logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Направленность ДО-программы

Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по предметам естественно цикла, их межпредметным связям; понимание и осознание учащимися важной роли химии в научно–техническом прогрессе: смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на развитие общества, его эволюцию.

Цели:

Программа рассчитана на:

формирование у учащихся научно-технического мировоззрения;

осознание учащимися социальной значимости рассматриваемых проблем;

понимание ими необходимости осознанного выбора будущей профессии;

формирование у них активной жизненной позиции;

воспитание у них чувства патриотизма.

Задачи

Развивать познавательные способности учащихся.

Развивать аналитическое мышление.

Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН.

Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками.

Совершенствовать ЗУН по проведению исследований (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение).

Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ.

Развивать умение оформлять проекты, делать презентации.

Развивать умение видеть и определять приоритеты инновационных технологий.

Познакомить учащихся с основами различных химических производств (устройство, принцип действия аппаратов, научные принципы производства).

Ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в моделировании и конструировании процессов и аппаратов химических производств.

Развивать умения и навыки моделирования и конструирования (создание макетов химических производств на практических занятиях)

Совершенствовать практические умения и навыки по проведению химического эксперимента.

Отличительные особенности данной ДО – программы: Программа с социально-значимой направленностью

Возраст детей: 9–11 классы.

Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии

Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций, моделей химических производств, моделей молекул, получение химических веществ "Большой химии”

Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах, семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских)

Содержание дополнительной образовательной программы

Образовательная программа " Химия и научно – технический прогресс” предусматривает рассмотрение некоторых глобальных проблем человечества, пути и способы разрешения их. Новые подходы, новое мышление, создание и использование " революционно – прорывных” инновационных технологий – необходимое требование сегодняшнего дня в решении актуальнейших задач, как в мире, так и в нашей стране.

Смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на технический прогресс в обществе. Роль химии при этом всегда была и остается значительной.

В связи с этим в курсе рассматривается роль химии в научно – техническом прогрессе общества, рассматривается проблема необходимости развития химической промышленности опережающими темпами по отношению к другим отраслям народного хозяйства, необходимости синтеза новых веществ и композиций с заданными свойствами, нужных для решения задач в разных сферах жизни и деятельности человека.

Рассматривается, как конкретно химия способствует развитию машиностроения, авиастроения, электроники, космической техники, легкой промышленности, медицины, пищевой промышленности и др., а значит, способствует научно – техническому прогрессу и развитию общества в целом, т.е. его эволюции. Поэтому в программе рассматриваются проблемы сохранения органического сырья для нужд химической промышленности, разработки и создания принципиально новых альтернативных источников энергии, усовершенствования уже имеющихся технологий.

В программе предусмотрено рассмотрение таких важных аспектов нашей жизни как сохранение здоровья человека, продление лет его жизни. Обеспечение населения продукцией фарминдустрии – одно из важнейших направлений в деятельности ученых – химиков, инженеров, химиков – технологов.

Демографическая проблема особенно актуальна на сегодняшний день в нашей стране.

Новые подходы, новые технологии дают возможность решать некоторые сложные проблемы репродукции человека и планирования семьи. Хотя данная проблема требует к себе более серьезного и комплексного подхода.

Население планеты увеличивается. И проблема обеспечения продуктами питания его является архиважной. Успехи в синтезе белка, создание искусственной и синтетической пищи, геномодифицированных продуктов обнадеживают мир. Хотя здесь еще имеется много своих вопросов и проблем.

Решение экологических проблем также требует от человечества нового подхода и нового мышления. О разумном созидании, разумной деятельности человека говорил еще В.И. Вернадский. Он считал, что биосфера должна стать ноосферой – сферой разума.

Дополнительная образовательная программа рассчитана не только на формирование научно – технического мировоззрения учащихся, но и призывает молодых людей к практическим делам и свершениям, активному участию их в созидательном труде.

В программе предусмотрено выполнение практических работ учащимися, проведение экскурсий в музеи и на заводы; написание рефератов или создание проектов по ходу этого курса. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении тех или иных проблем на уроках, связанных с темой "Химия и научно – технический прогресс”, представляют свои работы, презентации и готовят, таким образом, себя и других учащихся к более осознанному выбору профессии.

