logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи».
Задачи урока: 


Образовательная: закрепление материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;

Развивающая: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: урок обобщения , систематизации и контроля изученного по данной теме 
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная 
Методы обучения: 
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические 
По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный. 

Оборудование и наглядность: раздаточный материал(карточки),учебники, мультимедия другие ТСО 
План урока:
I. Оргмомент: 

1. Приветствие

2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку

3. Диалог по развитию речи

II. Проверка домашнего задания 
III. Актуализация опорных знаний 
IV. Постановка цели занятия перед учащимися 
V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний; 
VI. Контроль за результатом учебной деятельности 
VII. Закрепление 
VIII. Домашнее задание 
IX. Подведение итогов урока: 

Ход урока: 

I. Оргмомент: 
1. Приветствие 
2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку 
3. Диалог по развитию речи 

II. Проверка домашнего задания: 1.Проверь себя! (тест стр. 38) 

III. Актуализация опорных знаний: 
БЛИЦ-ОПРОС: 
1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Фразеология) 
2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову) 
3. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика) 
4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис) 
5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология) 

IV. Постановка цели занятия перед учащимися: 
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. 
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме. 

V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний; 

1. Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма) 
2. Составление алгоритма:Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете.(при помощи вопросов учителя записывается следующая схема) 

Части речи (10) 

Самостоятельные части речи:6 
1. Имя существительное (кто? что?) 
2. Имя прилагательное (какой? чей? ) 
3. Глагол (что делать? что сделать?) 
4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?) 
5. Имя числительное (какой? который ? сколько?) 
6. Наречие (как? где? когда? ) 

Служебные части речи: 3+1 
1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что) 
2. Предлог (в, на, за, к, под) 
3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка) 
Междометие (Ах, ох, ой-ой) 

VI. Контроль за результатом учебной деятельности 
1. Работа по развитию речи: 
- чтение текста по цепочке, по абзацам (упр.60, стр 41) 
- беседа по содержанию: о чем говорится в тексте? определите основную тему текста? (о природе, о пагубном влиянии человека на природу, стоит вопрос о необходимости защиты природы) 

2. Синтаксический разбор предложения: 
- В каком предложении выражена основная мысль текста? 
Мы, земляне, - члены гигантского сообщества, и закон в сообществе для всех один: что взял у природы, верни.
- Давайте его запишем и обозначим самостоятельные и служебные слова как части речи. Сколько частей у этого сложного предложения? Выделите графически. Какие части речи отсутствуют? 

3. Работа в парах: (в работе помогут таблицы на стр192-219) 
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж (земляне, члены, сообщества, закон, в сообществе, у природы, дерево, урожай, пшеницы, почве, растения, рыбу, мальков, пруд) 
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд. 
(гигантского, каменного, циклической, безотходной, бездымной, чистой ) 
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных (один, три миллиарда, сорок, пять миллиардов) имеет 2 падежные формы (сорок). 
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд. (Это, она, такое, все, всё, наша, такой) 
5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд (просто, возможно, замечательно ,всюду) 
6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают 
4. Распределительный диктант: по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, накануне, как, что, так как, о, даже, вряд ли, фу, ах,ура 
Распределите в 3 колонки служебные части речи 
Союзы Предлоги Частицы 
А,или,как,что,так как, По,к,перед,из-за, насчет, в течение, накануне, о Бы, не, даже, вряд ли 
Дополнительные вопросы: Для чего служат союзы? Укажите 
непроизводные предлоги? Для чего служат частицы? Чем они отличаются 
от самостоятельных частей речи (не могут употребляться самостоят-но, 
не являются членами предложения). Какие слова не включили ни в одну 
из колонок. Как называют эти слова? 

VII. Закрепление: 
1. Работа с деформированным текстом. Берегите, всех, зверь, внутри, природа, убивайте, лишь, зверь, внутри, себя (поменять окончание имен существительных) 
2. Тест-тренажер с автоматической проверкой и выставлением оценки. 

3. Заключительная беседа "Убивай зверей внутри себя". 
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко: 
Берегите эти земли, эти воды, 
Даже малую былиночку любя. 
Берегите всех зверей внутри природы, 
Убивайте лишь зверей внутри себя!
О чем говорит здесь поэт? 
Примерные ответы: 
-Что нужно беречь природу 
-Что нельзя убивать зверей 
-Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. 

2.Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? 
Примерные ответы: 
-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п. 
-Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке. 
-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. 

VIII. Домашнее задание:, написать мини- эссе "Экология природы – экология души". упр.63, стр 42. Подведение итогов урока. 
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж 
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд. 
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных имеет 2 падежные формы? 
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд. 
5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд 
6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.