяч является отличным тренажером в воспитании кистей рук, координации, реакции, свободы телесной. В этих упражнениях тренируются речь и движение. Конечно же, мы не делаем из детей жонглеров. Но если они смогут одновременно говорить и кидать в нужном ритме, себе или партнеру, то эти упражнения разовьют в детях многое. И держать внимание в том числе. И еще. При работе с голосом в теле невольно возникают напряжения, зажимы. Избавиться от них нелегко. Когда же мы берем в руки мяч и подбрасываем, подбиваем его внутренней, тыльной стороной руки, мы не обращаем внимания, когда берется дыхание – оно само собой входит и выходит. Внимание постоянно на мяче, ведь мы не знаем траекторию дальнейшего его движения, силу, скорость. И должны быть готовы среагировать.

Работаем с мячом для большого тенниса. Он упругий, сложен для ручек дошкольников, но зато развивает хорошо.

Задача на первых этапах работы – вообще приучить детей (особенно маленьких) к мячу. Поэтому у каждого свой мяч, дети пытаются его подбросить до уровня глаз и поймать. Кинуть об пол и поймать.

Малышам очень трудно скоординировать работу рук. Стоя в полный рост, они без усилий просто отпускают мяч, и он конечно же слабо отскакивает от пола. И детям приходится присаживаться, чтобы его поймать. Потом опять встают. И таким образом получается, что не мяч летит к ним, а они подстраиваются под мяч и работают вместо него. Таким детям я рекомендую прилагать усилия, не бояться мяча, приручить его. Вы – люди, вы тренируете мяч. Не давайте ему управлять вами. Здесь нужно детям запрещать присаживаться. Кидать на такое расстояние, чтобы он прилетал на уровень пояса.

Работу с мячом подробно описывали Михаил Чехов, Васильев. Упражнения взяты в основном из методики Васильева.

Упражнения с мячом для детей (от 4 до 6 лет)

1. И.п. сидя на стульчиках в полукруге. Я кидаю им мяч, задача поймать и кинуть мне в руки. Наблюдаю, у кого хорошо развита координация, у кого требуется больше прикладывать усилий.

2. И.п. стоя в кругу. Первый ребенок кидает об пол свой мяч, потом другой. По часовой стрелке. Задача: поймать свой мяч, постараться ,чтобы не улетел, держать общий ритм. Ритм задает второй кидающий.

3. И.п. стоя в кругу. Один мяч на всех. Перекинуть мяч любому партнеру. Тот ловит и перебрасывает следующему.

4. То же, что предыдущее упражнение, но когда кидает, называет свое имя и имя того, кому кидает. Важно распределить оттяжку руки при придумывании кому кинуть. Оттягивает и говорит: «Ваня…» рука движется с мячом в направлении партнера – … «Саше» и выпускает мяч. Саша ловит, замахивается: «Саша»… «Коле». И т.д.

5. Задача: научить детей чувствовать ритм стихотворения, поэтому дети мяч бьют об пол на каждый ударный и иногда безударный звук. По размеру это стихотворение – хорей.

|v|v|v|

Поэтому выделяется ударом первый, третий, пятый, седьмой слоги.

Первое четверостишие ребенок мячом бьет об пол на ударный гласный звук.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой –

Не угнаться за тобой.

Следующие строчки стихотворения – мы перекладываем (если получается – перебрасываем) мяч из руки в руку. Так же на звуках, выделенных красным цветом.

Я тебя ладонью хлопал —

Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

Следующую строчку – дети садятся и катят мяч партнеру.

А потом ты покатился

И зрителям, пожимая плечами:

И назад не возвратился.

Упражнения с мячом для детей (от 7 до 12 лет)

Речь в движении

Дыхание, которое длительное время тренировалось в статичном положении, во время движения расстраивается, сбивается с ритма, воздух чаще подхватывается ртом, ухудшается звучность голоса, возникает одышка.

Актеру важно уметь двигаться и говорить одновременно, танцевать и говорить, драться и говорить, бежать, прыгать, кувыркаться, стоять на голове и говорить, говорить, говорить… Не запыхиваясь, не сбиваясь с дыхательного ритма. Учит этому раздел: речь в движении. В жизни это может пригодиться в тех случаях, когда нужно быстро прибежать, если вдруг опаздываешь, выйти на сцену и сказать речь так, чтобы никто и в мыслях не мог представить, что вы только что мчались. Задача – натренировать дыхание, чтобы оно справлялось с движением вашего тела.

