logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме урока.
2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

3. Способствовать формированию  активности на уроке  и умению работать в группах. 
4. Воспитание интереса к русскому языку.

Технология: на игровой и групповой  основах.

Оборудование: карточки с баллами для жюри, табло соревнования (на доске), сигнальные флажки для команд, секундомер, музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка:

1. Выбрать жюри соревнования.

2. Разбить класс на команды, используя картинки, заранее

3. Придумать названия команд, оформление, представление.

4. Выбрать капитанов команд.

5. Подготовить призы для игроков.

Ход урока.

I. Организация класса. (3мин)

- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, урок–соревнование, к которому вы уже давно готовились, работая с дополнительным материалом, разбиваясь на команды, выбирая капитанов, придумывая названия командам.

И мне, как учителю-словеснику, очень хотелось бы, чтобы по окончании урока, несмотря на результаты, вы хоть немного, но изменили бы свое отношение к родному языку, увидели бы в нем не врага, не соперника, а друга, верного, интересного, надежного. Хорошо?

- Да, а как вы думаете, какие ваши личностные качества потребуются нам сегодня для успешной работы?

(на доске)  Знание, внимание, остроумие, интерес, реакция, дружба

- А также  предлагаю   использовать сегодня  такой девиз:

Никто не знает так много, как все мы вместе.

- А еще я хочу представить вам членов нашего жюри: _________________________

II. Слово учителя.

- Итак, состязаясь в трех турах,  мы  с вами сегодня вспомним основные понятия из раздела языкознания «Письмо. Орфография». За урок команды могут набрать 50 баллов, если внимательно будут слушать задания и прилично себя вести.

- И,начиная соревнование, я предлагаю капитанам представить свои команды (3мин)

- Если членам жюри понравилось, как капитаны представили свои команды, как участники выглядят со стороны, Вы можете поставить им дополнительные два балла.

Первый тур. Познавательный. (Максимальное количество баллов -15)

- Хорошо, а теперь я объявляю 1 тур, который состоит из трех вопросов, посвященных письму. За каждый правильный  ответ на вопросы  первого тура вы можете получить  по 5 баллов.  Удачи!

1) Знаете ли вы, что такое письмо и чем письменная речь отличается от устной?

Вот это мы сейчас и проверим. На  цветных карточках  напечатаны понятия, которые мы употребляем, разграничивая письменную и устную речь.

Зрение

Слух            П. Речь

Буквы         Уст. Речь

Звуки

В вашем распоряжении будет 30 секунд, чтобы стрелочками соединить понятия, относящиеся к письменной речи, и понятия, относящиеся к устной речи. Учитывается время и правильность выполнения задания.

(Ответ: зрение, буквы – ПР, звуки, слух – УР)

- Капитаны команд, отдайте выполненное задание членам жюри.

2) Как известно, возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

- Знаете ли вы, чем отличается азбука от алфавита? И что появилось раньше: азбука или алфавит?

Это устный вопрос. Оценивается полнота ответа, используются сигнальные карточки- команда размышляет одну минуту,  капитан  отвечает.

(Ответ:  Слово "азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки):   АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово "алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Братья Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.                                      Греческие              Славянские

Α α                              А а

Β β                              В в

Γ γ                               Г г

Δ δ                              Д д

Ε ε                              Е е

Κ κ                              К к

Λ λ                             Л л

Μ μ                           М м

 

Так что наша азбука — "дочка” греческого алфавита.  Алфавит гораздо старше азбуки)

Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, ответы ребят по пятибалльной шкале.

3) А это задание повышенной сложности.

Искусство письма, как я уже говорила, развивалось постепенно.  На карточке перепутана последовательность появления  разных видов письма. Вы должны восстановить хронологический порядок: что появилось сначала, а что потом.

Время выполнения задания – 1 минута.

1. Идеография  ( Иероглифы, предметное изображение)

2. Звуковое письмо (названия предметов передавали определенными звуками, в основном согласными)

3. Пиктография (картинное письмо, когда события передают в виде рисунка)

(Ответ: 3,1,2)

- А сейчас я предоставляю слово членам жюри, чтобы они объявили результаты 1тура!

- Отлично! У нас есть лидеры!  И есть, к чему стремиться! Продолжаем!

Второй тур. Фонетический. (Максимальное количество баллов – 17)

Фонетический тур  также предполагает  3 вопроса по 5 баллов + 2 балла  дополнительно может заработать капитан команды за хорошую реакцию и правильный ответ на  дополнительный вопрос. Будьте внимательны, капитаны!

Вы должны будете быстро поднять сигнальный  флажок для ответа.

1) Известно, что в русском алфавите 33буквы: 10гласных,21согласная и Ъ и Ь.

- Вопрос капитанам команд: Сколько гласных звуков в русском алфавите?

(Шесть: [и],[а],[у],[о],[ы],[э]) (Жюри  ставит 2 балла за правильный ответ капитану команды, который быстро и правильно ответил на вопрос)

Перед командами карточки.

1.

Вишня, вода

2.

Огонь, ёлка

3.

Каюта, земля

Определите за 1 минуту, какие гласные звуки здесь  есть, а каких не хватает.

Запишите всё на обратной стороне карточек.

(Ответ:

1. есть – [и],[ а]; не хватает –[ у],[ы],[э],[о];     2. есть – [о],[а]; не хватает – [и],[у], [ы],[э];

3. есть –[а],[у],[и] ; не хватает – [о],[э],[ы] )

2) Не секрет, что от умения не путать на письме буквы  и звуки, зависит ваша грамотность, умение писать без орфографических ошибок.

