logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

повторить и обобщить изученный материал по теме "Словообразование и орфография”;

развивать у детей любознательность и интерес к предмету.

Оборудование: карточки с напечатанными материалами для работы на уроке, таблица приставок и суффиксов, два листа ватмана со словами для морфемного анализа, магнитофон с музыкальными записями.

Оформление доски: на доске изображены военный форт и ведущие к нему две разноцветные (жёлтая и зелёная) тропы; на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам для достижения цели – взятия форта; в начале каждой тропы – тотемы команд (символы животных).

Вступительное слово учителя. Организация игры.

Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру – в индейцев. Но боевые топоры бросать не будем, за скальпами охотиться тоже не будем. Наша игра в индейцев – это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять правила по теме "Словообразование и орфография”, изучение которой только что закончили. Класс делится на две группы, два племени: делаверы и омоги. Вождем племени делаверов будет В.М., и звать его Белое Перо. Вождём омогов станет В.К., и имя его будет Соколиный Глаз. Задача каждого племени пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки или четвёрки.

Далее учитель обращает внимание на оформление доски. Племя делаверов будет двигаться к форту по жёлтой тропе. Их тотем – дикобраз. Омоги – по зелёной тропе. Дикий кабан – тотем омогов.

Учитель представляет жюри. В него входят старшеклассники. Ребята будут подсчитывать баллы за каждое состязание и подводить итоги.

Учитель. Начинаем урок. Слышите, стучат барабаны? (на 20 – 30 секунд включается запись боевых индейских барабанов). Но это не призыв к войне, а приглашение к мирным состязаниям.

- Племя делаверов, готово? – Да!

- Племя омогов, готово? – Да!

- Тогда начинаем.

1 состязание. И начинаем мы с устной разминки. Вожди племён, вы должны поприветствовать друг друга. Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0,5 балла.

Примерные этикетные слова и выражения.

Здравствуйте.

Рад вас видеть (приветствовать).

Добро пожаловать.

Я так рад вам.

Доброе утро (день, вечер).

Привет.

Здорово.

Лёгок на помине.

Моё почтение.

Приветствую вас.

Салют.

Позвольте приветствовать вас.

Доброго здоровья (здоровьица).

Наше вам.

Здравия желаю.

И т.д.

Учитель. Молодцы, с заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе к следующему состязанию.

2 состязание. Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова? Перед вами на доске листы ватмана со словами. От каждого племени к доске выходит по одному представителю для разбора слов по составу.

Делаверы

Омоги

Драчливый

Лебёдушка

Серебристый

Пригородный

Заговорить

Сбежать

Подсказка

Загадка

Медленно

Бесстрашно

Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово – 1 балл. За ошибки баллы снимаются.

[Комментарии в скобках. К морфемному разбору слов на уроках нужно, с моей точки зрения, обращаться постоянно. Ведь многие правила русского языка связаны с умением детей "видеть” морфемный состав слова (например, то же правописание приставок на з-, с-), что формирует у ребёнка способность подбирать однокоренные слова, развиваетжелание сравниватьобобщать, делать вывод. Морфемный разбор слов заставляет ученика думать, а не просто машинально делить слово на морфемы.]

Учитель. Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропка в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Чтобы выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание.

3 состязание. Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А. Сухомлинского "Дед Осенник”. Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

"В ч_рном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч_тко прислушивается к ш_роху леса и пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, поднимается и говорит

Пришло моё время.

Бе_страшно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становятся ж_лтыми. Выходит дед на опушку садит_ся прислоняет_ся к дубу расч_сывает бороду и тихо что–то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода р_стёт разв_вается по ветру. Вот она прот_нулась на лугу. Луг _делался серым.

Осенний туман говорят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника.”

Карточки сдаются на проверку жюри. Пока старшеклассники проверяют работы и готовятся подвести итоги за три предыдущих состязания, учитель с ребятами продолжает работать по тексту.

- Читаем текст вслух.

- Определим тему текста и его основную мысль.

- Тип и стиль текста.

- Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме "Словообразование и орфография”. Объясним их.

Жюри подводит итоги и определяет по количеству баллов лидирующее "племя”. Звучат победные барабаны. Тотемы на доске продвигают вперёд.

[Комментарии в скобках. Для работы классу была предложена сказка В.А. Сухомлинского "Дед Осенник”. На этом тексте учениками решались не только пунктуационные и орфографические задачи по теме, но проводилась первоначальная работа над анализом текста. Текст сказки не так прост, как кажется на первый взгляд. Анализ даже небольшого текста на уроках русского языка – это работа на перспективу. Ребенок учится чувствовать красоту русского слова, анализировать текст (определять тему и основную мысль, тип и стиль текста, способ связи предложений, умение членить его на абзацы). И в итоге ученик со временем учится создавать свой текст, то есть писать сочинения на разные темы.]