Был такой случай: я ввела в курс обучения эти упражнения и однажды присутствовала на занятии по актерскому мастерству в этой же группе. Мальчику во время исполнения этюда понадобилось отжаться от пола. Он отжимался и продолжал что-то говорить. Педагог, обсуждая этюд, похвалил ребенка: «Надо же! Дыхание не сбилось! Проговорил так, как будто и не было тяжелой физической нагрузки!» Вот какой эффект дает освоение упражнений этого раздела.

Упражнения для детей всех возрастов (от 4 до 12 лет)

1. Прыгаем и говорим текст. Выучить стихотворение «Овощи» (Тувим Юлиан, перевод С. Михалкова) и подпрыгивать вверх на ударный слог. Держать осанку – быть в вертикале. Речь должна быть четкой, внятной, должен быть слышен каждый звук, особенно окончания слов, фраз. Первый кусок текста такой:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Следить за дыханием. В конце чтения и прыгания неподготовленное дыхание сбивается с ритма, и речь звучит нечетко, глотаются последние звуки в словах. Нужно натренировать себя до такого состояния, когда другой человек, не видящий вас, даже не почувствует, что текст говорится во время движения. Когда первый кусок текста освоен, можно брать второй, потом третий. И т.д.

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Для совсем маленьких (4–5 лет) детей тяжело связать сразу два действия – и прыгать, и говорить. Поэтому, сначала стоит попросить детей попрыгать.

Я хлопаю первый раз – все дети встают в круг.

Я хлопаю второй раз – начинают прыгать по одному, начиная с (допустим, Саши) по часовой стрелке. По 4 прыжка. Можно прыгать и считать.

Я хлопаю третий раз – дети садятся на свои места.

Это упражнение еще тренирует внимание, коллективизм, координацию.

2. Прыгаем на корточках.

Я веселый, звонкий мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

А люблю того, кто скачет.

3. Прыгаем со скакалкой.

а) С детьми 4–6 лет необходимо начинать осваивать прыжки со скакалкой. Многие не умеют прыгать. Не знают, куда руки должны идти, в какой момент отрываться от пола. Поэтому, до того как прыгать и говорить, надо научиться сначала прыгать. Вызываю по одному. Каждый ребенок прыгает со скакалкой и считает вслух все прыжки: один, два, три – до пяти. После того как все дети отпрыгали, я спрашиваю по одному, кто кому понравился. Дети называют имена хорошо прыгающих или тех, с кем дружат. Всем нравится быть в числе названных.

б) Тот же текст, про овощи, можно попробовать говорить, одновременно прыгая на скакалке. Один подскок – один оборот скакалки. С детьми 10–12 лет я беру в работу текст, направленный на осознанное владение техникой речи в движении:

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно

И не прыгаю я словно.

Раз, два, раз, два, раз, два. Раз!

Можно прыгать целый час.

4. Эти же два текста с прыжками (но без скакалок) можно использовать и в группе. Дети становятся в круг и прыгают по одному, например произнося по две строчки. Следующий – другие две строчки, и т.д. Когда круг закончится, можно пропрыгать теперь всем вместе, хором произнося стихотворение (в группе от 7–12 лет).

5. Вариант предыдущего упражнения. Дети делятся на две команды. Дается время на подготовку – 5 минут. Необходимо каждой команде придумать эстрадный номер, выход, объявление: «Выступают… знаменитые прыгуны!», название своей группы, принцип прыгания – кто за кем. Отработать за отведенное время. Придумать поклоны. И показать. Другая команда исполняет роль зрителя, потом дает оценку выступлению (в группе от 7–12 лет).

6. Движения при произнесении текста можно придумать какие угодно. И приседания, и упражнения в парах.

...

Подогревайте в ребенке желание творить!

Не давайте ему заскучать!

По грибы.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем грибы искать!

Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – чистить стал,

Этот пальчик – жарить стал,

А вот этот все съел,

Оттого и потолстел!

