logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

При использовании инновационных технологий на уроке применяются следующие приёмы:

опорный конспект (при повторении теории),

ключевые термины, мозговая атака (задание блиц-турнира),

исследование текста,

групповая работа (исследовательская работа учащихся )

Все эти методы позволяют актуализировать и обогащать имеющиеся у ученика знания по данной проблеме.

На уроках, обобщающих знания учащихся по теме, наиболее эффективной является комбинированная форма работы. Она предполагает поэтапную проверку знаний учащихся:

На первом этапе проверяются теоретические знания, путём тестирования на компьютере. Ответы на каждый из поставленных вопросов требуют мыслительной деятельности.

Следующим этапом является работа по определенной тематической программе, которая заставляет на практике использовать морфологические правила.

Третий этап работы связан с информационными карточками, включающими всевозможные упражнения. Основной целью данной работы является самопроверка по различным орфограммам.

Всё это предполагает большой охват как теоретического, так и практического материала.

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Местоимение».

Задачи урока:

вызвать интерес к местоимению как часть речи.

способствовать формированию прочных и осознанных знаний о местоимении.

стимулировать дальнейшую исследовательскую работу учащихся.

способствовать развитию у школьников речи, мышления при работе с репродукцией картины И. Левитана «Март».

Оборудование: компьютер, на доске- лингвистическая справка о местоимениях, репродукция картины И. Левитана «Март».

Примечание: класс разделен на 3 команды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Цель нашего урока - обобщить знания о местоимении и проверить свои навыки в употреблении местоимений в своей речи.
Посмотрите шуточную сценку перед дальнейшей серьезной работой.

Сценка (вызов интереса)

Ученик в роли местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!

Ученый Реформатский с исторической справкой:

По совокупности своего грамматического и общеязыкового поведения местоимение выделяется особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки на футболе или дублеры в театре выходят на поле или на сцену, когда нужно освободить от игры «знаменательное слово»

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что местоимений не так много, но их роль важна в нашей речи. Они имеют древнее происхождение и происходят от лат. слова pronomen – вместо имени. Таким образом, местоимение указывает на лицо, признак и число. Вот сегодня мы проверим эти свойства местоимений. Итак, приступим к работе. Первый этап нашего исследования – теоретический.

II. Теоретический блок

– Нашу работу мы начнем с теоретической разминки на компьютере.

1. Терминологический диктант  с самопроверкой

Внимательно прочитать вопросы и дать на них правильный ответ одним словом или словосочетанием.

– Какие местоимения указывают на лицо? (Личные)
– Назовите возвратные местоимения. (себя)
– Какие разряды местоимений включают одни и те же слова. (Вопросительные и относительные)
– От чего зависит написание не-ни в отрицательных местоимениях? (Ударение)
– Как пишется приставка кое-, суффиксы -то, -либо, -нибудь(Дефис)
– Какое местоимение не склоняется? (Таков)
– Что влияет на раздельное написание не-ни в отрицательных местоимениях. (Предлог)
– Какова синтаксическая функция местоимений-прилагательных? (Определение)

2. Проверка домашнего задания (устная работа)

«Взаимный бой» (перекрестные вопросы 3 командам)

Вопросы

Предполагаемый ответ

1) Можно ли к местоимению1 и 2 л. задать вопрос «Что?»?

Нет, т.к. они указывают на говорящего. А говорящий - это «Кто?»

2) Можно ли к местоимению 3 л. задать вопрос «Кто?»?

Можно (вопросы «Кто?», «Что?»)

3) Какие личные местоимения могут употребляться в значении притяжательных?

Личные местоимения он, она, они в родительном падеже выступают как притяжательные

4) На что указывают местоимения-прилагательные?

На признак предмета

5) Как изменяются все местоимения-существительные?

По падежам

6) Какие местоимения не имеют именительного падежа?

Себя, некого, нечего

Одновременная работа на доске. Синтаксический разбор предложений с взаимопроверкой. Объяснить смысл пословиц. Назвать разряд местоимений. (Работают 3 ученика).
Грубость не делает чести никому.

Всякому дню нужна своя забота.
Никто про себя плохо не скажет.

III. Практический блок

1. Работа с классом

Задание: Графический диктант на компьютере.

