logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели:

дидактические: познакомить учащихся с правилом правописания гласных Е - И в корнях с чередованием; формировать навыки грамотного письма;

воспитательные: воспитывать в детях уважительное отношение и интерес к      учебе, к компьютерной технике как к источнику информации, чувство радости познания нового;

развивающие: развивать познавательный интерес школьников, их мыслительную активность.

Задачи урока:

-  используя авторскую презентацию, создать условия для самостоятельного поиска учениками языковой закономерности на основе предложенных примеров слов и формулирования вывода о правописании гласных в корнях с чередованием;

-  путем тренировочных упражнений закрепить новые знания;

-  применяя игровые моменты, воспитывать в детях интерес к учебному труду, к компьютерной технике;

- развивать у школьников умение применять логические операции - сравнение, анализ, обобщение, а также способность применять полученные знания на практике.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактиввная доска), презентация «Корни с чередованием Е-И», файл с записью песни "Учиться надо весело» (слова К. Ибряева, музыка С. Соснина)

 

Ход урока

 

I.Оргмомент (мобилизующее начало урока для концентрации внимания детей , создающее их эмоциональный настрой).

Звучит  запись песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»:

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки, по лесенке знаний шагайте смелей,

Чудесные встречи и добрые книжки ступеньками будут на ней!

И песенка, и песенка в пути нам пригодится. Учиться надо весело!

Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!

II.Вступительное слово учителя (с элементами беседы, актуализирующей знания учащихся, содержащей элементы мотивации обучения).

- Ребята, согласны ли вы со словами песни? Она  музыкальный эпиграф к  уроку, к концу которого вы станете на ступень выше на лестнице знаний.

Вы давно знаете части слова. Что такое корень? (ответ учащихся)  Очень важно знать правила, связанные с его правописанием. Только вот не всегда на практике орфограммы в корнях пишутся учениками грамотно. И от этого становиться «и скучно, и грустно». Но не надо падать духом, ведь учение – это процесс творческий, интересный и к тому же результативный. Я думаю, наш урок станет  этому доказательством.

Сейчас вы прокомментируете опорную запись на экране о правописании корней с чередованием гласных о-а, которые вам уже знакомы. ( Работа класса с опорной записью правил о правописании корней с чередованием гласных о – а с целью повторения ранее изученного – см. «Приложение»).

III.Лингвистическая разминка ( с сигнальными карточками для «обратной связи») - проводит сильный ученик, сделавший подборку слов с корнями - рос – -раст- (- ращ-) ,-лож-(-лаг-),- кос-(-кас-), он же вместе с учителем оценивает работу одноклассников.

IV.Введение учащихся в новую тему урока. Сегодня у нас интересная тема «Корни с чередованием е-и» » (слайд №1). А поможет мне вести этот урок герой компьютерной презентации (слайд№2).

(Учащиеся зачитывают вслух сопровождающий текст).

Проведет  сейчас урок

Необычный педагог.

Хоть зовут его Ослом,

Наделён большим умом.

V.Объяснение нового материала от лица Ослика (слайд №3). (считывание текста на слайдах может совершать учитель, но лучше, если это будут делать учащиеся, с целью большей концентрации их внимания к содержанию, а не к анимационному оформлению ).

- В русском языке есть корни с чередованием букв е-и.

Например: соберу - собираю

Это один корень, но в нем может писаться то е, то и.

Это не безударные гласные, проверять ударением здесь нельзя.!!!

VI.Решение учащимися проблемной ситуации (слайд №4).

Думай, друг мой, размышляй!

На вопросик отвечай:

- В каком случае в корнях с чередованием может писаться е, а в каком и?

Вытереть-вытирать.

Запереть-запирать.

Стелить-расстилать и т.д.

Найди закономерность!

(В случае затруднения предлагается подсказка, слайд №5, если ученики успешно вышли из проблемной ситуации, то текст на слайде читается с целью закрепления материала):

Чтобы ты нашел ответ,

Я раскрою свой секрет:

Бер-бира

и - а

«Правило ослика»:

Если А стоит за корнем,

В корне И тогда запомним.

VI.Продолжение введения нового материала (с опорой на слайд №6)

Только запомнив эти корни и применив это правило, ты будешь писать правильно:

бер-бир-а

пер-пир-а

дер-дир-а

тер-тир-а

мер-мир-а

стел-стил-а

блест-блист-а

жег-жиг-а                                   Объяснению конец!

