logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели:

1. Обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся  по теме «Текст».

2. Выявить практические умения и навыки учащихся по созданию собственных текстов разных жанров.

3. Подтвердить эффективность (неэффективность) работы по анализу стратегий создания текстов, принять совместное решение о целесообразности продолжения данной работы в следующих классах.

Задачи:

обучающие: научить применять теоретические  знания о тексте на более высоком – практическом уровне

развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, а также развивать и закреплять их навыки самоанализа

воспитывающие: научить ребят ценить и уважать слово – своё и товарищей, воспитать в них тактичное и доброжелательное отношение к своим оппонентам и желание делиться друг с другом собственным опытом.

Оборудование:

1. Сочинения учащихся за этот учебный год

2. Тексты художественного и публицистического стилей

3.  Памятки по написанию сочинений различных жанров и по анализу стратегий их написания.

4. «Банк идей» - архив собранных учениками стратегий и их элементов.

 

Ход урока

I. Организация начала урока.  Целеполагание.


II. Обобщающее повторение.

Фронтальная беседа.

УЧИТЕЛЬ:

-Что значит для вас - написать сочинение?

УЧЕНИКИ:

-Выразить свои мысли письменно!

-Охарактеризовать литературного героя.

-Описать какой-то предмет, или состояние, или свои чувства!

-Рассказать какую-то историю! Или сочинить её.

-Придумать лирическую миниатюру  на какую-нибудь тему!

- Молодцы! Разнообразие ответов подчёркивает ваши индивидуальности. А теперь представьте, что каждый из вас стал делать то, о чем он сказал: описывать, придумывать, выражать мысли, характеризовать героев и пр. Каким   словосочетанием можно назвать процесс вашей работы? Что все вы будете делать?

- Создавать тексты!

-Отлично, вы правильно поняли в процессе нашей совместной работы, что написать сочинение – это значит создать свой собственный текст.

А каковы основные признаки текста?

Законченность мысли!

Единство темы!

Логичность, последовательность, грамматическая связь между предложениями…

Прекрасно, но тексты бывают разные. По каким лингвистическим критериям мы их различаем?

По стилю и типу речи!

Какие стили речи вы знаете? Какие чаще всего используются для написания сочинений?

…Книжные – художественный и  публицистический.

Скажите, а что общего у текстов художественного и публицистического стилей речи?

У таких текстов общей является цель – воздействие на читателя.

Эмоциональность, страстность, доходчивость.

И художественный, и публицистический стили речи предполагают совмещение (смешение) торжественной лексики и разговорных средств, использование синонимов и антонимов…

Также в подобных текстах часто встречаются эпитеты, метафоры, сравнения.

Ещё для них (текстов) характерны риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, повторы, однородные члены предложения…

И для того чтобы сочинение получилось ярким и убедительным, чаще всего мы используем средства публицистического стиля, а иногда, когда, например, нужно придумать рассказ или написать лирическую миниатюру, мы обращаемся к художественному стилю. Правильно?

Правильно, а теперь напомните, какие типы речи вам известны?

В русском языке есть три типа речи: повествование, описание и рассуждение.

Верно. За последние два месяца мы с вами проанализировали более 60 творческих работ, среди которых были и  сочинения-рассуждения, и сочинения-описания, повествования – очень разные получались тексты. Посмотрите в свои оценочные листы и скажите, в каких случаях сочинения ваших товарищей получали наивысший балл?

Значит, будем продолжать этому учиться!

Самыми яркими и интересными были тексты, в которых авторы в повествование включали элементы описания и рассуждения.

III.             Практическая часть. Работа с индивидуальными и групповыми стратегиями.

1.      Учитель

Сегодня мы подводим некий итог нашей работе по созданию авторских текстов, то есть сочинений.

Скажите, чем мы занимались довольно активно в последнее время на уроках русского языка (развития речи), что анализировали?

