logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Глава 1. Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.

Глава 2. Комплексно-целевая программа "Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МОУ СОШ №18.

В экологически неблагоприятном Кузбассе с его техносферной специализацией состояние здоровья населения, а особенно детей, вызывает обоснованное беспокойство.

В Кемеровской области, как и в целом, по России, происходит увеличение количества детей с проблемами развития. В последнее время особое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника аблюдается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 10-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50 учащихся нуждаются в помощи психолога.

Результаты диспансеризации, которую прошли 640 тысяч кузбасских детей в возрасте до 17 лет, показывают, что 42,6% детей относительно здоровы, хронические патологии имеют 57,4%; в школах хронические патологии возрастают до 63%, в интернатах - до78,3%.

При обследовании обучающихся Муниципального образовательного учреждения средней школы № 18 получены следующие результаты: полностью здоровы 25%, остальные имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной системы (частые бронхиты, риниты, гаймориты, бронхиальная астма) и пищеварительной системы (гастриты, ДЖВП и др.).

Такое состояние здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательного учреждения, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.

Ситуация в нашем регионе была бы более критической, если бы еще с 1992 года в области не стали активно внедряться мероприятия, направленные на формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения.

В Кузбассе интенсивно и целенаправленно при поддержке областной и муниципальной администраций в течение ряда лет развивается валеологическое движение, основанное на строго научном подходе к проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья. В КемГУ и его филиалах, ОПВЦ, КРИПКиПРО, КузГПА, ИПК г. Новокузнецка апробирован целый комплекс научных и практических педагогических и психолого-физиологических разработок, целевым назначением которых является здравоцентристская парадигма, направленная на сохранение интеллектуального, психического и физического здоровья обучающихся на всех этапах образования.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Высокая практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили необходимость разработки комплексно-целевой программы "Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса”.

На основании вышесказанного определили следующую цель: на основе обобщения теоретико-практических данных разработать комплексно-целевую программу, способствующую сохранению и развитию здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Обобщить и проанализировать состояние вопроса в теории и практике;

2) Разработать комплексно-целевую программу "Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса” школы №18 поселка Мундыбаш.

3) Оценить эффективность внедрения первого и второго этапов комплексно-целевой программы.

Методы: в работе использованы методы проектирования и наблюдения.

Структура: данная работа содержит введение, две основные главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Здоровьесберегающие составляющие в воспитательно-образовательном процессе

В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья (Смирнов, 2005).

Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы формирования здоровьесберегающей образовательной среды должно включать: оценку санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребенка среды и условий жизнедеятельности - широкого комплекса эколого-гигиенических, социально - экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов; научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания; разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости; снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья; реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности, "критических” периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам; работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни; организацию здоровьесберегающего учебного процесса; создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности; организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):

Стрессовая педагогическая тактика.

Интенсификация учебного процесса.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностей школьников.

Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.

Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.

Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.

Провалы в существующей системе физического воспитания.

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка ксамостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.

Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий конкретной школы может как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как внешние по отношению к развивающейся личности ребенка (формы обучения и внеклассной работы, специфика стиля педагогического общения, общий психологический климат класса и школы и др.), так и внутренние (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой школьной среды, т. к. вряд ли возможно "оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов и психологов должны быть совместными и направлены на оба типа условий.

Отношение к здоровью в системе образования имеет большое значение в связи с тем, образовательные учреждения являются важнейшим звеном в социализации личности, где среди прочих ценностей ребенком может усваиваться и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни.

Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся.

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить соответствующие коррекионные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечении успешности учебной и внеклассной школьной деятельности, ее минимальной физической и нервно-психической "стоимости”.

Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Школа в силах создать условия для сохранения и развития здоровья и главным компонентом для решения этой проблемы является разработка программы по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно- образовательного процесса.

Глава 2. Программа "Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МОУ СОШ №18”

2. 1 Цель и задачи программы

Цель программы: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

Провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся.

Сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся.

Формировать у обучающихся систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Обучать участников воспитательно-образовательного процесса навыкам сохранения и укрепления здоровья.

Консультировать обучающихся, родителей, педагогов по вопросам здоровьесбережения.

Разработать систему оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику коррекцию нарушений здоровья.