Сгибать и разгибать пальчики на обеих руках.

На ударный слог – сгибаем, на безударный – разгибаем. Слово «два» – исключение.

Попеременно сгибать (или разгибать) пальцы на правой (или левой) руке, начиная с мизинца.

Показываем большой палец.

Хлопаем в ладоши.

Братец

– Братец, принеси дрова!

– Заболела голова!

– Средний, ты наколешь дров?

– Я сегодня нездоров!

– Ну, а ты натопишь печку?

– Ох, болит мое сердечко!

– Ты, меньшой, свари обед!

– У меня силенок нет!

– Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

– Мы уже здоровы!

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Трем кулаком о кулак.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

Гости. Русская игра

– Мама, мама!

– Что, что, что?

– Гости едут!

– Ну и что?

– Здрасьте, здрасьте,

– Чмок, чмок, чмок!

Исходное положение: ладони сомкнуть, пальцы прижать друг к другу.

Мизинцы два раза ударяются друг о друга.

Указательные пальцы ударяются друг о друга на каждое слово

Мизинцы ударяются друг о друга на каждое слово.

Указательные пальцы ударяются друг о друга на каждое слово.

Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Средний и безымянный пальцы обеих рук ударяются друг о друга три раза.

...

Выходя на сцену, смотрите на зрителя!

Попробуйте попросить помочь друзей и знакомых или родных сидеть и смотреть на вас. А вы выходите на «сцену» перед ними и просто смотрите на них. Надо постараться не отвлекаться, а просто смотреть и видеть. Лучше, если после этого вы закроете глаза и попробуете описать одежду сидящих перед вами, какого цвета волосы, глаза и т.д. Если детали вы назовете правильно, значит, вы занимались на сцене делом, а не чем-то посторонним.

Пусть возникнет пауза перед тем, как что-то начать говорить.

Упражнения на внимание для детей (от 4 до 6 лет)

1. Слушаем тишину.

Дети закрывают глаза и слушают внимательно. Все что услышат – шаги в коридоре, шум листвы за окном, разговоры, дыхание рядом сидящего, шорохи, шарканья, чихания – об этом рассказать.

2. Посмотри – пересядь.

Дети сидят на стульях в полукруге. Нужно выбрать глазками партнера и по сигналу педагога поменяться с ним местами. Нельзя кивать, договариваться словами. Повторить, но меняться уже с другими детьми.

3. Хлопки.

Педагог хлопает в ладоши один, два, три и четыре раза. Нужно договориться, что дети делают на определенное количество хлопков:

один хлопок – все бегут к окну

два хлопка – приседают

три хлопка – подпрыгивают

четыре хлопка – садятся на стульчики

4. Повторюшки

Веселая игра для разрядки и перехода на другие упражнения. Я – ведущий, дети – мои отражения в зеркале. Все, что я делаю, они должны повторить. Движения лучше придумывать веселые, необычные.

Упражнения на внимание для детей всех возрастов (от 7 до 12 лет)

1. Дружное эхо

Ведущий хлопает один раз. Дети также должны хлопнуть, но все вместе. Как один человек. Нельзя хлопать одновременно с ведущим. Это повторяет звук через небольшой промежуток времени. Также и здесь.

2. Алфавит.

Встать в линейку по алфавиту по именам. Дается 30 секунд. Ведущий вслух считает.

То же, но теперь построиться по станциям метро, улицам, на которых живут участники игры.

Словесное действие

Слово должно быть действенно! Со сцены, перед аудиторией, в классе, в спектакле надо прочесть наизусть написанный (чужой) текст так, как будто это твои мысли и чувства, как будто сам говоришь. Обычно ребенок не знает, как читать, и произносит выученный текст как-нибудь. В его звучащей речи нет присвоения материала, текст звучит безжизненно, вяло, неэмоционально.

...

Читайте стихи, тексты… выразительно!

Чтобы научиться так читать, необходимо сначала разобрать сам текст. Понять, что случилось, что произошло в тексте. Попробовать пересказать его своими словами. Увидеть то, о чем говоришь во всех подробностях. Понять, зачем говоришь это? Для чего? Кому говоришь? Кто ты? Создать образ рассказчика. Чего хочешь добиться от зрителя?

