logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Все периодические издания (кроме электронных версий) печатаются на бумаге. Бумага, естественно, бывает разного размера или формата. Чаще всего для школьной печати используются форматы А-4 (стандартный лист писчей бумаги) и А-3 (лист в два раза больше).

Тексты, которые публикуются в газетах и журналах (любого формата), различаются не только по количеству букв и плотности мыслей на 1 см2, но и по жанрам.

Вам придется столкнуться с такими жанрами как:

  • информация (короткое сообщение о событии, отвечающее, как минимум, на 3 вопроса: что, где когда);
  • репортаж (то же, что и обычная информация, но написанная очевидцем события, а потому в несколько раз длиннее; может дополняться фотографиями);
  • зарисовка (маленький рассказ о человеке, группе, классе);
  • очерк (большой рассказ о человек, группе, классе);
  • статья (известный журналист А. Аграновский сказал однажды: «Мужское дело — статья». Скорее всего, он имел в виду, что этот жанр требует не только описания фактов, но и умения анализировать эти факты, делать выводы, находить варианты решения поднятых в статье проблем);
  • интервью (вопрос — ответ);
  • фельетон (смешной рассказ о человеке, группе, классе, в котором автор бичует недостатки, выкорчевывает безобразия и клеймит пороки, демонстрируя якобы присущее ему (автору) чувство сатиры и юмора.

Есть еще литературные жанры (рассказ, новелла, повесть, пьеса, роман, эссе…), но о них вы уже слышали на уроках литературы.

Конечно, все эти жанры дробятся на поджанры. Очерк, скажем, — на путевой, очерк нравов, судебный… Интервью — на интервью-беседу, интервью-монолог… Кроме того, в очерк может «влезть» интервью или репортажный кусок… Если вы всерьез решите заниматься журналистикой, то все это вам придется постигать. Но пока усвойте главное: хорошее издание — издание разножанровое и, планируя очередной номер, вам необходимо это учитывать.

Какие еще термины требуют расшифровки?

  • Полоса — одна страница газеты или журнала.
  • Оригинал — авторский текст.
  • Верстка — «расстановка» текста и иллюстраций на полосе в соответствии с макетом полосы.
  • Макет — схема, глядя на которую понятно, где и как располагается текст, иллюстрации, заголовки, рубрики, текстовки к иллюстрациям, линейки, рамки.
  • Оригинал-макет — чистовая распечатка сверстанных полос; фактически журнал или газета в одном экземпляре. Почти конечная цель редактора. «Почти» — потому что конечная цель все-таки — удовлетворение не редакторского тщеславия, а читательского интереса, что предполагает тираж несколько больший, чем один экземпляр.

Пока, пожалуй, хватит. Остальное, если понадобится, объясним дополнительно, по ходу дела.

2. С чего начать?

Есть несколько сценариев начала. Можно сесть за стол, положить перед собой чистый лист бумаги и тупо уставиться в него глазами. Можно сесть за стол и так же целенаправленно устремить взор в потолок. Эти мозговые штурмы завершаются тем, что рано или поздно на листе появится скучное слово «план».

Сначала это будет очень приблизительный план. Например, такой: 1) школьная жизнь; 2) всякое творчество.

Дальше — больше.

«Школьная жизнь» у вас расползется на: а) проблемы; б) события; в) учителей; г) учеников.

Затем все это начинает дробиться на: а) юбилеи; б) поездки и походы; в) олимпиады и конкурсы; г) взаимоотношения учеников и учителей; д) двоечников; г) отличников, ж) середнячков…

А «всякое творчество» тоже начнет делиться на: а) стихи; б) прозу; в) фото; г) рецензии; д) сочинения на вольную тему; е) рисунки…

И теперь самое время решить: каким будет объем вашей газеты или журнала (формат и количество страниц). Возможно, потом, когда материалы будут собраны, вы этот объем увеличите или уменьшите на 1—2 страницы (если, конечно, ваша газета печатается не в типографии, а верстается на школьном или «знакомом» компьютере и тиражируется на ксероксе или принтере).

Скажем, вы решили, что у вас будет газета из 16 полос формата А4.

Теперь уже можно сделать так называемую «приброску по полосам».

Вот теперь, пожалуй, нужно сделать самое главное — из абстрактных надписей на страницах составить тематический план номера.

Первую страницу пока не трогаем. Начнем со второй и третьей, на которых мы так опрометчиво написали «Проблема».

Тут есть два правила: 1) проблема не должна быть высосана из пальца; 2) проблема не должна быть взята с потолка. Лучше всего предварительно провести мини-опрос читателей: «Какие проблемы вы считаете необходимо обсудить в нашем издании?»

Допустим, наибольший рейтинг (используем модное словечко) получили проблемы:

— Взаимоотношения полов.

— Почему учителя меня не любят?

— Есть ли жизнь на Марсе?

— Нужны ли экзамены?

— Отличник — мозги или гибкий позвоночник?

— Нужны ли в школе отметки?

— До каких пор нас в школьной столовой будут кормить подметками вместо бифштексов?

— Где взять карманные деньги?

— Отцы и дети.

В принципе, все эти проблемы (за исключением, пожалуй, «марсианской») имеют «право на жизнь». Но надо остановиться на какой-нибудь одной — вероятнее всего, на той, которая упоминалась в ответах чаще других. Допустим, вы выбрали «Нужны ли в школе отметки?».

