logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

1. Повторить и углубить сведения о глухих и звонких согласных, познакомить с правилом написания букв З и С на конце приставок.

2. Развивать компетенции:

учебно-познавательную (формирование навыков грамотного письма);

коммуникативную (обогащение словарного запаса, умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать монологическую речь); информационную (формирование умения работать с книгой, отвечать на поставленные вопросы).

3. Создать условия для воспитания взаимопонимания, самодисциплины, ответственного отношения к совместной деятельности.

План урока

1) Организационный момент:

а) валеологические упражнения на активизацию мыслительной деятельности учащихся;

б) подготовка учащихся к работе.

1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности:

а) вступительная беседа о труде;

б) мобилизующий этап;

в) формирование темы и цели урока.

2. Усвоение нового материала:

а) упражнения на проверку умений учащихся распознавать звонкие и глухие согласные;

б) вывод на основе рассуждений и обобщений учащихся о написании букв З и С на конце приставок.

3. Первичное закрепление теоретического материала.

а) применение правила на словах разгрузить и раскидать;

б) работа с книгой;

в) работа в парах.

2) Гимнастика для глаз (снять усталость)

3) Словарно-орфографическая работа

а) работа по картинам и фотографиям;

б) определение лексического значения слов;

в) подбор однокоренных слов.

4. Закрепление изученного материала.

а) дифференцированная работа в группах;

б) защита своей работы;

в) повторение правила.

5. Контроль (работа с сигнальными карточками).

6. Итог урока (рефлексия).

а) теоретический материал;

б) деятельность учащихся (Что делали и зачем?);

в) оценки за урок.

7. Домашнее задание (дифференцированное).

Ход урока

1. Подготовка к учебно – познавательной деятельности.

1) Вступительная беседа

- Эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица "Без труда не вынешь рыбку из пруда.”

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

- А почему именно она стала эпиграфом к нашему уроку?

- Совершенно верно, ведь чтобы чего-то достичь или чего-то добиться нужно трудиться (можно хором)

- Поэтому сегодня, чтобы узнать что-то новое и чему-то научиться, вам придётся – потрудиться (хором)

2) Мобилизирующий этап.

о…чет

н…резной

ра с/з грузить

ра с/з кидать

н...дувной

о…кос

- Прочитайте слова вслух

- Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к той или иной части речи, имеющуюся в них одинаково звучащую часть, характеристику звуков.

- Найдите слова первой группы

- Обоснуйте свой выбор

1 группа откос

отчёт

правильный ответ (это имена существительные, в них приставка от; в каждом слове 5 звуков; все согласные глухие)

- Какие слова составили 2 группу?

2 группа нарезной

надувной

правильный ответ (это прилагательные; в них есть приставка на; в каждом слове 8 звуков; все согласные звонкие)

- Ребята, что вы можете сказать о написании данных приставок и им подобных?

Правильный ответ (гласные и согласные в приставках –от-, -на-, -под-, -про-, -об- и других всегда пишутся одинаково, независимо от того, как они произносятся)

3) Формулирование темы и цели урока.

-Назовите слова 3 группы и их общие признаки.

3 группа ра с/з грузить

ра с/з кидать

правильный ответ (это глаголы; в них звуков меньше, чем букв; в них есть приставки –рас, -раз)

- Какому правилу написания они подчиняются?

- Какие буквы могут быть на конце данных приставок?

Правильный ответ (З или С)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Правильный ответ (на конце данных приставок могут быть буквы З или С. Значит, тема урока "Буквы З и С на конце приставок”)

Учитель пишет тему на доске (открыли тетради записали число, классная работа, тема урока)

- Хорошо потрудились сформулировали тему урока

- А теперь, при помощи шифровок, сформулируйте цели нашего урока.

1. Познакомиться с… З и С на конце приставок;

2. учиться… и писать слова с приставками на З и С.

Правильный ответ (познакомиться с правилом написания букв З и С на конце приставок; учиться находить и писать слова с приставками на З и С)

2. Усвоение нового материала.

разжимать                 рассмотреть

безвкусный               бесшумный

- Прочитайте слова.

- Выделите в них приставки.

- Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.

- Какой вывод можно сделать?

Правильный ответ (приставки на З пишутся перед звонкими согласными)

- А как думают другие учащиеся? (спросить у нескольких ребят)

- Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня

- Какой можно сделать вывод?

Правильный ответ (приставки на С пишутся перед глухими согласными)

- Обобщите наши рассуждения и сделайте вывод каждому правилу написания подчиняется написание согласных в приставках на З и С.

Пока устно, кто-то тему у доски

Правильный ответ (приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С пишутся перед глухими согласными)

3. Первичное закрепление теоретического материала.

- Определите, какие приставки надо писать в словах разгрузить и раскидать?

- Прочитайте новое правило в учебнике.

- Сравните его с формулировкой, составленной вами

Правильный ответ (совпадает)

- Расскажите правило друг другу.

- Кому удалось сразу запомнить правило и дома не стоит его заучивать?

- Молодцы, вы потрудились, глаза устали давайте сделаем

гимнастику для глаз

Словарно – орфографическая работа.

рассвет           расцвет

- Взгляните на доску, попытайтесь объяснить написание и лексическое значение слов, в этом вам помогут картины.

Правильный ответ (слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению. Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра. Расцвет – время появления цветов у растений)

-Подберите однокоренные слова к этим словам.

Правильный ответ (свет, рассвет, светать, рассветный, цвет, расцвет, расцветать)

4. Закрепление изученного материала (работа в группах по уровням).

- Вы хорошо поработали, узнали новое правило, а теперь мы должны закрепить эти знания, чтобы они надолго остались в вашей памяти.

- Работать будем в группах. У каждой группы своё задание. Как вы должны работать в группах вам напомнит эта памятка. (повторяем в слух)

1 группа         Прочитайте ряды слов. Вставьте буквы. Исключите лишнее слово из каждогряда. Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

2 группа

К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей

справка

3. (Не)Ра…грызешь ореха, так не…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не)…варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

3 группа  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части по двум признакам, признаки определите сами,  спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимал удочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенуласьрасширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи, почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части по смыслу и по наличию в нём слов по теме урока. В котором предложении первой части есть такие слова, а во 2 части их нет, поэтому мы списали 1 часть)

- Молодцы, все справились с заданием.

- Так когда же пишется согласная –с и –з на конце приставок?

5. Контроль.

- Вы хорошо поработали в группах, а сейчас посмотрим, как каждый из вас усвоил новое правило.

(сигнальные карточки)

слова для контроля

безболезненный                                                                              вскрикнуть

бесплатный                                                                                     низвергаться

бескозырка                                                                                      изгибаться

вознаграждение                                                                               испортить

воспеть                                                                                             бесшумный

взмахнуть                                                                                         безбрежный

6. Итог урока.

- Назовите орфограмму, с которой мы познакомились на уроке.

- Расскажите правило написали согласных З и С на конце приставок

- Чтобы эти знания остались надолго в вашей памяти, что мы делали на уроке? Каких целей добивались?

Оценки за урок

7. Домашнее задание.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.