Методическое обеспечение ДО программы

Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии

Приемы организации УВП:

Словесные (лекции, семинары, беседы)

Наглядные (демонстрации объектов, процессов)

Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)

Методы организации УВП:

Объяснительно-иллюстративный

Метод проблемного изложения

Методы научных исследований

Дидактический материал

Учебники, пособия, справочники

Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)

Тематические слайды

Аудиовидеофильмы, – фрагменты

Тренажеры для выполнения упражнений

Образцы творческих работ учащихся

Коллекции

Таблицы, схемы, рисунки

Модели производств

Образцы творческих работ учащихся

Техническое оснащение занятий:

Компьютер, сканер, принтер,

мультимедийный проектор, оверхедпроектор

видеодвойка, интерактивная доска

Internet

Химическая лаборатория

Аудиовидеотека

К-дискотека

Тематическое планирование
программы по дополнительному образованию
"Химия и научно-технический прогресс”

Темы занятий

Число часов

1

Глобальные проблемы человечества

1

2

Новое мышление по решению глобальных проблем

1

3

Роль химии в научно – техническом прогрессе

2

4

Опережающие темпы развития химической промышленности – необходимый фактор для технического прогресса

1

5

Современные конструкционные материалы

1

6

21 век – век новых материалов

2

7

21 век – век новых технологий

2

8

Органическое сырье – химикам!

1

9

Альтернативные источники энергии

2

10

Возобновляемые источники энергии. Перспективы в использовании их

2

11

Ядерная энергетика. Перспективы в использовании ее

2

12

Термоядерная энергетика. Перспективы в использовании ее

1

13

Гелий -3 – лунное топливо. Перспективы в использовании его

1

14

Водородное топливо. Перспективы в использовании его

1

15

Использование нанотехнологий в энергетике

1

16

Соперники бензина

1

17

Искусственная нефть из каменного угля. Работы Бергиуса

1

18

Подземная газификация топлива – идея Менделеева

1

19

Искусственная нефть из газа. Работы Фишера – Тропша

1

20

Современные биотехнологии – топливо из биомассы

1

21

Вещества "Большой химии”. Синтезы неорганических веществ

2

22

Вещества "Большой химии”. Синтезы органических веществ

2

23

Практическая работа "Получение неорганических веществ”

2

24

Практическая работа " Получение органических веществ”

2

25

Практическая работа "Моделирование молекул”

2

26

Современное химическое производство. Научные принципы производства. Перспективы в развитии

2

27

Экскурсия в Политехнический музей – "Химическое производство”

1

28

Практическая работа по моделированию и конструированию (создание макетов химических производств)

2

29

Металлургическое производство. Перспективные направления

2

30

Экскурсия в Политехнический музей – "Металлургия”

1

31

Мир электронной техники. Полупроводниковые материалы. "Кремниевая долина”

1

32

Строительные материалы. Скоростная стройка

1

33

Материалы для авиационной и космической техники

1

34

Материалы для легкой промышленности

1

35

Автомобилестроение. Материалы, топливо, присадки. Электромобиль

1

36

Демографическая проблема. Планирование семьи и репродукции человека. Использование новейших технологий в медицине

2

37

Болезни века. Фармхимия на страже жизни и здоровья людей

2

38

Новейшие технологии в лечении болезней

2

39

Проблема пищевых продуктов. Синтетическая пища

2

40

Успехи в синтезе белка. Белково-витаминные концентраты (БВК)

1

41

Транс-жиры

1

42

Генномодифицированные продукты. Вред и польза

1

43

Некоторые проблемы сельского хозяйства решают химики

1

44

Освоение природных ресурсов в суровых климатических зонах. Материалы, снаряжение, оборудование

1

45

Решение экологических проблем. Биосфера. Ноосфера

1

Итого

63

Список литературы

"Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.

"Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.

"Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.

Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. "Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.

Поллер З. "Химия на пути в третье тысячелетие”, 1982.

"Chemcom”. "Химия и общество” (американское химическое общество), 1995.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Книга по химии”, 1995.

Максименко О.Б. "Домашняя образовательная библиотека”, 2003.

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. "Химия” 8, 9 класс, 2005.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. "Химия” 8–11, 2009.

Габриелян О.С. "Настольная книга учителя химии”, 9 класс, 2001.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. "Методическое пособие”. Химия 11 класс, 2003.

Колтун М. "Мир химии” – М.: Детская литература, 1988.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.