Ученики

Мы обсуждали  написанные сочинения и анализировали стратегии их написания.

Как понимаете слово стратегия?

Стратегия – это порядок работы, план, алгоритм…(одним из учеников зачитывается значение слова  по толковому словарю).

Обратимся к вашему личному опыту. Заглянув в свои рабочие материалы, скажите, какие вопросы вы чаще всего задаете, составляя (описывая) стратегию?

Как придумал, с чего начать, а чем закончить текст?

Как составлял план?

Как подбирал средства языка и отдельные слова?

Как понял, что нужно какую-то часть (вступление, например) переделать?

Как редактировал черновик?

Значит, на какой  главный вопрос нужно ответить, чтобы создать (описать) стратегию работы?

На вопрос как?

Прекрасно, ведь научившись отвечать на вопрос как при написании сочинения, вы сможете  влиять на процесс работы и на качество самих текстов.

Скажите, а чему лично вас научила работа по анализу стратегий – своих и чужих? Что стало получаться? Что теперь делать легко (легче)?

-Я научилась смотреть на текст чужими глазами и редактировать его, замечать и исправлять ошибки - лексические и речевые.

-Раньше я никогда не знал, с чего начать сочинение. А теперь я закрываю глаза и вспоминаю – в зависимости от темы – какую-то картинку или свои  ощущения. И начинаю описывать.

-Я понял, что текст, при создании которого используются почти одни глаголы, беден и выглядит примитивно, поэтому сейчас стараюсь выражать свои мысли полноценными  распространенными предложениями.

2. Замечательно, ребята, а кто готов поделиться опытом с товарищами? Кто хочет прочитать какую-нибудь из своих работ и описать нам  стратегию её создания (т. е. характеризовать процесс написания текста)?

Арсений Журбицкий:

Я прочитаю сочинение по картине И. К. Айвазовского «Буря» (Задание по учебнику М.М. Разумовской «Русский язык» для 7 класса, упр.165, 164).

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Буря».

Первое, что мне бросилось в глаза, -  это необычный цвет воды, его глубина, насыщенность… Невозможно оторваться! Эта сине-серо-зеленая бездна просто затягивает, погружает в пучину, обрушивает на тебя: на твое лицо, голову, плечи, тело – тонну соленой пены! Можно задохнуться. Я сразу подумал, как страшно человеку оказаться один на один со стихией. Песчинка, щепка и - огромность, бесконечность…

С большим трудом оторвавшись, отодвинувшись от моря Айвазовского, я увидел, что на картине есть и гибнущий корабль с людьми, и отдельный человек. Несчастный, оказавшийся за бортом, в отчаянии:  он видит, как другие моряки погружаются в шлюпку в надежде спастись. Чаек мощным ветром просто прибивает к воде. И я как будто бы слышу крики людей, грохот волн и рёв ветра

Корабль вот-вот потонет, оборванные и обтрёпанные паруса, сломанная мачта, вода и воздух смешались так, что горизонта не видно... И на фоне всего этого вдалеке – нежный розовый просвет. Надежда?

Думаю, художник Айвазовский был оптимистом  и романтиком. Красиво! Мне понравилась его «Буря». Она меня взволновала.

Стратегия написания сочинения по картине И. К. Айвазовского «Буря».

1. Я сам немного рисую, поэтому сначала, взяв картину в руки,  я увидел, по-моему, главное – цвет. Сразу родилась перваяфраза: «бросилось в глаза…»

2. Цвет был столь глубок, что я ощутил себя где-то там, внутри, в сердце картины, и описал своё состояние.

3. Отодвинул от себя картину и посмотрел на неё издалека.Перечисляя всё, что вижу, записалопорные слова и словосочетания.

4. Опираясь на них, стал описывать общий план картины: корабль, шлюпка, моряки. Представил себя тонущим человеком, почувствовалбезысходность. Возникло словоотчаяние.

