Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Концепции модернизации российского образования на период ставится задача по формированию "целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования”.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что "проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора”.
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, мною разработана программа кружка "Я– исследователь”. Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 часа, 2–4 классы по 34 часа год в каждом классе, на 1 час в неделю. Занятия проводятся по 40 минут.
Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1–2 неделями.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. В данной программе понятие "проект” вводится не сразу. Дети начинают знакомство с данной деятельностью постепенно: в 1 классе вводятся творческие мини-проекты, что особенно близко учащимся данного возраста, знакомство с другими видами проектов продолжается во 2–3 классе, в 4 классе вводится самый сложный вид проектов – исследовательский. Учитель постепенно формирует у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Цель программы кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи:
– формировать навыки сотрудничества;
– формирование у учащихся научных взглядов, творческого мышления и трудолюбия;
– развитие интереса выработки первичных практических навыков в опытной, экспериментальной и творческой работах, побуждение учащихся к углубленному изучению различных областей науки, техники и искусства;
– создание новых форм и методик эффективного развития творческих способностей учащихся, формирование основ проектной культуры;
– формирование умений и навыков работы с информацией (умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а так же способность понимать и проникать в смысл текстов адекватно авторскому замыслу);
– формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Планируемые результаты:
Уровень сформированности коммуникативной компетентности.
Письменная коммуникация. |
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация. |
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. |
|
Продуктивная коммуникация (работа в группе). |
Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
Уровень сформированности информационной компетентности.
Поиск информации. |
Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. |
|
Обработка информации. |
Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
Уровень сформированности компетентности решения проблем.
Постановка проблемы. |
Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование. |
Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. |
|
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. |
|
Оценка результата. |
Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Программа кружка состоит из разделов:
Мир вокруг: учимся задавать вопросы.
Учимся сотрудничать.
Основы проектной деятельности.
Работа над проектом.
В первом разделе предлагается обратить внимание детей на окружающий мир, учить задавать вопросы, развивать любознательность.
В разделе "Учимся сотрудничать” можно использовать игры на формирование навыков сотрудничества из сборника Клауса Фопеля "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов”. Данные игры предлагается проводить с учениками 1 класса с целью подготовки к работе в команде. Здесь же предлагаются первые групповые проекты.
В третьем разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В четвертом разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. В программу кружка включены часы для работу над проектами по темам по выбору учителя.
Основные разделы программы, формы, ожидаемый воспитательный результат.
№ п/п |
Тема раздела. |
Форма. |
Уровень. |
1 |
Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества. |
Интерактивная игра. |
II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 |
Основы проектной деятельности. |
Беседа. |
I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Тренинг. |
II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
||
3 |
Работа над проектом. |
Работа над проектом. |
II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Консультация преподавателя. |
I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
||
Презентация. готового продукта |
II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
||
III уровень. Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
Список литературы:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
Метод проектов.
Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе.
Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы "Основы проектной деятельности”. – Самара: Изд-во "Профи”, 2003.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/