Если понял – молодец!

VII.Закрепление нового материала (слайд№8)

1.Задание: спиши, вставь пропущенные буквы и объясни написание (орфографический разбор)

Работа с первыми 3-4 словами выполняется коллективно, с остальными - самостоятельно.

Бл..стать          уд..рает

Расст..лать       подб..ремсяооце

Ум..реть            выж…гание

Выт..рать          забл..стели

Зад..рается        ст..лется.

Выполнил? Молодец!

(Последующая взаимопроверка - работа в парах)

2.Сверка работ учащихся с правильным написанием на слайде №9 (самоконтроль и самооценка в соответствии с критериями для  выставления отметок)

3.Повторение правила учащимися.

(Чтение хором материала слайда №10)

и-а

«Правило ослика»:

Если А стоит за корнем,

В корне И тогда запомним.

Чтение «прощальных слов» ослика учителем  ( приём многократного повтора  правила, способствующий более крепкому усвоению материала)

Вспоминай меня! Пока!

Не забудь: «И-а, и-а

- Ребята, в прощальных словах ослика -  ключ к правилу о правописании корней с чередованием гласных Е-И. Запомните их: И-А.

VIII. Физкультминутка

Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас.

И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки! Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, ребятки, сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули!  Отдохнули? Отдохнули.

IX.Творческая работа (игровой момент) поддерживает интерес детей к уроку, задание создаёт условия для проявления умения применять теоретические знания на практике, работать на уровне современных требований)

Задание: составить и записать две группы слов (тесты) для игры «Четвертый лишний» по теме: «Корни с чередованием е-и».

Например,

1группа слов: замереть, расстилать, блистать, вытирать.

2 группа слов: уберу, застелю, вымерли, отпирать.

IX. Проведение учениками, удачно составившими тест, игры «Четвертый лишний» с классом.

Учащиеся записывают слова в тетради под  диктовку ведущих, подчеркивая лишнее (самостоятельно), с последующим взаимоконтролем и обсуждением результата (рефлексия фрагмента урока). Учитель выборочно проверяет работы детей, оценивает их.

X. Обобщение изученного на уроке (задания учителя).

1. В чем особенность корней с чередованием? (нельзя проверять ударением).

2.Назовите корни, в которых могут чередоваться гласные е-и.

3.Вспомните «правило Ослика» и сформулируйте его своими словами. Сверьтесь с определением из учебника (развитие мыслительной активности, логического мышления учащихся на основе приёмов сопоставления, анализа, обобщения)

4. Кодированный диктант (экспресс-контроль уровня усвоения нового).

Учащиеся в числителе указывают номер слова, под чертой,  в знаменателе, гласную Е или И с учетом ее определения в корнях слов, предложенных учителем ) На доске  - образец: 1) вытереть 1/е , 2) вытирать 2/и .

Читаемые учителем слова :

1)замереть     6) оттирать

2)запирать    7)запереть

3)помирится  8) заминировать

4)удирать       9)замечать

5)уберу          10) расстилать

Результат записи в тетрадях учеников: 1/е, 2/и, 3/и, 4/и, 5/е, 6/и, 7/е, 8/и, 9/е,10/и

Учащиеся сверяются с правильными ответами, записанными учителем на доске заранее и закрытыми до данного момента.

XI.Рефлексия урока (диалог учителя с учениками)

1.(На фоне звучащей песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»)

Подходит к концу наш урок. Что понравилось, что не понравилось вам в нём?

На что следует обратить внимание и учителю, и ученикам?

2.Поставьте оценку «веселому учителю Ослику» за то, как он вас научил, и оцените знания одноклассников. Обоснуйте ваши отметки.

3. На ваш взгляд, стали ли вы на ступень выше после нашего урока? Почему?

XII.Домашнее задание: 1) помочь маме дома  убрать в своей комнатеа затемсоставить связный текст из 8 предложений на тему «Как я убирал дома», используя слова, в которых есть корни с чередованием гласных е-и (творческое задание практической направленности, способствующее лучшему усвоению изученного, развитию связной письменной речи);. 2) выучить правило из учебника и презентации,3) уметь приводить примеры на правописание е-и в корнях с чередованием и графически объяснять свой выбор.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.