logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Как грустно порою смотрят со школьных стен запыленные газеты 2-3-месячной давности! Равнодушно проходят мимо них ребята. Трудно поверить, что и месяц, и два назад эти газеты представляли какой-либо интерес. В надежде найти там хоть что-нибудь живое, острое читаешь: «…В нашем классе было 5 неуспевающих, мы помогли Коле Н., и теперь он не получает неудовлетворительных отметок», «Наш класс был в музее, экскурсия нам понравилась» и дальше в таком же духе  — неинтересно, бездушно, штампованно.

А сколько вложено труда! И, понимая, что труд затрачен бесцельно, нередко задаешь вопрос: «А нужны ли стенгазеты в школе?»

Конечно, такие газеты, о которых шла речь вначале, не нужны. Они отнимают массу времени и не приносят никакой пользы.

А вообще газеты необходимы. Особенно, когда в школе затеваются интересные дела. Такие как, например, вечера встреч.

Итак, вас можно поздравить — наконец-то все оценили ваши литературные способности и организаторский талант. С сегодняшнего дня вы — главный редактор. Заодно примите наши соболезнования. Нормальная жизнь на этом заканчивается (шутка, конечно). Настоящий редактор — не должность, не профессия, не призвание, это — диагноз.

И еще одно вы должны решить сразу: что для вас важнее — хорошие отношения с администрацией, учителями, друзьями или хорошая газета. Потому что вам неизбежно придется со всеми ними конфликтовать — одних критиковать,

других сокращать и править, третьим — отказывать в публикации.

В общем, мы вам не завидуем. Но помочь хотим, потому что сами через все это прошли.

Это конечно шутка, «но в ней намек — добрым молодцам урок». А если совсем серьезно, то…

Работа редактора — ответственная и серьезная работа. Он должен уметь не только руководить редколлегией, но и правильно отбирать нужный материал, уметь выделить в этом материале главное и выправить, обработать заметки так, чтобы после сокращения всего лишнего, не имеющего отношения к теме, главное стало для читателей ясным и доходчивым.

Как-то в одной из газет были помещены дружеские шаржи на редактора школьной стенной газеты.

На одном рисунке он был изображен с громадными ножницами. Редактор держал длинную заметку и старательно выстригал из нее лишние строчки; на другом — редактор, засучив рукава, тщательно выжимал из заметок «воду», которую юнкоры нередко добавляют в свои заметки, чтобы они вышли подлиннее.

Любят неопытные юнкоры большие заметки и часто гордятся ими: вот, мол, я какую написал.

И очень плохо, когда редактор принимает эту заметку и даже похваливает. «Молодец, пиши такую же в следующий номер». Просит написать, а сам думает: «Пиши, пиши, из длинной заметки короткую я всегда сделаю».

Перед выпуском он берет красный карандаш, и начинается редактирование: нужная строка — оставляет, ненужная — вычеркивает, потом он эту заметку режет, клеит, соединяет и помещает в газету.

Конечно, редактор прав. Заметки должны быть лаконичные, содержать в себе только главное, нужное. Но прав и автор, ему хочется видеть в газете заметку такой, какую он написал, а не в том виде, как сократил и обработал редак-

тор. Если редактор не верит в силы ребят и пробует делать работу за них, этим он только обижает своих авторов и отбивает у них охоту писать. С юнкорами нужно работать так, чтобы свои заметки в газете они узнавали и с гордостью говорили: «Это моя», «Эту заметку написал я сам».

Какими качествами характера должен обладать человек, которому ребята доверят столь важное дело?

Прежде всего, скажете вы, это должен быть человек ответственный. Да, с этим трудно не согласиться.

В одной школе ребята выбрали именно такого. У него слово и дело никогда не расходятся. Решили выпускать газету в школе один раз в неделю. Так и есть. Каждый понедельник новая газета на месте. Подходи, читай. Но что это? Автор-то у всех заметок один, сам редактор. Он же и карикатуры нарисовал, он же и над заголовком трудился. Выглядит газета неплохо, а ребята к ней почему-то равнодушны.

Причин тут может быть несколько, но главная ясна: потому что члены пресс-центра никакого участия в работе над газетой не принимали. Газета стала как бы личным делом редактора. А ведь газета — дело коллективное.

Значит, редактор должен быть еще и хорошим организатором. Ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят. А сделать это под силу тому, кто не только сам отличный юнкор, но и тому, кто сумеет зажечь сердца других, приобщить своих товарищей к юнкоровской работе, добиться того, чтобы поручение — юнкор — стало для каждого живым, азартным делом.

Редактор — это такой учащийся, к слову которого прислушиваются, который пользуется авторитетом среди товарищей, уважением. Не станет хороший редактор «командовать», отдавать приказы: «Пиши заметку про то или это», «Принеси фоторепортаж обязательно завтра». Доброе, внимательное, тактичное отношение к товарищам, с которыми ты делаешь одно дело, — обязательные качества настоящего редактора. Как и честность, принципиальность, умение постоять за свои убеждения.

И, наконец, еще одно. Редактором совет школьного актива школы назначает всегда самого опытного, знающего юнкора. Чему научит других юнкор, если он сам новичок в этом деле?

Нет ни одного редактора, который бы не мечтал сделать газету хорошей. Никому еще не приходилось видеть такого редактора, который вывесил бы свежий номер газеты и сразу отошел от нее.

Разве можно быть равнодушным к результатам своего творческого труда, уйти и не порадоваться за успех газеты, если около нее собрались друзья, одноклассники и горячо обсуждают каждое написанное слово?

Но какая газета соберет около себя больше читателей?

Представьте себе, что все классы школы вывесили в зале стенные газеты. Ребята выбегают на перемену, и перед ними одна около другой развешены в ряд десять — двенадцать газет.

Они оглядывают их со стороны и подходят к самой красивой. Редактор хорошо оформил свою газету и привлек внимание многих. Около газеты уже толпа. Привстав на носки, подтягиваясь сбоку, заглядывая через плечи товарищей, все тянутся посмотреть свежий номер. Редактор горд. Еще бы: сразу столько почитателей.

Но что такое? Вот от газеты отошел один, другой, а через несколько минут около нее осталась только одна редколлегия. Все столпились у другой газеты.

«В чем дело? — думает обиженный редактор. — Почему так быстро все ушли?»

А ответ простой: ребята собрались почитать газету, а редколлегия поместила всего только три скучные заметки, да такие длинные, что за маленькую перемену и одной не прочтешь. Смерили ребята их взглядом, и пошли к другой газете, где заметок оказалось уже не три, а шесть, и все коротенькие. Читать их было легко, и каждая рассказывала о каком-нибудь важном и интересном случае из жизни класса, школы. Здесь было что почитать. Ребята любят газеты, в которых всегда можно найти нужное, справедливое слово и о себе, и о своих товарищах. Редактор понимал это. И в коротких заметках сумел поднять волнующие темы учения и жизни своего коллектива.

Будете выпускать классную газету, вспомните про этих двух редакторов. Как первый редактор, оформи свою газету хорошо, но помести в нее не три длинные заметки, а шесть — семь коротких и содержательных, как сделал второй.

В общешкольной газете должно быть заметок в два — три раза больше, чем в классной, и участвовать в ней должны юные корреспонденты из всех классов. Это первое условие хорошей, живой и содержательной стенной газеты.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

 

Яндекс.Метрика  

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.