Словесное действие тренируем на небольшом материале, таком как скороговорка. Сначала скороговорку нужно отработать по звукам. Вначале это – чистоговорка.

После того как она отработана, можно нагрузить ее действием. Например, берем скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.

Какое действие можно взять? Например: приласкать. Говорим, представляя партнера угрюмым, обиженным. И этой скороговоркой приласкаем его.

Действия можно выбрать различные: убедить в своей правоте, вселить страх, разоблачить, признаться в любви, обругать и т.д.

Упражнение для детей от 4–6 лет

Два ребенка ведут диалог. Один – хозяин, другой – кот. Задача первого – уличить в краже сметаны, задача другого – не выдать себя.

– Кто нитку прядет?

– Кто, кто – кот!

– А кто ткань ткет?

– Кто, кто – кот!

– А кто куртку шьет?

– Кто, кто – кот!

– А кто из кладовки

сметану крадет?

Молчит кот.

Только облизывает рот.

Упражнения для детей от 7–12 лет

1. Скороговорки – у каждого – своя. По одному ребята читают скороговорки. Конечно же четко, звучно. Потом я даю задание: прочесть как что-то страшное, представить себе фильм ужасов. Потом рассказать как что-то смешное, анекдот. Задачи меняются – испугать, заинтриговать, поделиться секретом, рассмешить, убедить, разоблачить, обласкать, похвалить, уличить, насплетничать и т.д.

2. Дразнилка.

Первый: Жадина, жадина,

Съела шоколадину!

Второй: Съела виноградину, Смородину-громадину!

Первый: Съела девять видиков, Девятнадцать ходиков!

Второй: Девяносто гвоздиков, Десять пароходиков!

Вариант 1. Читают двое. Каждый по две строчки. Отношение. Первому жадина не нравится, он ее ругает, второму – наоборот, он от нее в восторге, и превозносит. Задача: убедить зрителей в своей правоте. Потом зрители оценивают. Голосуем – кто был убедительнее. Вариант 2. Исполнители не конфликтуют. Но оба добиваются одной цели – отругать жадину. Или наоборот, похвалить.

Видения

Когда делишься своими мыслями и чувствами, всегда видишь и знаешь, о чем говоришь. Для того чтобы присвоить чужой текст, чтоб он стал твоим, необходимо увидеть все, про что написаны стихотворение, прозаический отрывок, монолог в роли. Видеть не в общих чертах, а подробно, в деталях.

Поэтому часто, когда ученик читает наизусть выученное стихотворение, я останавливаю и прошу своими словами подробнее описать, что он видит. Прошу остальных ребят задавать вопросы по тексту. Задача исполнителя не просто подробно увидеть и рассказать. Но еще глубже проникнуть в то, что хотел сказать автор. По тому, как описывает ребенок свои видения, можно судить о глубине проникновения в атмосферу произведения. Если он холодно перечисляет, придумав на ходу что-то, чтоб только отстали, не заинтересованно, вяло, скучно, то это неверно. Если же исполнитель сам заражается от своих придумываний, то и мы, слушая, замираем и представляем все, о чем он говорит.

Вот что нужно сделать – представить себе интересные, необыкновенные видения, заразиться и передать зрителю, так, чтоб заразить и его.

Если возникают трудности в попытке увидеть что-то, то я прошу детей выполнить следующее упражнение. На примере этого упражнения я хочу показать, что в видениях своих лучше пользоваться тем, с чем в жизни постоянно сталкиваешься, что хорошо знаешь.

Любимое блюдо У каждого ребенка есть любимое и нелюбимое блюдо. Он помнит вкус, запах каждого из них. Я прошу рассказать, как готовится это блюдо. О запахах, звуках, тактильных ощущениях – все, что может ребенок вспомнить. Каким после приготовления оно становится на вкус. Дети с удовольствием вспоминают и заражают нас всеми подробностями этого процесса. Если у зрителей потекли слюнки – значит задача упражнения выполнена.

Логика речи

Речь должна быть понятна. Когда мы говорим свой текст в жизни, то не задумываемся, где сделать паузу, на каком слове поставить логическое ударение.