5. Находясь там, в море, услышалшум урагана. Описал звуки.

6. «Выбрался на берег» и снова посмотрел на  картину со стороныПонял: тревожит розовый просвет.

7. Задав себе вопросы: Зачем? Почему? Что это значит? – назвал возникшее чувство и высказал свое предположение о личности художника.

8. В заключение выразил своеотношение к картине.

9. Редактируя черновик, во втором абзаце заменил словочеловек на несчастныйшум ветра на рёв ветра, придаточное предложение на причастный оборот. В третий абзац добавил слово нежный, ведь возникшая надежда слаба, но согревает.

10. Перечитал готовый черновик вслух и понял, что «картина понравилась» звучит формально. Добавил объяснение: «Она меня взволновала».

11. Перечитал ещё раз, почувствовал, что ощущения, вызванные картиной, передал полно, и решил: сочинение готово.

3. Идёт обсуждение  работы, которая всем понравилась.  Ребята говорят, в основном, о её достоинствах, хотя некоторые посчитали, что Арсению повезло – он ведь рисует и родители у него художники. Поэтому он и сумел так глубоко почувствовать «эту воду».Голос большинства: «Вот и хорошо, что сумел!»

Это было прекрасно: ярко, эмоционально и интересно! Спасибо, ребята.

4. А теперь  - следующее  задание: используя свои выработанные стратегии или экспериментируя с новыми(чужими или их элементами), напишите сочинение-миниатюру. Тема сегодняшней творческой работы: Природа. Тема очень широкая, поэтому сужаем её, разукрупняем…

Какие темы, проблемы, ассоциации возникли у вас в связи со словом природа?

1. Букет на столе.

2. Утро в сосновом бору!

3. Берегите животных!

4. Экология природы

5. Человек и природа

6. Времена года

7. Путешествия

8. Природа и настроение человека

9. Погода

10.  Природа и красота

11.   Ледоход

12.  Гроза

13.  Закат

14.  Горные лыжи

15.  Моя собака…

Замечательно! Выбор тем богатейший. Я тоже подготовила для вас несколько дополнительных вариантовзаданий!

1. Из имеющихся в нашей Разноцветной копилке стратегий описанных этапов работы (каждый этап – на отдельной карточке)  составляете стратегию и работаете над созданием своего текста.

2. Берёте готовую, полную, комплексную стратегию (свою или чужую) и  работаете по ней.

3. Работа по созданию стилизации.

Вам предлагаются фрагменты из произведений А. П. Чехова, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского. Выбираете текст, определяете тему, идею, анализируете его структуру, лексику, типичные синтаксичекие конструкции, особенности авторского языка и пр., то есть исследуете стратегию творчества классика. А затем, опираясь на  полученный материал,  пробуете создать свой вариант работы на заданную тему (Природа).

 

Выбирайте по душе – рабочие места, темы, стратегии (или придумывайте новые). Решайте: будете заниматься индивидуальным творчеством или предложите нам коллективный  проект. Столы для групповой (2-4 человека) работы – слева,  для индивидуальной – справа. Порадуйте друг друга  своим талантом!

Желаю всем успеха!

5.

(Идет работа по  выбору стратегий и созданию  текстов).

Напоминаю, ребята, что при выборе стратегии (или создании новой) вы можете пользоваться вашими таблицами-вопросниками и карточками из нашей общей копилки

Первая группа просит слова!

У  нас получилось коллективноеобсуждение стратегий, а  текстымы создавали индивидуально. Просматривая нашу картотеку (имеется в виду картотека-копилка  описанных стратегий и их элементов) и анализируя наши старые сочинения, мы вспомнили, что самыми яркими  обычно оказывались истории, рассказанные от лица кого-то (2-я позиция -  «Мир чужими глазами»: « Я – ветер», «Я – мартовский кот», «Я – осенний листок» и пр.). Поэтому, обсуждая стратегию подготовки новой творческой работы, мы договорились, что если не всё сочинение, то какая-то его часть обязательно должна быть рассказана от лица кого-то. Далее мы напомнили друг другу о том, что текст привлекает внимание многих, когда в нем описывается   не только увиденное, но и услышанное, и прочувствованное (помогли наши традиционные рабочие материалы «Вижу – Слышу - Чувствую»).Сегодня чудное солнечное утро, поэтому  мы решили писать о солнце. Вот что у нас получилось.