Вставить пропущенную букву и построить график:

нЕсколько задач, нЕчего сказать, ничЕго себе, крыть нЕчем, нИкаких гвоздей, нИ о чем не спрашивай, нЕкому сказать,нЕ с кем поговорить, нИчей стол, как нИ в чем не бывало.
Итак, поставьте оценки за свои знания по данной орфограмме.

2. Работа в группах (по карточкам)

1 группа.

Объяснить значение фразеологизмов с возвратным местоимением «себя», подобрав к ним синонимы. Составить с любым из них предложение.

Прийти в себя – хорошо себя чувствовать.

Сама на себя не похожа – изменилась.

Себе на уме – хитрый.

Выйти из себя – разозлиться.

Проявить себя – проявить свои качества.

Читать про себя – тихо.

2 группа.

Прочитать пословицы с указательным местоимением. Назвать указательные местоимения, каким членом предложения они  являются.

Хорошо того учить, кто слушает.

Кто много обещает, тот мало делает.

Какова яблонька, таковы и плоды.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Объяснить смысл пословиц.

3 группа.

Найти в стихотворении определительное местоимение и фразеологизм с ним. Какие еще фразеологизмы вы знаете с данным разрядом местоимений.

Про сома

Все приходится сому
С детства делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам еду себе найди!
Сам в беду не попади!
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся:
Сам с усами

Сам с усами – нисколько не хуже других
Сам по себе – самостоятельно
Сам не свой – расстроенный
Само собой – без каких-либо усилий.

3. Задание «Найди ошибку» (работа со всем классом)

Устранить недочеты в употреблении местоимений.

Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него (со зверя) снять шкуру.

Когда у ей(ней) получался фокус, Каштанка звонко лаяла.

Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Мой любимый уголок у стола возле окна, за которым я делаю уроки.      

Вывод (делает учитель): При употреблении местоимений 3л. нужно помнить, что оно обычно заменяет ближайшее к нему существительного в форме того же рода и числа.

4. Конструирование предложения (одновременная работа у доски 3-х учеников)

Записать предложение, заменяя определительное местоимение противоположным, заменяя и формы  сказуемых:

Отъезжающие со всеми успели проститься

У любого можно было спросить о времени прибытия поезда

Каждый хотел поделиться радостной вестью.

5. Блиц-опрос «Кто самый догадливый» (грамматическая викторина – устно)

Назовите притяжательное местоимение, которое может быть глаголом. (Мой)

К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»? (К местоимению «вы», вы-года)

Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получилось то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения. (Те-мы)

Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (Между «ты» и «вы» предлог «к», получим ты-к-вы)

Напишите 2 личных местоимения, которые вместо составили бы имя существительное множественного числа. (Я-мы)

Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (Те-сто)

К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получить ряд помещений в доме на одном уровне? (К местоимению «эта», эта-ж)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Указательное местоимение «тот» и личные «оно», «я»)

Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (Личное местоимение «он», союз «но»)

Какое местоимение, если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак, превратится в маленького грызуна. (Личное местоимение 1 л. множественного числа «мы», «мышь»)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

– Отгадать загадку:

Мы ходим ночью, 
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

– Посмотрите на часики. Они без стрелок.

1. Посмотрите глазками  на цифры 12, 6,3,9.
2. Закройте глазки, откройте.
3. Поработайте глазками вместо стрелок: по часовой стрелки, против часовой стрелки.

IV. Развитие речи

1. Работа по репродукции  картины И. Левитана «Март»

Вопрос. Какое впечатление оставляет эта картина?

Весна. Всё наполнено теплым, душистым воздухом и теплым светом весеннего солнца. Природа пробуждается. Показана радость пробуждения  природы. Все пронизано каким- то ожиданием. Природа будто поёт  какую-то мелодию

2. Работа по тексту К. Паустовского

Невольные слезы обожгли мне глаза. Эта картина Левитана «Март» вошла в моё сознание как проявление такой величавой и благородной красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. Со мной творилось что-то непонятное. Происходило величайшее событие  в моей жизни: я нашел свою родную страну.  Я люблю её до последней веточки на самом неприметном дереве.

Задание. Главная мысль этого текста

Какой заголовок можно придумать к тексту?

Найти местоимения, назвать разряд (устно)

Составить одно предложение о весне с использованием метафоры записать его

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру по данной репродукции с использованием местоимений.

VI. Итог урока

Рефлексия

– Какие  задания вызвали затруднения?
– Какие задания выполнить было легко и интересно?

– На своем контрольном листе поставить «+» или «–» возле нумерации каждого задания.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.