logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

I. Организационный момент

Учащиеся разделены на три группы. Выбор командира.

II. Языковая разминка

- Вставьте пропущенные буквы. (Карточки раздаю каждому учащемуся).

I группа: сер..це, утю.., щ..ка, еж..вика

II группа: су..ма, тр..с..ник, в..д..мерка, иску..ство, тро..

III группа: ег..рь, лес..ница, наро.., ..рех, ..жиха.

1. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма гласная буква красным карандашом, а орфограмма согласная буква синим карандашом.

- Проверка

- Какое слово подчеркнули 2 раза? (Тростник).

- Почему?

- В каких словах есть другая орфограмма? (Егерь, ежиха).

2. Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв. (Ежиха).

3. Что объединяет эти слова? На какие вопросы отвечают?

4. Разберите по составу слова:

I группа: самолеты

II группа: водомерка

III группа: водоносы

III. Введение в раздел

- На стр. 71 прочитайте название нового большого раздела (слово)

- Какие вы знаете части речи?

- Члены предложения?

Слова - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т.д. а разве могли бы мы без слов сформулировать свои мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

IY. Сообщение темы и цели урока

- Великое количество слов в языке, сотни тысяч. Как же разобраться и управляться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий команлдир: Морфология. Подаст, к примеру команду: "Части речи, становитесь!” Ваши все слова построятся в чёткие колонны. И первой будет стоять часть речи, название которой мы сейчас узнаем:

I группа: запишите на доске первые буквы своих словарных слов

II группа: рядом первые буквы своих словарных слов

III группа: рядом первые буквы своих словарных слов

- Какое слово получилось?

СУЩЕСТВИТЕЛНОЕ

- Какой буквы не хватает? (Ь)

- Какова его роль в этом слове?

- Дайте полное название этой части речи (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ).

- Вот мы и узнаем, какая часть речи будет стоять первой: это слова, которые обозначают предметы.

И, как утверждает морфология, имя существительное - это каждое второе слово в русском языке.

Y. Повторяем то, что знаем

- А так это или нет, мы сейчас с вами узнаем, выполнив следующее задание.

1. Роль имен существительных в речи.

Проведем эксперимент. Прочитайте стихотворение и вычеркните все имена существительные:

Грозная хозяйка.
"Хозяйка сегодня грозна не к добру”, - 
Почувствовал пёс и полез в конуру
"Подальше, мой милый, держись от собак!” -
Сказал себе кот, и махнул на чердак.
"Коты это скверно, пора уходить” -
Подумала мышь, и сквозь щёлочку - фить!
"Ой, мышки! Спасите меня! Караул!” -
Вскричала хозяйка и влезла на стул.
(Г.Кружков)

- Прочитайте что осталось.

- Понятно ли, что происходит в тексте? (Непонятно, не знаем о каких предметах идет речь).

- Какой можем сделать вывод?

Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

Читаем на доске: "Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния".

Физминутка

2. Сейчас мы определим, какие признаки имеют имена существительные. Выполним упр. 103 (упражнение выполняется у доски по одному представителю от каждой группы):

I группа: выпишите одушевлённые имена существительные, определяя род и число

II группа: неодушевлённые, определяя род и число

III группа: помощники, они будут помогать второй группе (один ученик у доски). Все работают у себя в тетрадях. Проверяем, помогаем товарищам у доски.

 


 

- Как вы считаете, может одушевленное имя существительное стать неодушевленным? Может существительное мужского рода стать существительным женского рода?

Вывод: Одушевленность - неодушевленность, род, постоянные признаки имени существительного. Число - непостоянный признак имён существительных..

- Как вы понимаете постоянный признак? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда).

3. Какими членами предложения являются имена существительные, мы сейчас узнаем выполнив упр. 104.

I группа: 1, 2 предложения

II группа: 3, 4 предложения

III группа: 5-ое предложение

Проверка: Работаем коллективно. Сделаем синтаксический разбор 1 предложения (устно).

Вывод: Имена существительные в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.

Слово тростников разберем как часть речи (образец разбора есть у каждой группы).

Тростников - (чего?) н.ф. тростник, сущ., неодуш., м.р., мн.ч.

VI. Работа над развитием устной научной речи

Подведение итога урока. упр. 106. коллективная работа в группах. Ответы проверяем.

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Поставьте каждый себе оценку за работу на уроке (а командир потом проверит).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.