Далее программа содержит следующие подглавы:

Информационная справка о школе, которая включает в себя характеристику контингента обучающихся, характеристику кадрового состава, связь с социальными партнерами;

Принципы организации здоровьесберегающей работы по реализации в школе комплексно-целевой программы.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап (констатирующий) 20...-20... учебный год

Цель: выявление проблемы и обоснование актуальности эксперимента

Задачи:

- создание рабочей группы

- оценка имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, организационных, информационных)

- распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта

- выявление структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье обучающихся

- анализ актуальности рассматриваемой проблемы (изучение медкарт, тестирование, диагностика)

- разработка программы мониторинга

- составление Карты индивидуальных показателей обучающихся.

2. Прогностический этап

Цель: разработка программы опытно-экспериментальной работы

Задачи:

- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровья

- подготовка кадров

- изменение содержания воспитательно-образовательного процесса

3. Организационный этап

Цель: научно-методическое обеспечение здоровьесберегающего аспекта воспитательно-образовательного процесса

Задачи:

- составление диагностической программы

- подготовка диагностических материалов (тесты)

4. Практический этап

Цель: реализация разработанного здоровьесберегающего портала воспитательно-образовательного процесса

Задачи: экспериментальная апробация программы

Обобщающий этап

Цель: анализ результатов эксперимента

Задачи: 

обработка и анализ полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью;

корректировка исследования описание хода и результатов эксперимента.

Реализация начальных этапов экспериментальной работы.

1. Диагностический этап:В школе на сегодняшний момент создан центр здоровья, который тесно сотрудничает с научно-методическим центром и общественными организациями нашего поселка.

В школьном центре здоровья ведется работа и прослеживается тесное сотрудничество психолога, социального педагога, учителей физкультуры, руководителей спортивных секций, медицинского работника, координатора профильного обучения (Схема №1).

Координируют работу центра директор школы, совет школы, ученический комитет, педсовет и родительский комитет.

Оценка имеющихся ресурсов

Анализ ресурсов, необходимых для реализации программы, показал, что необходимо:

укрепить материально-техническую базу образовательного учреждения (приобретение ТСО, переоборудование спортзала, подготовка баз для оздоровления детей. . . );

расширить научно-методическое обеспечение (дидактический материал; программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья);

провести плановое обучение педагогического коллектива и родителей в вопросах здоровья.

Анализ актуальности рассматриваемой проблемы

Предварительный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем (табл. 2), существование которых обусловило необходимость активного внедрения оздоровительного направления в воспитательно-образовательный процесс школы.

Таблица 2 Распределение учащихся по группам здоровья

Класс

I группа

II группа

III группа

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

1-4

73

40

77

42

32

18

5-9

55

30

60

34

67

36

10-11

10

5

73

40

99

55

Мониторинг учащихся

Разработка и внедрение мониторинга является обязательным условием сохранения и укрепления здоровья детей. Он может послужить основой сотрудничества органов образования, здравоохранения, общественности, школы и родителей в решении многих проблем. Областью применения мониторинга являются:

Обучение на основе здоровьесберегающих принципов организации учебного процесса

Коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;

Формирование ценностного отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни;

Профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркомании и т. д. )

Социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;

Физкультурно-оздоровительная спортивная работа с детьми и подростками;

Профессиональная ориентация о профотбор.

Мониторинг здоровья происходит в несколько этапов:

1 этап — тестирование - проводится медицинской сестрой совместно с педагогом физического воспитания в соответствии с приказом Минобразования России №857 от 15. 03. 2002 "Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья, населения, физического развития детей, подростков и молодежи”. На этом этапе в проведении мониторинга помогают психолог, классные руководители, воспитатели.

2 этап — общий педиатрический осмотр.

3 этап — направления детей с выявленными отклонениями на дополнительное обследование к врачам - узким специалистам.

4 этап — обобщение данных.

5 этап — составление индивидуальной программы сохранения, укрепления и развития здоровья.

2. Прогностический этап

Реализация программы включает обучение педагогического коллектива через педагогические часы и семинары, методические объединения, стендовую информацию, групповые и индивидуальные консультации; родителей учащихся - через стендовую информацию, родительские собрания, индивидуальные консультации.

В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание следующих учебных дисциплин :

Основы безопасности жизнедеятельности.

Мир вокруг нас.

Физическая культура.

Окружающий мир.

Информационная культура.

Природоведение.

Биология.

