logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Задачи:

Научить образовывать трудные формы множественного числа и употреблять эти существительные в речи;

Способствовать расширению словарного запаса учащихся;

Развивать речь учащихся;

Воспитывать  у учащихся чувство  толерантности.

Обеспечение урока:тетради, ручки, компьютер, мультимедийный  проектор, диски

Информационно-коммуникационная поддержка урока:

1. Видеозапись мультфильма «Каникулы в «Простоквашино» (фрагмент);
2. Аудиозапись песен:

а) "Ах, вы сени, мои сени" (отрывок);

б) "Песенка Винни-пуха"(отрывок);

в) "До чего дошел прогресс" (отрывок);

г) "Рябиновые бусы" (отрывок). 
3. Медиаурок «Введение в тему урока» "звуковая презентация»;
4. Авторское электронное пособие «Русский язык. 5 класс»;
5. Презентация к уроку, выполненная в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007»

Межпредметные связи: информатика, литература

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Психологический настрой на работу.

(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

– Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино». Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)

– В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают,  что это невозможно)
 Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.

2. Объяснение нового материала

Работа с записью на диске – медиаурок. (Для открытия программы необходимо  подключиться к  Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. 

В итоге получается следующая таблица:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

бутсы
ножницы
ворота

жмурки
переговоры
выборы

Дрожжи
чернила
очистки

Сумерки
будни
каникулы

–  Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение. 

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала

1) На  экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. 

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена  существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) 

4) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова – отгадки должны соответствовать теме нашего урока.

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) 
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) 
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) 
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) 
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) 

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа»  Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.

– Ребята, скажите, какой период времени во время учебного года вам нравится? (каникулы)
– Давайте составим со словом «Каникулы» синквейн:

Каникулы
Веселые   Долгожданные
Наступают  Веселят  Помогают
Скоро наступят долгожданные каникулы
Праздник

5. Итог урока

На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них.  

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) 

6. Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.