logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Рисунком, фотографией, карикатурой можно воздействовать на читателя порой не меньше, чем словом, а иногда даже и сильнее. Все зависит от того, насколько умело будут использованы эти жанры в вашей газете.

Многие юнкоры оправдывают неважное оформление своей стенной газеты отсутствием хорошего художника. Спору нет, юный художник в любой редколлегии желанный соратник. Но для того, чтобы добиться выразительного оформления в стенной газете, необязательно быть прирожденным рисовальщиком. В это не так просто поверить, однако, это все-таки так. И при минимальных средствах выражения можно добиться большой выразительности. В приложении вы можете посмотреть несколько вариантов оформления газеты, где художник использовал всего два элемента: гвардейскую ленточку и звездочку. А ведь мимо такой газеты не пройдешь!

Главное, не бояться оформить газету «не так». Вы никогда не делали цветные «подкладки» у заметок? Попробуйте! Давайте посмотрим, как будет выглядеть заметка, если мы дадим ей поля внутри рамочки в ½ сантиметра или увеличим их до 2—3 сантиметров. А что лучше смотрится, одна жирная линейка или две тонкие? Надо попробовать нарисовать их. Тогда легче будет ответить и на этот вопрос.

Чем чаще юнкоры, оформляя газету, будут говорить себе: «Попробуем!» — тем лучше. Надо пробовать и то и другое. Экспериментировать. Потому что заранее очень трудно сказать, что вот, мол, это — хорошо, а вот это — плохо. На самом деле один и тот же прием в каком-то случае даст желаемый эффект, а в другом нет. Оформление стенной газеты такое же живое дело, как и сама газета. Тут не может быть ничего статичного, раз и навсегда найденного. Надо все время фантазировать, искать новые подачи заметок. И если иллюстрацию к какому-то материалу ваш художник сделать не сможет, не стоит превращать это в катастрофу.

Во-первых, далеко не каждая статья или заметка требует иллюстрации.

Во-вторых, вспомним, что зрительный ряд в стенной газете состоит из множества элементов, и отбить линеечку, сделать рамочку, написать заголовок, аккуратно приклеить аппликацию умеют уже многие.

Кстати, удачно подобранная аппликация всегда выглядит лучше неряшливо выполненного рисунка. Только и чересчур увлекаться этим приемом не следует. Все хорошо в меру. Между тем ребята довольно часто, ссылаясь на трудности, пользуются вырезками из старых газет и журналов.

Кстати, о карикатурах. Как надоели всем рисунки с ребятами, потонувшими в море неудовлетворительных оценок или скачущими верхом на них! Они кочуют из газеты в газету, не достигая цели.

Сила карикатуры — в неожиданности, смелости, образности решения и своевременности появления на свет.

Не менее важен и текст, сопровождающий карикатуру. Хорошо, когда они дополняют друг друга. Вотрисунок. Ученик, как и герой известной пьесы Хлестаков, небрежно развалился в кресле. Передним, разинув рот, — малыши. А подпись гласит: «Сижу это я на уроке, а тут ко мне учителя бегут, и каждый ставит пятерку!»

Всем нравится выставка «домашнего консервирования» в газете «Перец», на которой представлены и «Драчуны малосольные», и «Бездельники в маринаде», и «Моченые дневники незаполненные». Немного фантазии — и успех!

Ничто так не украшает номер сатирической газеты, как хорошая карикатура.

Подсказывать не очень-то хорошо, но в данном случае придется. Ведь существует несколько приемов, с помощью которых художник может добиться цели, а его карикатура будет иметь у читателей успех.

Например, прием гиперболы. Что такое гипербола, знают все. А что получится, если художник покажет нам, словно в лупу, сильно преувеличенный недостаток?

Однажды в газете «Цап-царап» появился такой рисунок. Известный всем своими двойками по математике Андрей Матюшин был изображен в роли космонавта. Но что это? Разве так бывает? «Аи, да космонавт! — смеялись ребята. — Да ведь он звезды по пальцам считает!»

