logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся, что составляет актуальность обучения по данному курсу.

При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе-интернате решает следующие задачи:

воспитать патриота и гражданина России;

сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;

подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;

сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;

привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;

воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;

воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.

Ориентирован на это и предлагаемый курс.

Цели и задачи курса

Ученик будет знать:

О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях искусства разных жанров;

О нравственных ценностях разных эпох;

Различные способы выражения патриотической идеи.

Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов.

Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.

Ученик будет уметь:

На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.

- соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности:

- видеть тему и идею произведения;
- выделять эпизода в тексте;
- видеть закономерность в композиционной структуре;
- характеризовать образ героя;
- уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы;
- пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
- характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.

Ученик будет иметь опыт:

Публичного выступления и выразительного чтения.

Сопоставления произведений разных видов искусства.

Создания исследовательского проекта.

 

Содержание курса

 

Часы

Темы практических занятий и лекций

Виды деятельности учащихся

1

Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач.

"Защитники Земли Русской: Александр Невский”

Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности.

1

"Слово о полку Игореве” в музыке, живописи, литературе.

Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы, знакомятся с выразительными возможностями разных видов искусства, готовят сообщения

2

Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории, литературе

Слушают, конспектируют, комментируют особенности отношения к героям в исторических документах и литературных произведениях, готовят презентации

1

Защита границ Отечества в произведениях русской литературы.

Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают литературные, военные и исторические документы, учат стихи, анализируют тексты, готовят презентации и сообщения

3

"Поэзия подвига”

(поэты и писатели Тамбовщины о Великой Отечественной войне)

Знакомятся с краеведческим материалом, готовят презентации, защищают рефераты и исследовательские работы

2

Проявление русского национального характера в годы Великой Отечественной войны

Отражение идеи произведения "Судьба человека” в трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют сопоставительный анализ

2

Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение

Слушают, конспектируют, задают вопросы, выступают с сообщениями, готовят презентации, учат стихи, анализируют прозу

Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционно-семинарских занятий.

Комментарии к содержанию программы

Занятие 1 (1 час).

Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урока-исследования по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились, но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры, история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе.

Занятие 2 (1 час).

Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы жемчужины древнерусской литературы. "Слово о полку Игореве" - яркое и вечно живое явление не только литературы древнерусской, но и новой - XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова" использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества.

Занятие 3 (2 часа).

На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва".

. Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия "раздвоения” России выражена в стихах М.Цветаевой.

Занятие 4 (1час).

Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений позволит использование педагогической технологии "Метод проекта”.

Занятие 5 (3 часа).

Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов, посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.

Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле.

Занятие 6 (2 часа).

Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука "Судьба человека”.

Оборудование:

историческая карта "Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;

фильм С.Бондарчука "Судьба человека”;

отрывки из документальных видеофильмов.

Занятие 7 (2 часа).

Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу.

Интегрированный урок, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву

Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень):

Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин "Полтава”, М.Ю. Лермонтов "Бородино”, Л.Н. Толстой "Война и мир”, "Севастопольские рассказы”).

Образы защитников родной земли в русском фольклоре.

Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы.

Литература блокадного Ленинграда.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.