Идет обсуждение сочинений и стратегий их написания

(вопросы для анализа стратегий написания сочинений, по  которым работают

учащиеся,     есть у каждого в рабочих папках и на столе с оборудованием урока)

Работа № 1.    Солнце

Островки…Островки…

И на сотни осколков дробится

Море летнего дня.

Мацуо Басё

Автобус скрылся за поворотом. Идти до дачи  предстояло по дороге, раскалённой от полуденного солнца. Было очень жарко, но городской духоты не ощущалось. Пахло морем и спелым инжиром. Асфальт от жары плавился, и от этого воздух впереди весь струился. Солнцем было пропитано всё вокруг. Солнце было везде: во дворе, в окне, на крыше, в бассейне, на веранде,– и даже тень от винограда не спасала…Солнце…

Лучи! Мои лучи! Я могу протянуть их повсюду! Пора согреть море – я играю ими с волнами. Пришло утро – и солнечные зайчики пробираются сквозь оконные стёкла к зажмуренным глазам. Я обнимаю лучами виноградные лозы, и они наливаются сочными гроздьями. Я жарю непослушных людей на пляже…

Я сжигаю дотла! Я даю жизнь! Я – всесильно!

Работа № 2.         Солнце

Когда на улице светит солнце, я чувствую…голод. Да-да, вы не ослышались – голод! Не знаю, почему солнце на меня так действует. Может, потому что солнце похоже на большой сочный апельсин…

Если бы я был солнцем, я бы выглядел по-другому: я бы надел солнечные очки и попивал бы в соломенном пляжном кресле рыжий апельсиновый сок!

Поговорим о работе № 1.

- Очень хорошо переданосостояние беспомощностичеловека перед зноем. Думаю, именно для этого авторы использовали  в первой части сочинения большое количество безличных предложений: подлежащих нет – и человека  нет, и не зависит от тебя ничего: ни свет, ни воздух, ни ароматы. Всё – солнце, оно всесильно!

-  В этом тексте практически нет звуков, мелодий, но это только усиливает впечатление, а не наоборот. Ведь в жару не хочется  ни петь, ни кричать,  ни смеяться, ни даже разговаривать – лень.

- Звуков нет, а ритм, мелодия чувствуется! Например, инверсияво второй части работы делает её похожей на стихотворение в прозе.

-   А мне кажется, что вторая часть работы плохо отредактирована – всё время звучит Я, Я, Я…

- А по-моему, постоянный повтор местоимения Я не портит сочинение, а создает ощущение огромности, вездесущности солнца. Ну и конечно, взгляд изнутри, из самого Солнца (2-япозиция восприятия), сделал работу убедительной.

А кто автор работы? Мирана Гусейнова! Расскажи, как ты начала «сочинять»?

Мы решили написать несколько разных работ о солнце. Для меня солнце – это юг, где я каждое лето отдыхаю у родных.

Я представила улочку бабушкиного городка, увидела её мысленно. Сразу ощутила жар, вкусно запахло. Я как будто увидела кусочек цветного фильма. Ну и стала описывать всё, что вижу и чувствую. А звуков, и правда, я не слышала, наверное, фильм был немой…

Хорошо, а о второй работе кто расскажет?

