logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников есть актуальная педагогическая задача.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Анализ состояния здоровья основной категории - школьников показывает, что 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. По данным Минздрава, до 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушения органов зрения 64% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается.

В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

Актуальность предлагаемой программы заключается в создании у школьников мотивации на здоровый образ жизни.

Программа общим объемом 34 часа предлагается учащимся 1-4-го класса и учащимся 5-7-х классов отнесенных к подготовительной группе.

Цель программы повышение или поддержание уровня физической дееспособности и здоровья учащихся

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

овладение школой движений;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.

В результате освоения программы учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития.

Уровень развития учащихся оканчивающих курс здоровьесберегающей программы.

Знать и иметь представление:

Уметь:

Здоровьесберегающие уроки

о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения.

правильно выполнять комплексы утренней коррегирующей гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

вести дневник самонаблюдения за физическим развитием, контролировать режим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

организовывать и проводить самостоятельные занятия;

уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий.

1.1 Цели и задачи.

Каждый здоровьесберегающий урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи. На каждом уроке решается, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Итогом решения образовательных задач урока должны стать выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. Большое внимание учитель должен уделять воспитанию у детей любознательности, честности, творческой инициативы, а также содействовать развитию психических процессов.

1.2 Организационно-методические указания.

Каждый здоровьесберегающий урок является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся, возрастных особенностей.

Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.

При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.

Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.

Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.

Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.

Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. При оценке достижений ученика в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам здоровьесберегающий технологий, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста, учитель должен стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно для мальчиков и девочек.

Учебно-тематический план

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов

1

Основы знаний о здоровом образе жизни

В процессе занятий

2

Профилактика и коррекция нарушений осанки

5

2.1

Подвижные игры для профилактики нарушений осанки

2

3

Профилактика и коррекция плоскостопия

5

4

Оздоровительный бег и ходьба

5

4.1

Подвижные игры с элементами бега и ходьбы

3

5

Профилактика близорукости и сохранение хорошего зрения

4

6

Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

3

7

Физкультурные минутки и физкультурные паузы

3

8

Общая физическая подготовка

4

Содержание программы

1.4.1 Основы знаний о здоровом образе жизни.

Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положение тела в пространстве (стойки, висы, седы, упоры). Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья.

1.4.2 Профилактика и коррекция нарушений осанки.

Правильная осанка и неправильная осанка. Разновидности нарушения осанки. Положение позвоночного столба. Нагрузка на позвоночник при поднятии тяжести. Упражнения для формирования правильной осанки.

1.4.3 Подвижные игры для профилактики нарушений осанки.

"Не урони мешочек”, "Салки”.

1.4.4 Профилактика и коррекция плоскостопия.

Формы стопы. Упражнения для профилактики и коррекции: сидя и лежа, сидя и стоя, в движении.

1.4.5 Оздоровительный бег и ходьба.

Воздействие оздоровительного бега и ходьбы на организм человека. Отличие оздоровительного бега и ходьбы от спортивного бега и ходьбы. Продолжительность бега и ходьбы в зависимости от группы здоровья.

1.4.6 Подвижные игры с элементами бега и ходьбы.

"Два мороза”, "К своим флажкам”, "Пустое место”, "Белые медведи”.

1.4.7 Профилактика близорукости и хорошего зрения.

Причины близорукости. Общеразвивающие упражнения и специальные упражнения для мышц глаз. Профилактические меры.

1.4.8 Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

Основная цель контроля: педагогическое наблюдение, опрос, измерение ЧСС. Внешние признаки утомления. Тестирование физической подготовленности. Самоконтроль. Объективные и субъективные показатели. Дневник самонаблюдения и его разделы.

1.4.9 Физкультурные минутки и физкультурные паузы.

Комплексы физминуток. Комплекс упражнений физкультпаузы.

1.4.10 Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка включает в себя комплекс упражнений на укрепление основных групп мышц.

Список литературы

Гуревич, И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию [Текст] / И.А. Гуревич. – Минск. : Высшая школа, 1994 – 319 с.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М. : НЦ ЭНАС, 2003. – 184 с.

Погадаев, Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 кл. [Текст] : Метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – М. : Дрофа, 2005. – 110 с.

Попов, С.В. Валеология в школе и дома [Текст] / Практ. Пособие. И.А. Гуревич. – Мн.: Высшая школа, 1994. – 319 с.

6. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М. : Владос, 2003. – 112 с.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.