logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Сколько иллюстраций должно быть в газете или журнале? Какую площадь они должны занимать? Каково должно быть соотношение фотографий и рисунков?

Ответы на эти вопросы зависят от возможностей редколлегии. Без иллюстраций школьное издание представить невозможно, но перенасыщать газету картинками ради яркого пятна на полосе, наверное, не стоит.

Будем исходить из того, что в составе редколлегии есть и художник, и фотокорреспондент. То есть, редактор может, планируя материал, заказывать и рисунки, и фотографии.

Прежде всего заметим, что иллюстрирование — это не случайный подбор неких пусть самых замечательных картинок, которые потом будут «приклеены» к текстам. Попробуйте украсить свое издание репродукциями «Монны Лизы» — увидите, что получится. Хотя «Монна Лиза» при этом не пострадает.

Характер иллюстраций должен определяться авторским замыслом и, как это не скучно, технологией изготовления и тиражирования вашего издания. Советуем, паря в невообразимых высотах творческого поиска, не забывать о таких вещах, как рациональность и целесообразность.

Что же касается решения вопроса о количестве рисунков, фотографий и др. элементов художественного оформления — опирайтесь на свой здравый смысл и опыт хороших изданий. Мы же думаем, что, пожалуй, можно отжалеть на иллюстрации треть всей площади издания. Больше — получится комикс, меньше — газета будет серой.

Темы для рисунков можно определять вместе с художником, но, как правило, иллюстраторы не любят, чтобы «наступали на горло их песне» и, прочитав тексты, сами решают, что и как иллюстрировать. Опасность тут возникает, когда маэстро ввязывается в затяжную борьбу хорошего с лучшим; в результате этой борьбы вы можете ждать рисунок до второго пришествия.

Лучше всего, если художник будет приступать к работе на этапе принципиального макета. И начинать нужно с логотипа, т. е. с названия газеты или журнала. Логотип должен быть читаемым, выразительным, запоминаемым. Хороший логотип — это не только удачно выбранный шрифт (кстати, он может быть как наборный компьютерный, так и рисованный от руки), но и его размер, цвет, фактура, принципиальное расположение, компановочное решение всего блока (название + номер + дата выпуска + и т. д.).

Логотип может быть сложным, комбинированным и состоять не только из шрифта, но и рисунка, символа, знака издания, которые, в свою очередь, могут стать составной частью логотипа или стоять отдельно. Все это касается и заголовков, и заставок к рубрикам. Между прочим, заставка к рубрике может быть выполнена в виде пиктограммы и заменять «словесное» название рубрики.

Для газеты и журнала логотип, наверное, самый значимый элемент художественного образа, иллюстрации следуют за ним.

Несколько советов по поводу «взаимоотношений» иллюстраций и текста.

Не пугайтесь ситуаций вроде:

а) большой текст + маленькая картинка;

б) очень большая картинка и всего несколько строк текста. Это же чудное задание по композиции на тему «большое» и «малое»! Не забывайте, что для художника тексты и заголовки тоже являются графическими пятнами.

А вот несколько возможных вариантов расположения рисунка (фотографии) и текста:

1 — текст расположен внутри картинки;

2 — текст является частью картинки или, наоборот, картинка переходит в текст, заголовок;

3 — картинка располагается в тексте, обтекается им, причем поле картинки может иметь как простой геометрический контур (круг, квадрат и т. д.), так и сложную конфигурацию;

4 — иллюстрация может обтекать текст с нескольких сторон;

5 — иллюстрация может врезаться в текст с какой-нибудь одной стороны;

6 — самое простое и одновременно сложное — иллюстрация располагается в стороне от текста через пробел (т. е. сверху, снизу, справа, слева);

7 — иллюстрация может иметь вокруг себя белое поле или уходить под обрез полосы.

Пользуясь особо оригинальными приемами, не злоупотребляйте ими, помните о чувстве меры.

Техника исполнения «картинок» может быть любой. Но обращаем ваше внимание на такую благодатную технику, как коллаж (аппликация). Для коллажа можно использовать все, что попадется под руку: фотографии из журналов и газет, рисунки, куски рекламных проспектов, просто цветные бумажки.

Жанры рисунков могут быть самыми разнообразными: от «философских» до абстрактных.

И, конечно, не обойтись в газете без карикатур и юмористических рисунков. Ну, а если ваш художник «тянет» на шаржи — хольте его, лелейте и покупайте ему жвачки.

И о фотографиях. В чем-то с ними проще, чем с рисунками: определив темы материалов, вы составляете список героев и передаете его фотокорреспонденту. В основном вам понадобятся портреты, но и жанровыми снимками не стоит пренебрегать — они хороши тем, что легко «приспособляемы» к любому материалу. Пейзажи тоже пригодятся — как иллюстрации к стихам или экологическим статьям.

Особняком стоят фоторепортаж и фотоочерк — это могут быть вполне самостоятельные материалы, к которым требуется немного текста. Но и снимки тут должны быть классные, а такие фотокоры, как, скажем, Юрий Рост — товар штучный.

При работе с фотографиями можно пользоваться всеми теми же приемами, что и с иллюстрациями. Была бы фантазия и время на работу, и поиски решений.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.