Саша Жигалин:

Я сначала вспомнил, как мы играли в кругу в ассоциации. Потом вспомнил, как ребята улыбались, когда я сравнил солнце с апельсином («достал» из памяти картинку и  стало приятно). Решил развить мысль. Может, потому, что я тогда был голоден (играли на последнем уроке, скоро обед!), я и сейчас захотел есть. Подумал, что, наверное, солнце так на меня действует. Попытался представить себя в роли солнца - сначала не получилось: оно круглое и горячее, а я костлявый и всегда мёрзну.

Потом подумал, что главное не форма, а свет и цвет, быстренько нарисовал картинку в своем воображении и описал её.

IV. Подведение итогов работы

Ребята, вы удивительно талантливы! И вы уже многое поняли и многому научились в работе с сочинениями. Скажите, обобщая результаты вашей личной и нашей совместной деятельности, а к какому главному выводу пришли?  Нужна ли вам работа по составлению и анализу стратегий? Хотим мы этим заниматься на будущий год?

- Я думаю, при написании сочинения очень важно научиться осмысленно, осознанно задаватьсебе вопросы, начинающиеся с как. Пока часто сбиваюсь, не научился со стороны смотреть на свои тексты, то не могу начать интересно, то закончить, а когда мы вместе  обсуждаем тексты друг друга, так понятно всё про свои становится. Поэтому работу надо продолжать

-          Мне кажется, когда я научусь подробно рассказывать о том, как я пишу, я  в любой момент смогу повлиять на это КАК. И сочинения будут все разными. И писать их будет легко!  Уже немного получается, но пока не всё удается. Научусь! И ещё – мне нравится работать в паре с кем-то. Я почти перестала стесняться и могу уже обсуждать со всеми свои работы…

-          А у меня проблем с началом работы почти никогда не бывает, поэтому  я особое внимание стала уделять редактированию текстов. Раньше я не думала, какими предложениями выражаю свои мысли – пишу как пишется. А теперь я  понимаю, как средствами синтаксиса и лексики, например, можно передать динамизмпроисходящего, настроение или отношение автора к предмету описания и пр. Короче, стратегии и их анализ – дело полезное.

Значит, мы с удовольствием будем продолжать  с вами эту работу – учиться писать яркие, интересные сочинения. И это останется нашей общей целью на будущее. А ещё каждый из вас, каждый, кто  захочет добиться успеха, сформулирует для себя личную задачу (или задачи). И будет решать их, проявляя свою индивидуальность и совершенствуя  мастерство! Я уверена: у нас всё получится!

Итоги урока

Этот урок – заключительный в системе уроков русского языка в 7 классе  по теме «Текст. Стратегии создания и анализа». Тип урока заявлен весьма условно: его можно считать повторительно-обобщающим, можно  уроком обобщения и систематизации знаний и даже уроком проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся. Если обратиться классификации инновационных типов уроков, то можно говорить о том, что это в какой-то степени и урок-лаборатория, и урок-концерт, и урок – конференция. Важно, что такое содержание его и такая структура – работают! Кроме того, на подобном уроке учитель осуществляет личностно-ориентированный подход к обучению (начиная с выбора учащимися места и формы работы – индивидуальной, парной или групповой - и заканчивая выбором содержания, дидактического материала и стратегий его освоения). Это, безусловно, тоже помогает создать «ситуацию успеха» для учащихся.

Мне кажется, в качестве результатов работы учащихся можно отметить высокий «уровень их самостоятельности и самодеятельности на уроке, осознанное отношение к учебному труду», интерес к предмету  и желание сотрудничества и со-творчества с одноклассниками и учителем. Был активно продемонстрирован познавательный интерес школьников, ребята показали хороший   уровень   усвоения ими фактического материала по теме «Текст» и практические умения и навыки по созданию и анализу авторских текстов. Также в процессе обсуждения они отмечали    собственные изменения, говорили о том, что не получается и чему уже научились, то есть мы увидели, как через самоанализ учащиеся идут к личностному росту.  А повышается самооценка – повышается и мотивация. Значит, ребёнка не придётся учить – ему нужно будет помогать учиться!

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.