-  Прочитайте  русские пословицы, записанные в транскрипции, и запишите их буквами согласно русской орфографии.

Работайте на обратной стороне карточки. Время работы – 2 минуты)

1.

[j’азыком  н’и  тарап’ис’ ,а

д’элом   н’и  л’ин’ис’ ]

2.

[ум’эн’j’э  в’и з’д’э

наj’ д’от  пр’им’ин’эн’j’э]

3.

[была бы ахота – залад’и ца фс’акаj’а  работа]

(Ответы: 1. Языком не торопись, а делом не ленись. 2. Уменье везде найдет примененье.

3. Была бы охота – заладится всякая работа)

- Хорошо! И с этой работой вы справились. Жюри проверит, правильно ли вы ее выполнили, и поставит, я напоминаю, по 5 баллов за верный ответ, учитывая правильность написания пословицы.

3. А сейчас, в третьем задании, мы совместим ваши знания по математике и русскому языку.

- Вам нужно будет за 1 минуту решить математическую пропорцию, используя звуки русского языка.

1.

[Б] : [П] = [Д] : ?

[З] : [З’] = [В] : ?

[Т] : [Д] = [Ф] : ?

2.

[П] : [Б] =  [Т] : ?

[С] : [З] = [П] : ?

[Д] : [Д’] = [П] : ?

3.

[К] : [Г] = [П] : ?

[Т] : [Д] = [К] : ?

[Ж] : [Ш] = [Г] : ?

- Капитаны команд, отдайте выполненное задание членам жюри

(Ответы: 1. 1. [Б] : [П] = [Д] : [Т],   [З] : [З’] = [В] : [В’],     [Т] : [Д] = [Ф] : [В]

2. [П] : [Б] =  [Т] : [Д],   [С] : [З] = [П] : [Б], [Д] : [Д’] = [П] : [П’]

3.[К] : [Г] = [П] : [Б], [Т] : [Д] = [К] : [Г],  [Ж] : [Ш] = [Г] : [К]  )

Итак, за этот тур вы могли набрать 17 баллов! Жюри! Огласите, пожалуйста, результаты 2 тура и общее количество баллов  у команд за 1 и 2 туры.

Третий тур. Орфографический. (Максимальное количество баллов – 16)

- Третий тур – орфографический, заключительный. Здесь вы сможете применить свои знания в грамотном написании слов, свои умения использовать нужные правила для орфографической работы и попробуете разгадать лингвистические ребусы.

В этом туре тоже три задания, два из которых оцениваются по 5 баллов, а третье задание – 6 баллов. Начнем?

1. На карточках у вас записаны группы слов, в которых пропущены буквы.

Ваша задача: вставить пропущенные буквы, и вслух (член команды, кроме капитана) сформулировать правило, которое вы использовали при выполнении работы.

Время выполнения задания – 2 минуты. Начали!

1.

выж……ть (сок)

разв……ваться (на ветру)

ув……дать (от старости)

разр……дить (грядку)

2.

Медал……он

об……единить

ад……ютант

ин……екция

3.

(постройка) дач(?)

стрич(?)ся

реж(?)те

(способная)молодеж(?)

- Капитаны команд, отдайте выполненное задание членам жюри

(Ответы: 1. «Проверяемые безударные гласные в корнях слов». Чтобы правильно написать слова этой группы, надо хорошо знать лексическое значение слов, уметь отличить их от других слов, одинаково звучащих, правильно подобрав проверочные слова: выжать сок – выжить в неволе;

развеваться на ветру – развиваться умственно; увядать от старости – увидать друга; разредить грядку – разрядить ружье.

2. «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков». Твердый знак пишется только после приставок перед гласными е,ё,ю,я: объединение; в слове  медальон – разделительный мягкий знак; слова  адъютант и  инъекция – иностранные слова, написание которых запоминается.

3. «Правописание Ь после шипящих на конце существительных и глаголов». У глаголов после шипящих всегда пишется Ь, а у существительных после шипящих Ь пишется только в словах 3 склонения.)

2. Объясняю второе задание, где, пользуясь своими знаниями по фонетике, вы должны будете за 1 минуту составить и грамотно записать на карточке одно слово. Внимательно читайте задание! Начали!

Составьте транскрипцию слова, взяв  3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Используя полученную транскрипцию, грамотно оформите это слово в буквенном варианте.

(Ответ: [ т’иха] – тихо)

- Капитаны команд, отдайте выполненное задание членам жюри.

- Так какое же слово получилось у вас при выполнении 2 задания? (ТИХО)

- Вот и давайте воспользуемся советом наречия и успокоимся перед тем, как отгадывать лингвистические ребусы. Хорошо?

3. Я буду показывать вам рисунок, а вы, поднимая сигнальную карточку, будете угадывать зашифрованное слово. Жюри будет учитывать вашу спокойную, без криков, работу, быстроту реакции и правильность ответов. За этот конкурс вы можете получить 6 баллов, если правильно отгадаете шесть слов.

1) 2) 3)

(Ответ:  монитор, интернет, перемена)

III. Слово учителя. Рефлексия.

- Пришло время  выслушать членов  жюри и услышать результаты вашей работы.

_________________________________________________________________________

- Вот и подходит к концу наш урок-соревнование.

Вы довольны своей игрой? (____________________)

Кто-нибудь приобрел себе интересного друга в лице русского языка? (_______)

А кто теперь внимательнее будет относиться к родному языку?(_______)

Помните: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно», - писал А.Толстой,

а И.С.Тургенев просил нас с вами: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

- Спасибо всем за дружную работу! (Призы)

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.