logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на учащихся 6-7 классов. (1 год обучения)

Основное содержание программы включает в себя следующие разделы:

биоразнообразие Чувашской Республики (царства живой природы); 

экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование; 

взаимосвязи организмов и окружающей среды;

практическая деятельность (исследовательская работа, природоохранная деятельность, походы и экскурсии)


Содержание программы дополняет и систематизирует знания, полученные на уроках биологии. Рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 64 часа.


Цели и задачи:

Программа кружка «Юный Эколог» направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание от­ветственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному на­следию. 


Основные задачи:

овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями; 

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; 

гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; 

установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; 

подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.



Содержание


Многообразие растений в Чувашии. 

Основные систематические группы:Водоросли. Многообразие водорослей и их значение. Охраняемые виды водорослей ЧР

Папоротниковидные. Охраняемые виды

Голосеменные. 

Покрытосеменные.

Основные семейства цветковых растений в Чувашии. 

Ядовитые растения. 

Сорные растения.

Лекарственные растения. 

Древесные растения населенных пунктов Чувашии. 

Леса Чувашии и их характеристика. Дубравы. 

Охрана лесов: Музей леса Чувашской Республики. 

Ископаемые и реликтовые растения Чувашии: магнолии, пальмы, древовидные папоротники, гинкго, секвойя, тюльпанное дерево, актинидия 

Реликтовые растения: толокнянка обыкновенная, клюква болотная, черника, майник двулистный и др.

Важнейшие сельскохозяйственные культуры ЧР. Разнообразие районированных сортов культурных растений. 

Основные отрасли растениеводства в Чувашии. 

Овощеводство. 

Садоводство: местные районированные сорта. Вклад чувашских селекционеров в развитие садоводства в регионе.

Охраняемые виды цветковых растений.

Ботанические заказники. 

Красная книга растений ЧР.

Работа с определителем и гербариями «Определение растений своей местности». 

Работа на пришкольном учебно-опытном участке. 

Составление гербария.

Разнообразие грибов в ЧР: около 100 видов. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты: грибы-паразиты чувашских дубрав (трутовики). 

Охраняемые виды грибов. Разнообразие грибов в ЧР: Редкие и исчезающие грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами в регионе.

Лишайники хвойных лесов Чувашии. 

Лишайники как биоиндикаторы среды.

Зоология - наука о царстве Животные. Отличие живот­ных от растений. 

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. 

Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных со­обществах. 

Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Понятие о биоценозе, биогео­ценозе и экосистеме.

Многообразие животного мира Чувашской Республики. Зоогеографическая карта ЧР. 

Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обита­ние в сообществах на примере ЧР.

Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубо­вого шелкопрядов. 

Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Пчелы и мура­вьи - общественные насекомые. 

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверх­паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотиче­ское и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве ЧР. 

Охрана насекомых в России и Чувашии. Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда). 

Змеи, ужи, гадюки. Действие змеиного яда. Предо­хранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере ЧР.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеяд­ные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональ­ное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие поро­ды домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории деревни Старые Урмары.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Значение млекопитающих. Регулирование их численно­сти в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и про­мысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей в ЧР. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматиза­ции. Рациональное использование и охрана млекопитающих в ЧР.

Домашние звери. Дикие предки домашних животных.Основные породы сельскохозяйственных животных. Племенные предприятия в Чувашии.

Ископаемые животные Чувашии: брахиоподы, трилобиты, белемниты, аммониты, морские ежи, мшанки, саблезубые тигры, пещерные носороги, мамонты и др.

Охрана растительного и животного мира ЧР. Красная книга ЧР.

ООПТ: государственный заповедник «Присурский», Национальный парк «Чаваш вармане», орнитологические, энтомологические и др. заказники. Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия ЧР. 

Практическая работа: Работа с определителем и коллекциями «Определение животных своей местности». 

Фотоохота. Подсчет птиц. Определение птиц по голосам.

Резервное время – 11 часов (Практическая природоохранная деятельность).



Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны 

знать/ понимать:

-особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;

-особенности строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;

-важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;

-основные породы сельскохозяйственных животных и птиц, разводимых в хозяйствах края;

-важнейших вредителей и паразитов растений, животных, человека, встречающих в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;

-местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;

-особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;

-значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

-местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;

-важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;


уметь:

определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;

распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных, смену биогеоценозов, роль местных растений и животных в природе и жизни человека;

анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;

проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и фауны края для подготовки рефератов и т.д.;


использовать приобретенные знания и умения на практике:

проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке; 

соблюдать правила поведения в природе.

оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями;


убедиться в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования природных ресурсов.

^Программа работы кружка «Юный эколог» 2 год обучения

2 часа в неделю (всего 64 часа)

Цели обучения

овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями; 

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; 

гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.



Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

Экскурсия «Многообразие видов». 

Биогеоценоз или экосистема. 

Экологические системы (аквариум, агроценоз, биоценоз пресноводного водоема).

Создание модели-аппликации «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек».

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Разнообразие видов, популяций в экосистемах, его значение. 

Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме.

Экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания». 

Изменчивость признаков у растений, животных и человека.

Пищевые связи между популяциями. 

Трофические связи в биогеоценозах (практическая работа)

Цепи питания. 

Организмы – продуценты, консументы, редуценты. 

Круговорот веществ и его значение.

Изменения в экосистемах.

Агроэкосистемы, их особенности. 

Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения».

Охрана экосистем – основа сохранения видов.

Биосфера – биологическая оболочка Земли, ее границы, распространение в ней биомассы.

Живое вещество и его роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернадского.

Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия.

Экскурсия «Голоса птиц».

Биоразнообразие ЧР.

Глобальные экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Заповедники и заказники ЧР.

Способы размножения растений в природе 

Изменчивость организмов 

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе 

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (племенная ферма).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Резервное время– 30 часов. Практические занятия (посадка деревьев, экологические акции, очищение оврагов, родников, помощь ППФ «Урмарская», работа на пришкольном УОУ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, НПК конференции).

 

 


Литература для учителей и учащихся:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. 

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты/ Дизайн обложки А.С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.

Брикетти П. Птицы: [Справочник]/ П.Брикетти; Пер. с итал. Т.А.Васильевой, Е.В. Шишловой: Худ. С.Гандини. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.

Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999.

Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.

Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.