Можно героя карикатуры поставить в необычное положение, которое тоже вызовет смех, хотя сам недостаток, который подвергается критике, вовсе и не смешной. В газете «Шприц» так нарисовали лентяя. Лежит он, как на мягкой постельке, на грядочке, и большой лопух его по голове гладит, а вокруг радостные, веселые сорняки пляшут, да еще и поют: «Спи, наша радость, усни…»

Не так уж редко можно встретить и прием «от обратного». Тут важно не забыть поставить своего «героя» в конкретные обстоятельства, как это сделали юнкоры «Тучки».

Они нарисовали Галку Леонидову, которая вечно убегала с уроков физкультуры, на пьедестале почета.

Увенчана Галка была лавровым венком, а на нем надпись: «Чемпиону в беге на длинные дистанции».

Только учтите, рисовать все-таки лучше как можно проще. Сложный рисунок требует большой подготовки. Постарайтесь ввести побольше элементов узнавания. Ведь, если вы будете добиваться в карикатуре портретного сходства, рисунок может и не получиться. А если вы нарисуете какую-то деталь, очень характерную для данного персонажа, узнать его будет нетрудно. Такой деталью может быть книга, удочка, тюбетейка, сапоги, ремень. Словом, какой-то предмет, очень характерный, по которому не составит труда определить, кому он принадлежит.

И очень важно запомнить, чего карикатурист никак не должен делать.

Во-первых, рисуя карикатуру на товарища, не подмечать его физических недостатков. Во-вторых, надо всегда соблюдать чувство меры, такта. Ведь твой товарищ, как и ты сам, может в чем-то ошибаться, но он не совершает преступления, и цель у художника-карикатуриста не осмеять, а помочь. И, наконец, главное. Надо учиться у знаменитых художников-карикатуристов. Учиться рисовать. Подмечать. Но никогда не вырезайте, не копируйте точно работы больших мастеров.

Художник-карикатурист тоже юнкор. Он должен быть наблюдательным, принципиальным, деловым. Должен уметь постоять за правду, не побояться выступить с критикой. Он должен быть уверен в том, что критика эта пойдет на пользу не только Пете или Вале, которые изображены на рисунке, но и всем читателям газеты.

А теперь поговорим о фотографии в стенной газете. Безусловно, снимок украшает газету, разнообразит ее внешний вид. Но снимок еще, и это главное, несет в себе информацию. Он может заменить целую заметку. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вот только что именно мы увидим на снимках? Чем поразим своего читателя?

Дежурная фраза фотографа: «Внимание, снимаю!» —должна быть выброшена из лексикона фотоюнкора. Главное для него — научиться «ловить» движения души человека: радость, печаль, удивление. Чтобы передать на фотографии красоту и величие больших перемен в нашей жизни, приходится юнкору с фотоаппаратом «попотеть». Надо найти и точку для съемки, и заранее представить, как будет выглядеть тот или иной объект на фотографии, решить прямо на месте, что снимать крупным планом, а что можно представить панорамой.

Фотография в стенной газете может быть и познавательной. Таковы, например, подборки на темы: «Мой класс», «Мой двор», «Моя улица», «Мой город».

Особую ценность в стенной газете представляет фоторепортаж. Это очень трудный жанр. Он требует от юнкора немалого мастерства. Конечно, оно придет не сразу. Однако и заметку написать непросто. Редактор и художник тоже должны много узнать и многому научиться, чтобы делать свою стенную газету интересной.

Сколько же должно быть снимков в газете? Это зависит от ваших возможностей. В обычной стенной газете важно не сколько снимков, а какие они, что на них запечатлено, как они «держат» весь номер. В каждом случае для фотоматериала, состоит ли он из одного—двух снимков или представлен фоторепортажем, надо тщательно подыскать место. Нельзя, чтобы все фотографии были сгруппированы в одной части газеты. Зрительно этот край газеты сразу «перевесит», и другая часть газеты покажется «слепой». Чтобы этого не случилось, снимки должны естественно вписаться в макет.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.