logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В Концепции модернизации российского образования на период ставится задача по формированию "целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования”.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что "проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора”.

С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, мною разработана программа кружка "Я– исследователь”. Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 часа, 2–4 классы по 34 часа год в каждом классе, на 1 час в неделю. Занятия проводятся по 40 минут.

Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1–2 неделями.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. В данной программе понятие "проект” вводится не сразу. Дети начинают знакомство с данной деятельностью постепенно: в 1 классе вводятся творческие мини-проекты, что особенно близко учащимся данного возраста, знакомство с другими видами проектов продолжается во 2–3 классе, в 4 классе вводится самый сложный вид проектов – исследовательский. Учитель постепенно формирует у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Цель программы кружкаформирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Задачи:
– формировать навыки сотрудничества;
– формирование у учащихся научных взглядов, творческого мышления и трудолюбия;
– развитие интереса выработки первичных практических навыков в опытной, экспериментальной и творческой работах, побуждение учащихся к углубленному изучению различных областей науки, техники и искусства;
– создание новых форм и методик эффективного развития творческих способностей учащихся, формирование основ проектной культуры;
– формирование умений и навыков работы с информацией (умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а так же способность понимать и проникать в смысл текстов адекватно авторскому замыслу);
– формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Планируемые результаты:

Уровень сформированности коммуникативной компетентности.

Письменная коммуникация.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе).

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.

Уровень сформированности информационной компетентности.

Поиск информации.

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.

Уровень сформированности компетентности решения проблем.

Постановка проблемы.

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата.

Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Программа кружка состоит из разделов:

Мир вокруг: учимся задавать вопросы.

Учимся сотрудничать.

Основы проектной деятельности.

Работа над проектом.

В первом разделе предлагается обратить внимание детей на окружающий мир, учить задавать вопросы, развивать любознательность.

В разделе "Учимся сотрудничать” можно использовать игры на формирование навыков сотрудничества из сборника Клауса Фопеля "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов”. Данные игры предлагается проводить с учениками 1 класса с целью подготовки к работе в команде. Здесь же предлагаются первые групповые проекты.

В третьем разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.

В четвертом разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. В программу кружка включены часы для работу над проектами по темам по выбору учителя.

Основные разделы программы, формы, ожидаемый воспитательный результат.

№ п/п

Тема раздела.

Форма.

Уровень.
Ожидаемый воспитательный результат.

1

Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества.

Интерактивная игра.

II уровень.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Основы проектной деятельности.

Беседа.

I уровень.

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Тренинг.

II уровень.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Работа над проектом.

Работа над проектом.

II уровень.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Консультация преподавателя.

I уровень.

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Презентация. готового продукта

II уровень.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

III уровень.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

Список литературы:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

Метод проектов.

Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.

Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе.

Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы "Основы проектной деятельности”. – Самара: Изд-во "Профи”, 2003.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.