Учитель. На пути индейцев к форту встретилась бурная горная река, в которой водится золотая форель. Поймаем эту рыбу и двинемся дальше. Итак, игра "Рыбалка”.

4 состязание. К доске выходят поочерёдно по одному представителю "племени”. Они с помощью игрушечной удочки "вылавливают” из "аквариума” записки с вопросами по теме.

Примерный перечень вопросов.

Назови морфемы слова.

Что такое корень (приставка, суффикс)?

Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

Назови слова-исключения из правила "Правописание приставок на з-, с-”.

Перечисли корни с чередующимися гласными о//а.

Вспомни и расскажи правило "Правописание букв и - ы после ц ”.

И т.д.

Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом. Тотемы на доске передвигают вперёд к следующему препятствию.

Учитель. Первый музей в России был открыт в эпоху Петра Первого. Это была Кунсткамера, где было собрано много редких, необычных и интересных предметов. Сейчас каждое из "племён” попытается тоже создать свой музей, музей слов. Создавать новые слова будем с помощью редко употребляемых приставок и суффиксов.

5 состязание. На доске вывешивается таблица приставок и суффиксов.

Приставки

Суффиксы

Архи-

-ени (е)

Пра-

-ер (ёр)

Сверх-

-навт

Контр- (против)

-иц (ниц)

Экс- (бывший)

-ищ

Вице- (2-е лицо)

С помощью этих приставок и суффиксов дети придумывают и записывают слова. Жюри оценивает ответы и подсчитывает баллы за 4-е и 5-е состязания. Объявляется лидирующее "племя”. Тотемы на доске передвигаются вперёд.

[Комментарии в скобках. Урок обобщения материала должен обязательно включать, с моей точки зрения, и повторение теоретической части темы. Изучение языка основывается на трёх "китах”: твёрдое знание правил, выполнение упражнений для закрепления этих правил, постоянная работа со словарными словами для расширения словарного запаса ученика и повышения его грамотности. В процессе игры ученик забывает, что должен вспоминать скучные правила, он хочет хорошо ответить, не подвести, поэтому чаще всего дети, заранее подготовившись дома, отвечают неплохо.

Когда же дети приступают к созданию своего "музея” слов, обнаруживается "болезнь” многих: мало читают. Это сказывается на игре, потому что иногда слова с данными суффиксами и приставками подбираются не сразу. Мало читаешь – мало знаешь. На это учитель обратит ещё раз внимание учеников при разборе урока.]

6 состязание. Учитель предлагает детям послушать отрывок из книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

"Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину циферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на цифре "12”. Мелькнул купол городского циркаПанцири воинов на крепостной стене сверкнули последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал на цыпочки, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная декорация уезжает за кулисы, город ушёл под воду”.

Учитель.

- С какой орфограммой текста будем работать? (и – ы после ц).

- Я буду читать текст по предложению, а вы поднятием сигнальных карточек ци – цы должны показать правильное написание слов на это правило.

Жюри оценивает работу учеников. За допущенные ошибки снимает баллы. Тотемы продвигаются вперёд.

Учитель. Друзья, уже близок форт. Последнее состязание – и цель будет достигнута.

7 состязание. Каждое племя прошло по своей тропе. Пришла пора прощаться. Вспомним, с помощью каких этикетных слов люди прощаются друг с другом. Кто больше назовёт таких слов и выражений, тот получит больше баллов (за каждое выражение – 0,5 балла).

Примерные этикетные слова и выражения.

Желаю удачи.

До свидания.

В добрый путь.

Счастливого пути.

Позвольте откланяться.

Счастливо оставаться.

До скорого.

Бывай.

Имею честь откланяться.

Жму вашу руку.

Пока.

Звоните.

Спокойной ночи.

Прощай.

Всего доброго.

Будьте здоровы.

Не поминайте лихом.

И т.д.

Жюри подсчитывает количество баллов за 6-е и 7-е состязания, подводит общий итог за всю игру и объявляет победителя. Победившее "племя” получает пятёрки, отставшее "племя” – четвёрки. Звучат победные барабаны.

[Комментарии в скобках. Шестое состязание было посвящено только одной орфограмме: правописанию букв и – ы после ц. Это правило в процессе изучения темы оказалось трудным для слабых детей. Поэтому я посчитала необходимым повторить её на небольшом отрывке из книги о любимом герое Нильсе, о котором многие с удовольствием читали.

Седьмое задание "закольцовывало” урок. Уж если мы начали урок со слов приветствия, то и закончить необходимо было словами прощания, что расширяло знания ребят об этикетных словах.]

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.