Итак, с первым разворотом определились. Идем дальше.

На стр. 4—5 у нас, если помните, написано: «2 интервью на одну тему» и «Подборка информации». С информацией понятно — это короткие сообщения о происходящих в школе событиях. Ас интервью посложнее — нужна тема. Тут можно пойти на хитрость: посмотреть, что у нас осталось из проблем и приспособить одну из них в качестве темы для интервью. Вот, например, эту: «До каких пор нас будут плохо кормить в столовой?».

Стр. 6, 7, 8: «Отличники, двоечники, середняки». Опять-таки нужно придумать темы. Что ж, думать — основное занятие редактора.

Разумеется, с отличником проще всего, можно написать о нем что-то вроде очерка, можно попросить его поделиться опытом, можно задать ему пару каверзных вопросов типа: «Почему все отличники такие скучные?» И т. д. и т. п.

С двоечником тоже не очень сложно — пусть, например, попробует спрогнозировать свое будущее (лет на десять вперед). А вот из середняков — «серой массы» — много не выжмешь. Хотя, почему бы не порассуждать о «серости» в нашей жизни. Чем не тема: «Сегодня на «тройку» учимся, а завтра на «тройку» живем».

Что там дальше? «Учитель». Тут есть где развернуться — от блиц-опросов типа: «Есть ли у вас любимчики?» до большого интервью: «Каким вы были в 16 лет?».

Со стихами и прозой понятно: надо собирать. По поводу «развлекаловки» стоит подумать: перепечатывать курьезы из взрослых изданий или попытаться обойтись доморощенным юмором.

В итоге ваших раздумий получилось примерно вот что:

Стр. 1. Название. Темы номера. Фото.

Стр. 2—3. Проблемная статья «Нужны ли в школе оценки?».

Стр. 4—5. «Кушать подано?». На вопросы нашего корреспондента отвечают: 1) шеф-повар школьной столовой, 2) директор школы.

Информация: а) Итоги олимпиады по… б) Знай наших! в) Все флаги в гости к нам. г) Победители конкурса известны…

Стр. 6. Зарисовка об отличнике «Отлично, Константин!..».

Стр. 7. Фельетон «Прогноз погоды на завтра: шторм 2 балла».

Стр. 8. Беседа с троечником: «Все ли кошки серы?»

Стр. 9. Интервью с учителем: «Место встречи: 16 лет».

Стр. 10. Путевой очерк «Стамбул — город контрастов».

Стр. 11—14. Литературный клуб «Пегас» («Проба пера» — стихи, «Зеленая тетрадь» — проза).

Стр. 15—16. Развлекаловка — «С миру по нотке» (новости музыкальной жизни), юмор.

Стр. 16. Выходные данные: гл. редактор, члены редколлегии, фотокорреспондент, художник, дата выхода, тираж. Неплохо бы и адрес для писем в редакцию указать.

3. Сбор материала.

Будь вы хоть семидесяти пядей во лбу — один вы газету не сделаете. Или сделаете, но потратите на это столько времени, сил и нервов, что за второй номер возьметесь только под

страхом смертной казни. Поэтому ищите в помощники хотя бы двух—трех потенциальных мучеников от журналистики. Если они нашлись, то можно распределять задания.

(Кстати, на наш взгляд, не нужно создавать огромную редколлегию, делить ее на отделы, назначать ответственных за отдельные рубрики. Если редколлегия долгое время будет постоянной, то рано или поздно выяснится, кто на что способен. А поначалу все должно быть общим, иначе вы рискуете из-за разгильдяйства одного человека остаться без нужного материала. Впрочем, как бы ни распределялись обязанности, этого все равно не избежать.)

Задание должно быть предельно конкретным. Проследите, чтобы ваш сотрудник при вас записал: а) тему материала, который он берется написать; б) жанр, в) фамилию героя или героев (если они известны); г) примерный объем материала (в машинописных страницах — на странице должно быть 29— 30 строк, в строке 58—60 знаков); д) срок сдачи материала (желательно с запасом); е) необходимость (и возможность) иллюстраций — фотографий или рисунков.

Пока сотрудники творят, вы можете собирать стихи и прозу, а по вечерам вместе с художником думать над принципиальным макетом своего издания.

4. Макет (принципиальный).

Любой читатель со стажем без труда отличит страницу «Известий» от страницы «Труда» или «Знамени юности». Спросите его, как ему это удается, и он вряд ли сможет вам вразумительно ответить.

А ларчик открывается просто — у этих газет разные принципиальные макеты.

Присмотритесь: в каждом издании есть оформительские элементы, которые повторяются из номера в номер. Название (логотип) — само собой. Во многих газетах на каждой странице повторяется уменьшенное название в сочетании с линейкой или линейками (колонтитул). В одном и том же

месте располагаются рубрики. Выдерживается одинаковый принцип размещения заголовков, используются одинаковые рамки, линейки, шрифты и т. д.

Все это говорит о том, что еще до того, как газета вышла в свет, над ней поработал художник.

На этой странице вы можете видеть несколько вариантов принципиального макета.

Тут важно понять главное: принципиальный макет — это то, без чего ваше издание будет похоже на сотни других. Поэтому не жалейте на него времени, пересмотрите вместе с художником все газеты и журналы, которые попали под руку, выберите лучшие, на ваш взгляд, варианты и переделайте все по-своему.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.