Чтобы чужой текст воспринимался по живому, как будто вы рождаете его здесь и сейчас, необходимо вначале разобрать его по паузам, логическим ударениям.

Многие не чувствуют, как надо читать знаки препинания.

...

Точка вместо запятой!

Часто ставят точку на месте запятой. Слушатель такой текст не понимает. Все предложение разорвано точками на несколько разных частей. Нужно научиться читать длинные предложения, усеянные запятыми, точками с запятыми, тире и т.д. Тянуть мысль, перспективу. Точка в предложении только одна! И интонация поэтому не должна опускаться слишком сильно.

Упражнения:

1. Попробуйте придумать одно предложение так, чтобы подольше его не заканчивать. Например: «Я иду сегодня в цирк, потому что люблю смотреть веселые представления с клоунами, акробатами, жонглерами и множеством дрессированных животных, которые мяукают, лают, прыгают через огненный обруч и смело совершают другие опасные прыжки над цирковой ареной…» и т.д. 2. Прочитайте вслух предложенные тексты, стараясь не ставить точек в середине предложения.

«Еду в Минск, из Минска в Пинск, из Пинска в Двинск, из Двинска в Лабинск, из Лабинска в Псков, из Пскова в Гдов, из Гдова в Львов, из Львова в Льгов, из Льгова в Покров, из Покрова в Ковров».

(М.В. Смирнова. Скороговорки в речевом тренинге. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2009)

«Проснулся на другой день он уже довольно поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу, другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела неосторожность подсесть близко к носовой ноздре, он потянул впросонках в самый нос, что заставило его крепко чихнуть, – обстоятельство, бывшее причиною его пробуждения».

(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Общение

Слово тогда будет действенным, когда направлено на партнера. Словами текста, роли исполнитель пытается чего-то добиться: убедить, доказать, заинтриговать, приласкать и т.д. Должна быть активная заинтересованность в общении. Для этого надо видеть глаза партнера, пытаться проникнуть в его мысли и чувства. Как правило, дети смотрят мимо зрителя, ничего от него не требуют. Чтобы этого избежать, я прошу их не продолжать, пока партнер не кивнет, как-то не отреагирует на фразы партнера.

1. Кормите меня кашей.

Сказать слово, фразу, предложение и не торопиться продолжить текст. Понять, что сказанная мысль дошла до адресата. Адресат может как-то отреагировать – кивнуть, например. Если говорящий уверен, что его поняли, то можно продолжить.

Каждое слово, как блюдо. Оно может быть хорошо испечено или плохо. Может быть недосоленным, кислым или чересчур пресным. Можно представить, что зритель в данном случае – это маленький ребенок, которого кормят кашей. Ведь перед тем, как давать малышу в рот, нужно каждую ложечку остудить, донести до рта малыша, понять, прожевал ли он до конца. И тогда готовить следующую ложку каши. А многие ученики «перекармливают» нас. Мы еще не успеваем «прожевать», а нам, несмотря на это, всовывают еще и еще ложку за ложкой. Многие говорящие вообще «не доносят до рта».

Рекомендуемый поурочный план

С дошкольниками занятия проходят в играх, подбирать которые нужно последовательно из разделов:

1. Осанка.

В этом разделе представлены 5 упражнений для детей 4–6 лет и 8 упражнений для детей 7–12 лет

2. Пальчиковая гимнастика.

Начинать занятия лучше с этого раздела, так как дети в этом упражнении наилучшим образом собирают внимание. Кроме того, говорят все вместе, разминают пальчики. Это как кукольный театр, только вместо кукол – свои же пальцы. Интонацию можно менять. Объяснять детям непонятные слова, придумать, как выглядит тот или иной персонаж стихотворения.

3. Развитие дыхания.

Для развития дыхания можно использовать начальные простейшие упражнения Стрельниковой – «Ладошки», «Насос», упражнения Савковой.

4. Речь в движении.

Кидаем мяч об пол и одновременно говорим стихотворение «Мяч»: «Мой веселый, звонкий мяч» и т.д.

5. С мячом.

6. Артикуляция, дикция.

7. Развитие фонематического слуха.

Занятия проходят лучше, когда строго не придерживаешься заданного плана занятия, а реагируешь на новую ситуацию, настроение, идущее от ребят.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.