Для формирования знаний по ЗОЖ необходимы системность, непрерывность и преемственность.

В ходе реализации первых двух этапов комплексно-целевой программы, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс, мы достигли немало колоссальных, на наш взгляд, результатов: 1. Достигли улучшения общего физического состояния учащихся и преподавателей. 2. Восстановили положительное эмоциональное восприятие школы. 3. Обеспечили оптимальное соотношение продолжительности труда и отдыха. 4. Добились повышения успеваемости. 5 Повысили показатели занимаемых мест в спортивных состязаниях 6. среди школ поселка и города. 7. Достигли эффективности работы с родителями. 8. Укрепили сотрудничество с социальными партнерами в области
физкультуры и спорта.

При полном отсутствии финансирования и технических средств осуществление данных результатов проходило благодаря созданию целого комплекса организационных мероприятий:

1. В начальной школе на уроках повышенной сложности проводили физкультурные паузы и физкультурные минутки;

Установили перемены между уроками не менее 10 минут, большой перемены - не менее 15 минут;

3. Во время перемен организовывали любые формы двигательной активности (подвижные игры, настольный теннис, игры со скакалкой и т. д. );

4. После перемен проводили проветривание холла школы;

5. На уроках физической культуры выполняли комплексы общеукрепляющих упражнений, уделив особое внимание:

снятию тонического напряжению мышц туловища, возникающему вследствие продолжительного пребывания учащихся в положении сидя;

восстановлению суставной подвижности, в особенности подвижности шейного и грудного отделов позвоночника;

наращиванию функционального резерва кардиореспираторной системы;

развитию и укреплению мелкой моторики кисти у первоклассников;

применению упражнений по повышению устойчивости организма к гипоксии;

б. Обеспечили свободный доступ в спортзалы и на спортивные площадки школы в вечерние часы рабочих дней недели и в течение всего выходного дня;

7. организовали групповые экспресс - соревнования в часы работы спортзала;

8. организовали в школе кружки, способствующие уменьшению дефицита двигательной активности (танцевальный кружок, ритмика и т. д. );

9. Систематически организовывали дискотеки для старшеклассников;

10. Для желающих предлагали обучение простым приемам дыхательной гимнастики с целью повышения устойчивости организма к гипоксии:

12. Снижали уровень психического напряжения посредством улучшения эмоционального фона урока;

12. Для желающих проводили обучение методам релаксации;

13. Оказали консультативную помощь педагогам в профилактике психомоторного перенапряжения учащихся;

14. Стремились строже соблюдать гигиенические нормы организации учебно- воспитательного процесса. Особое внимание уделили недельному объему учебной нагрузки, продолжительности перемен, продолжительности выполнения домашних заданий;

15. Скорректировали расписание занятий на понедельник, переместив предметы повышенной трудности на другие дни недели (или оставив на понедельник не более одного предмета повышенной трудности);

16. Рекомендовали исключить домашние задания на выходной день;

17. Рекомендовали педагогам-предметникам повысить плотность урока без увеличения продолжительности рабочей недели с целью освобождения времени на подготовку части домашнего задания в период урока.

В результате реализации данной программы физическое состояние учащихся к концу учебного года достоверно улучшилось. Улучшение физического благополучия оказалось тем выше, чем полнее были реализованы пункты оздоровительной программы. Изменение составляющих показателя физического благополучия было не всегда однонаправленным. Так, психомоторное напряжение к концу учебного года имело тенденцию к уменьшению во всех возрастных группах. Кроме старшеклассников. При оценке эффективности адаптации к физической нагрузке улучшение отмечалось в группе выпускников начальной школы и у старшеклассников. У остальных учащихся отличия были незначительными. Работоспособность сердца достоверно улучшалась у детей 9 класса. Менее очевидное улучшение отмечалось у детей 1-го, 5-го и 11-го классов. Показатель общей утомляемости к концу недели закономерно зависел от возраста, явно улучшился у старшеклассников и остался неизменным у детей остальных возрастных групп. И, наконец, количество детей с выраженным простудным заболеванием явно снизилось в группах детей 1-го, 5-го и 9-го классов.

Сопоставление физиологических и психологических характеристик показало, что чем выше был достигнут в классе уровень физического благополучия, тем ниже оказался уровень тревожности, тем выше был интегральный показатель психологического благополучия, но тем ниже уровень развития логического мышления.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.