logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки - доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

Особенностью работы учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьёй воспитанников является свободное творческое развитие личности ребёнка на основе свободы выбора занятий. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.

Основные задачи:

повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;

сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;

создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;

пропагандировать знания о здоровом образе жизни;

демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;

активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

Главные идеи:

семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

Центр должен помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Адресат программы

Программа адресована воспитанникам в возрасте от 6,5 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологических позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в переходном обществе, в период интенсивных экономических и социальных перемен. Данный возрастной период неслучайно характеризуется как этап естественного, но и весьма болезненного социобиологического кризиса индивидуума. Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В период наиболее выраженного роста и развития организма формирование здоровья в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий "Университет педагогических знаний"; презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:

познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;

трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;

досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы и т.д).

Методы взаимодействия:

Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.

Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.

Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.

Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.

Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.

Ожидаемые результаты:

психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;

возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;

утверждение здорового образа жизни;

активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;

создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и учреждения дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.

Оценка предполагаемых результатов:

наблюдение и анализ межличностных отношений;

контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;

участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;

отзывы детей, родителей.

Содержание программы

Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Семья и здоровье", "Семья в обществе", "Семья и ценности"

"Семья и здоровье"

Состояние счастья сильно зависит от той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П.С. Брегг

Показатель

Характеристика

Цель:

формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи:

показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;

научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;

формировать у воспитанников потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности:

пропаганда здорового образа жизни

Содержание деятельности:

акции;

социальные рекламы и сюжеты;

тематические беседы с детьми, родителями, педагогами;

игровые программы;

конкурсы;

выставки;

соревнования;

психологические занятия;

"Минутки здоровья" в образовательном процессе;

разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов;

и т.д.

Ожидаемые результаты:

овладение навыками психофизической саморегуляции;

овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.

Компенсация негативных результатов:

индивидуальный подход;

корректировка отношения к здоровью.

Ресурсное обеспечение:

Оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.

2. "Семья в обществе"

Дети - это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором совесть, ум, честность, 
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев

Показатель

Характеристика

Цели:

повышение педагогической, правовой культуры родителей;

создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;

формирование социально-активной личности гражданина.

Задачи:

содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;

сформировать модель единого культурного пространства "ребёнок - семья - социум";

ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения;

сформировать представление о социальных правах и обязанностях;

способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;

активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.

Направления деятельности:

психолого-педагогическое просвещение;

правовое просвещение.

Содержание деятельности:

экскурсии;

копилка "вопрос - ответ";

выставки;

организация работы с родителями:

лекции на следующие темы: "Типы отношений в семье", "Опасные крайности родительской любви", "Право на жизнь", "Права и обязанности родителей" и т.д.;

консультациидля родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;

совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: акция "Дерево счастья" и т.д.;

конкурс на лучшее генеалогическое дерево и т.д.;

день Открытых дверей в объединениях: "Дети любимым родителям".

Ожидаемые результаты:

овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;

овладение коммуникативными навыками;

укрепление семейных традиций;

формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.

Компенсация негативных результатов:

индивидуальный подход;

корректировка поведения, отношения на каждом этапе взаимного общения ребенка с педагогами, родителями, специалистами, с другими детьми.

Ресурсное обеспечение:

оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.

3."Семья и ценности"

Только добро, творимое человеком, 
остаётся, и благодаря ему жизнь 
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо

Показатель

Характеристика

Цели:

развитие нравственных и духовных ценностей;

раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.

Задачи:

развивать и воспитывать культуру общения;

содействовать укреплению семейных традиций;

включать воспитанников в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;

помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;

развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

Направления деятельности:

укрепление детско-родительских отношений;

формирование семейных ценностей.

Содержание деятельности:

родительский лекторий;

игровые программы;

совместные выставки;

конкурсы;

творческие вечера;

родительские собрания;

экскурсии;

и т.д.

Ожидаемые результаты:

овладение навыками культуры общения;

укрепление и развитие семейных традиций;

личностное самосовершенствование;

развитие творческого потенциала;

Компенсация негативных результатов:

индивидуальный подход.

Ресурсное обеспечение:

оптимум - микрокоманда специалистов профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.

III. План реализации программы

 

 

 

Список литературы

Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. М., 2000.

Баль Л.В. Барканова С. В., Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., 2002.

Баль Л. В. От семи до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. М., 2000.

Васильев В. Здоровье и стресс, М. 1992.

Воспитать человека. Составители: В.А.Березина, Л.И.Виноградова. М., 2003г.

Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: кн. для учителей: М., 1992.

Лоранский Д. Н. , Лукьянов В. С. Азбука здоровья: кн. для молодежи. М., 1990.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2004г.

Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа. М., 1999.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М., 1994.

Уроков И. Г. Наркомания: мифы и действительность. М., 1990.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.

Шемшурина А. И. Основы этической культуры: Кн. для учит. М., 1999.

Шмаков С. А. Досуг школьника. М., 1996.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.