logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель:

Сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте.

Развивать мышление, коммуникативно-речевые умения.

Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.

Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

I. Вызов

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать поэзию, человек должен обладать богатым воображением, умением сопереживать и, конечно, определенной суммой знаний.

II. Осмысление содержания

– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше.

1 группа – дружба и цветок.

2 группа – дружба и стол.

3 группа – кошка и надежда.

4 группа – кошка и лампочка.

Варианты ответов:

Кошка и лампочка: кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы, как спираль у лампочки; форма головы напоминает лампочку, глаза горят, как лампочки.

Кошка и надежда: обе успокаивают.

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.

Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.

Слово учителя. 

 Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.

– А чем же метафора отличается от сравнения? Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:

Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.

Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.

(Приложение 1)

Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в литературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.

– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.

– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их составления. Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм составления метафоры, внимательно прочитайте его.

Алгоритм составления метафоры. 

Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена метафора.

У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна – небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Задание. Составление метафор.

Метафора про дождь.

Метафора про закат. (Приложение 1)

Обсуждение.

Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»
Предложения:
Осенью тучи часто льют свои слёзы.
Слёзы туч были очень грустными и холодными.

Про закат.
Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
Словосочетание: «костёр вечернего неба»
Предложение: 
За лесом пылал костёр вечернего неба.

– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка» (на фоне музыки И. Штрауса)

Задание группам:

– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль метафоры.

(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.) (Приложение 1)

– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)

– Понравилось вам стихотворение? Давайте ещё раз прочитаем это замечательное стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)

III. Рефлексия.

– Продолжите, пожалуйста, каждое предложение:

На уроке мне было легко…

На уроке мне было трудно…

На уроке мне было интересно… (ответы пишут на листочках индивидуально)

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.