logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой и вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые затем печатали на машинке. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. Именно руководитель образовательного учреждения подписывает локальный нормативный акт об издании школьной газеты (приложение). В школе обязательно есть организация, которая находится в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив, Кафедра воспитательной работы и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе.

Распределение редакционных обязанностей.

В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может : и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать -: рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. Чаще всего редактором становится учитель русского языка, литературы, потому что по своей специализации ему легче работать с материалами, написанными детьми. Реже этим занимаются методисты, старшие вожатые, педагоги-организаторы, библиотекари, учителя истории и психологи.

Лучше, когда редакторов два: один (учитель русского языка и литературы) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель -информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается  версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся- -работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты - это  стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников. Не отказывайтесь от помощи представителей психологической службы, социального работника, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь. Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят..

Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: RageMaker, Gorel, Photoshor, QuarkXPress  ( в крайнем случае Word или Microsoft Office Publisher).

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 5 lдо 15 человек..

Средства необходимые для издания газеты

Многие руководители образовательных учреждений, не желающие заниматься такой работой, могут аргументировать это недостатком финансирования. Но ведь даже для того, чтобы нарисовать стенгазету, понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, маркеры и т. п., т. е. расходы. Минимум требуемых средств - это помещение (желательно кабинет информатики, т. к. в нем имеются компьютеры), два-три компьютера, чтобы набрать материал и верстать номер,  принтер, чтобы распечатывать черновые варианты для вычитки (проверки) материалов и макетов.

Далее необходимо решить вопрос с тиражированием  номера.

Концепция школьного издания

Какой же должна быть школьная газета? Интересной, актуальной, отражающей события школы. Газета долго не продержится, если будет    пересказывать интернетовские "продукты" или перепечатывать информацию из других журналов.

Среди школьных печатных СМИ популярностью пользуются форматы  А4,. Количество полос определяется опытным путем. Можно начать с минимума - четыре полосы. Если получится, то можно расширить их число. Периодичность издания также определяется самостоятельно, но оптимальная частота - один раз в месяц.

Немаловажно название газеты. На общем сборе редколлегии название, конечно же, выберут, но необходимо стремиться к его оригинальности.. Название школьной газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Часто названия отражают школьную тематику: "Большая перемена", "Переменка" словосочетания со словом "школьный".

.Быть ли газете цветной, решайте сами. Нужна доступная школьная газета, а цветная печать в силу своей дороговизны может этому помешать. Важно определиться с тиражом газеты. Самое главное, чтобы хватило по одному экземпляру в каждый класс, в места общего сбора (библиотеку, совет старшеклассников, учительскую и т. п.) и на стенды, где смогут прочитать все желающие (кстати, для стендов газету нередко печатают и крупнее, и в цвете).

Возможные рубрики

Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Из наиболее встречающихся в школьных газетах рубрик можно отметить:

  • новости ("Как это было");
  • представление какого-либо человека ("Незнакомые знакомцы',"Кто на новенького?");
  • обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения");
  • юморески (случаи, произошедшие на уроках, фразы из сочинений).

Если найдутся энтузиасты, то можно открыть рубрики про музыке, новинки, отзывы о книгах. С развитием газеты попробуйте готовить тематические выпуски, посвященные, например, здоровому образу жизни, Дню Святого Валентина, Дню города и т. д.

Школьные факультативы по издательской деятельности

По возможности для редколлегии следует проводить факультатив "Введение в журналистику". Главная цель курса - через овладение теорией и практикой: журналистики развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, способствовать становлению активной гражданской позиции, формировать профессиональные навыки (умение писать статьи в различных публицистических жанрах - без их многообразия газета скучна и однотонна). Содержание занятий данного факультатива определяется программой, утверждаемой Экспертным советом.

Кроме того, актуальной станет организация факультатива "Издательское дело". Это интегрированный межпредметный курс, цель которого - дать теоретические знания и практические навыки создания печатной продукции (школьной газеты, тематических приложений к школьной газете, буклетов, работа с фотографиями и т. д.).

Участие в конкурсах регионального и российского масштаба - дополнительный стимул к реализации журналистских способностей ребят.

Типичные недостатки школьных газет.

Недостаток, характерный для многих школьных газет, - подражание в тематике, стиле и форме подачи материала популярным изданиям для взрослых. Как известно, копия всегда хуже оригинала. Начинающий автор вольно или невольно ориентируется на некие авторитеты, и в данном случае важно чувство меры в выборе и степени следования образцам.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются все школьные и молодежные редакции, связана с ответственностью, осознанием ребятами того, что газета - это периодическое средство массовой информации, которое должно выходить в строго установленный срок. У многих юных журналистов не всегда получается следовать главному принципу выпуска газеты - оперативности. Поэтому некоторые материалы нужно готовить впрок и иметь про запас.

"Желтизна" - еще одно слабое звено школьной прессы. В газете недопустимо выяснение личных отношений. Должны существовать неписаные законы, запрещающие публиковать клевету, сплетни, непроверенную и сомнительную информацию. Умело и корректно следует писать детям о взрослых: без вторжения в их личную жизнь, без резкой и неконструктивной критики.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.